Решение по делу № 8а-31836/2021 [88а-30223/2021] от 08.11.2021

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

дело № 3а-20/2021

88а-30223/2021

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Саратов                                                                                               6 декабря 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Желонкиной Г.А.,

судей Кривенкова О.В., Найденовой О.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Тандер» на решение Белгородского областного суда от 11 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 14 сентября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению акционерного общества «Тандер» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.

Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Найденовой О.Н., объяснения представителя акционерного общества «Тандер» Зафирова С.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Правительства Белгородской области, Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области Поповой Д.А., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции,

установила:

акционерное общество «Тандер» (далее - АО «Тандер») обратилось в суд с административным иском, в котором просило установить кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, в именно: нежилого здания с кадастровым номером по состоянию на 12 октября 2017 года; нежилых помещений: с кадастровым номером по состоянию на 5 июля 2015 года; с кадастровым номером по состоянию на 8 декабря 2015 года; с кадастровым номером по состоянию на 11 октября 2017 года, на основании отчетов об оценке рыночной стоимости, указав, что несоответствие кадастровой стоимости принадлежащих административному истцу нежилых здания и помещений их действительной рыночной стоимости нарушает права административного истца как плательщика налога на имущество организаций, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Решением Белгородского областного суда от 11 мая 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 14 сентября 2021 года, административное исковое заявление удовлетворено частично. Установлена кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером по состоянию на 12 октября 2017 года в размере его рыночной стоимости 27 640 270 рублей. В удовлетворении исковых требований в части установления кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами в размере рыночной стоимости отказано. С АО «Тандер» в бюджет Белгородской области взысканы судебные расходы по проведению судебной экспертизы в размере 130 000 рублей.

В кассационной жалобе, поданной 25 октября 2021 год через Белгородский областной суд, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 8 ноября 2021 года, АО «Тандер» ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с выводами проведенной по делу судебной экспертизы, результат которой был положен в основу обжалуемых судебных актов. Указывает, что экспертом исследована лишь часть доступной информации, что привело к завышению результата определения рыночной стоимости объектов недвижимости; исключение объекта-аналога из расчета является нарушением методологии оценки, в связи с чем приведенный в экспертном заключении расчет стоимости не может являться основой для определения рыночной стоимости объектов оценки.

В письменных возражениях Правительство Белгородской области и департамент имущественных и земельных отношений Белгородской области просит состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив в соответствии с требованиями части 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правильность применения и толкования судами норм материального права и норм процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы не имеется.

Частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что юридические: лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135- ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Для определения кадастровой стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости (далее - объекты недвижимости) на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления (далее также - заказчик работ) проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Кадастровая стоимость также может быть определена в случаях, установленных в статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»), либо установлена путем оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, содержащихся в государственном кадастре недвижимости (статья 3 указанного Закона).

Как установлено судами и следует из материалов административного дела, административному истцу на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости: нежилое здание с кадастровым номером , площадью 1446,4 кв.м, по адресу: <адрес>; нежилое помещение с кадастровым номером площадью 1512,7 кв.м, по адресу: <адрес>; нежилое помещение с кадастровым номером площадью 1370,9 кв.м, по адресу: <адрес>; нежилое помещение с кадастровым номером площадью 1373 кв.м, по адресу: <адрес>, мкр. Макаренко, <адрес>.

Кадастровая стоимость объектов недвижимости согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости определена в следующих размерах:

нежилого здания с кадастровым номером - 42 289 120 рублей;

нежилого помещения с кадастровым номером - 32 198 893,52 рублей;

нежилого помещения с кадастровым номером -25 473 803,33 рублей;

нежилого помещения с кадастровым номером -24 102 067,63 рублей.

