57RS0012-01-2024-001761-61
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 августа 2024 года г. Ливны Орловской области.
Ливенский районный суд Орловской области в составе:
Председательствующего - судьи Юдиной О.А.,
при секретаре Б,
с участием истца Колесниковой В.Н., представителя ответчика Рыльковой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ливенского районного суда Орловской области гражданское дело по иску Колесниковой В.Н. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области об установлении факта проживания на территории, подвергнувшейся радиоактивному загрязнению и о признании права на досрочное назначение пенсии по старости,
установил:
Колесникова В.Н. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Орловской области о назначении досрочной пенсии по старости, в обоснование указав, что она родилась в д.ИвановкаВерховского района Орловской области. После окончания 8 классов, в ДД.ММ.ГГГГ году она поступила учиться в <данные изъяты>. На выходные и праздники она часто приезжала домой к родителям в <адрес> района. Так в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она находилась дома в <адрес> Верховского района Орловской области на майских праздниках. Праздновала вместе с родителями ДД.ММ.ГГГГ Пасху, затем помогала родителям сажать картошку. ДД.ММ.ГГГГ вместе со своими одноклассниками, которые также приехали на праздники, по традиции возлагали цветы к могиле Неизвестного солдата, расположенной в <адрес> в 2-х километрах от их деревни.
На момент катастрофы на Чернобыльской АЭС она проживала в зоне радиоактивного загрязнения и имеет право на досрочное назначение пенсии по достижению возраста 54 лет.
ДД.ММ.ГГГГг. она обратилась в клиентскую службу ОФПСС РФ по Орловской области с заявлением о назначении пенсии по старости на льготных условиях в связи с проживанием в зоне радиоактивного загрязнения, поскольку ей ДД.ММ.ГГГГ исполнится 54 года.
Рассмотрев заявление решением от ДД.ММ.ГГГГ. № ей было отказано в назначении пенсии по старости на льготных условиях в связи с проживанием в зоне радиоактивного загрязнения, ввиду того, что ею не предоставлено достоверных документов, подтверждающих факт ее проживания на территории <адрес> района.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она проживала в зоне радиоактивного загрязнения и имеет право на досрочное назначение пенсии по достижению возраста 54лет, поскольку <адрес> Верховского района Орловской области является зоной с льготным социально-экономическим статусом.
В связи с чем, с учетом уточнения просит установить факт ее проживания в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> района Орловской области - на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период катастрофы на Чернобыльской АЭС, признать за ней право о назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, признании право по ст. 8 закона РФ "О страховых пенсиях", ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в случае увольнения с муниципальной должности, с момента увольнения, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ ей исполнилось 54 года, но на данный момент она работает в муниципальной должности.
В судебном заседании истец Колесникова В.Н. свои уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Орловской областиРылькова Е.Н. в судебное заседание пояснила, что Колесникова В.Н., работаетв должности муниципального служащего и пенсия подлежит назначению только с ДД.ММ.ГГГГ года.
Выслушав объяснения сторон, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
С учетом статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в ред. от 27.12.2018) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" определено, что право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.
В соответствии со статьей 28.1 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону "О страховых пенсиях". Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях", или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Согласно статье 34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Как указал Конституционный Суд Федерации в Определении от 11 июля 2006 года N 403-О, конкретизируя конституционные положения, федеральный законодатель, в свою очередь, гарантировал гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы (статья 3 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), в частности путем назначения пенсий по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию. Эта мера - наряду с мерами социальной поддержки, направленными на возмещение вреда здоровью, - в определенной степени носит компенсаторный характер и должна неукоснительно обеспечиваться всем, кому она предназначена.
Таким образом, исходя из целей Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", названная пенсия по старости на льготных основаниях устанавливается гражданам, которые находятся в зоне радиоактивного загрязнения либо в связи с постоянным проживанием в ней, либо в связи с работой.
В силу части 1.1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации (далее - государственные должности), замещаемые на постоянной основе муниципальные должности (далее - муниципальные должности), должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы (далее - должности государственной гражданской и муниципальной службы), страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в приложении 5 к настоящему Федеральному закону.
Согласно Приложению 5 к Федеральному закону N 400-ФЗ в 2024 году возраст, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости в период замещения государственных должностей, муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы, для женщин рассчитывается как V + 72 месяца, при этом V - возраст, по достижении которого гражданин приобретает право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30 - 33 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2016 года.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2016 года право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с частью 1.1 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации (далее - государственные должности), замещаемые на постоянной основе муниципальные должности (далее - муниципальные должности), должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы (далее - должности государственной гражданской и муниципальной службы), страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста.
Из материалов дела следует, что Усачева В.Н. родилась в <адрес> района Орловской области, что подтверждается свидетельством о рождении II- ХЖ №.
Из справки администрации Васильевского сельского поселения Верховского района Орловской области № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что <адрес> Верховского района Орловской области относилась к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы не Чернобыльской АЭС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления Правительства РФ № 237 от 28.12.1991, Постановления Правительства РФ № 1582 от 18.12.1997.
Как видно из похозяйственной книги №8 Васильевского сельского Совета народных депутатов на ДД.ММ.ГГГГ, Усачева В.Н. на ДД.ММ.ГГГГ года отмечена, как учащаяся 1 курса <данные изъяты>.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Российской академией народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Среднерусского института управления, Усачева В.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения действительно обучалась в Орловском учетно-кредитном техникуме Государственного банка СССР по очной форме обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Государственной квалификационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Усачевой В.Н. присвоена квалификация <данные изъяты>" по специальности <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ выдан диплом МТ №, регистрационный №.
Из книжки успеваемости учащегося Усачевой В.Н., зачисленной на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> по специальности <данные изъяты> следует, что она сдавала семестровую экзаменационную сессию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гг. ; ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ гг., спорные даты, а именно ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ гг., в расписание сдачи экзаменов не вошли.
Согласно диплому МТ №, регистрационный №, выданномуДД.ММ.ГГГГ, Усачева В.Н. в ДД.ММ.ГГГГ году поступила в <данные изъяты> и в ДД.ММ.ГГГГ году окончила полный курс, названного техникума, по специальности "<данные изъяты>".
Колесников С.И. вступил в брак ДД.ММ.ГГГГ с Усачевой В.Н., после заключения брака жене присвоена фамилия Колесникова (свидетельство о заключении барка №).
Допрошенные в судебном заседании свидетель Кобзарь Л.Н. пояснила, что является родной сестрой истца, помнит, что Колесникова В.Н. в ДД.ММ.ГГГГ году училась в г.Орел, в техникуме, очень часто на выходные ездила домой к родителям в д<адрес> района Орловской области и привозила всегда какие – то подарки, в том числе она приезжала и ДД.ММ.ГГГГ на два дня, в субботу Колесникова В.Н. училасьТ пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ годони вместе с Колесниковой (до брака Усачевой) В.Н., учились на очной форме обучения <данные изъяты>, вместе ездили домой, Т в <адрес> района Орловской области, Колесникова В.Н. в <адрес> района Орловской области, данные деревни находились рядом, приезжали в том числе и ДД.ММ.ГГГГ на 2 дня, учебная сессия с этими днями не совпадала, в субботу тоже учились. Свидетели запомнили спорные даты, поскольку в тот момент узнали о катастрофе на Чернобыльской АЭС.
На основании ч. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Суд, оценив показания свидетелей в совокупности с доказательствами, имеющимися в материалах дела, по правилам ст.67 ГПК РФ, может положить их в основу вынесения данного решения, поскольку данных о какой-либо заинтересованности свидетелей в исходе дела нет, их показания не противоречат обстоятельствам, сведения о которых содержатся в других собранных по делу доказательствах, в связи с чем, у суда нет оснований, ставить под сомнение показания данных свидетелей.
Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства, суд находит, что истцом Колесниковой В.Н. представлено достаточно доказательств, объективно подтверждающих факт её проживания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Верховского района Орловской области, территория которого в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ относилась к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Учитывая, что истец в оспариваемый период, то есть с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