                В обоснование заявленных требований АО «Тандер» представлены в суд отчеты об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости от 31 июля 2020 года № 1/07/2020-Г, № 2/07/2020-С, № 3/07/2020-К, № 4/07/2020-С, выполненные оценщиком ООО «Оценка. Право. Кадастр», согласно которым рыночная стоимость объектов недвижимости составила:

кадастровый по состоянию на 12 октября 2017 года в размере 642 000 рублей;

кадастровый по состоянию на 11 октября 2017 года в размере 24 302 000 рублей;

кадастровый по состоянию на 8 декабря 2015 года в размере 18 943 000 рублей;

                кадастровый по состоянию на 5 июля 2015 года в размере 17 866 000 рублей.

В связи с возникшими сомнениями в достоверности отчетов об оценке и их соответствии законодательству об оценочной деятельности (пункты 20 и 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости») судом назначена судебная оценочная экспертиза.

Согласно заключению эксперта ООО «Финансы-Оценка-Консалтинг» Петренко А.Ю. от 2 апреля 2021 года № 06-21-Э/3а-147/2020, представленные отчеты об оценке не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности, имеющиеся нарушения повлияли на итоговую рыночную стоимость объектов недвижимости. Одновременно экспертом определена рыночная стоимость спорных объектов (помещение, зданий) на дату оценки:

нежилого помещения с кадастровым номером в размере 40 535 671 рубля;

нежилого помещения с кадастровым номером в размере 37 876 638 рублей;

нежилого помещения с кадастровым номером в размере 48 973 529 рублей;

нежилого здания с кадастровым номером в размере 27 640 270 рублей.

Принимая решение о частичном удовлетворении требований и устанавливая кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером на основании заключения эксперта в размере, равном рыночной стоимости, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости, установленная в результате массовой оценки, превышает его рыночную стоимость, определенную по результатам проведенной экспертизы, что влечет нарушение прав административного истца по справедливому исчислению налога на имущество организаций.

При этом, отказывая в удовлетворении остальной части требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что факт превышения кадастровой стоимости принадлежащих административному истцу объектов недвижимости с кадастровыми номерами в сравнении с их рыночной стоимостью не нашел подтверждения, равно как и факт нарушения прав административного истца установлением данной кадастровой стоимости этих объектов недвижимости.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами областного суда.

При этом, судебными инстанциями отмечено, что экспертное заключение отвечает требованиям относимости, допустимости, не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объектов недвижимости, определенную по состоянию на дату их кадастровой оценки. Объективных данных, опровергающих выводы эксперта и свидетельствующих о том, что избранная им методика оценки привела к неправильному определению рыночной стоимости объектов, не представлено.

Принимая в качестве достоверного доказательства экспертное заключение и отвергая в качестве такового отчеты оценщика, представленные стороной административного истца, суды мотивировали такую оценку представленных в дело доказательств.

Возражения относительно экспертного заключения, положенного в основу выводов суда, были проверены и мотивированно отклонены судебными инстанциями.

Доводы кассационной жалобы о том, что экспертом исследована только часть доступной информации, носят абстрактный характер, кассационная жалоба не содержит ссылок на конкретные сведения, которые вопреки требованиям стандартов оценки не были учтены экспертом, а также на нарушение правил отбора объектов-аналогов, повлекшие неправильное определение рыночной стоимости объектов оценки.

Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, руководствуясь положениями статей 111, 114, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возложении судебных расходов в размере 130 000 рублей на АО «Тандер». Доводов относительно распределения судебных расходов кассационная жалоба не содержит.

Выводы, изложенные в судебных актах судов первой и апелляционной инстанций, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено.

Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции,

определила:

решение Белгородского областного суда от 11 мая 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 14 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества «Тандер» - без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.

Мотивированное кассационное определение изготовлено 17 декабря 2021 года.

Председательствующий

Судьи

8а-31836/2021 [88а-30223/2021]

Категория:
Гражданские
Истцы
АО «Тандер»
Ответчики
Управление Росреестра по Белгородской области
Филиал ФГБУ "ФКП Росреетра по Белгородской области"
Департамент имущественных и земельных отношений Белгородской области
правительство Белгородской области
Другие
Штомпель Алексей Николаевич
Суд
Первый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Найденова О.Н.
Дело на сайте суда
1kas.sudrf.ru
06.12.2021Судебное заседание
06.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее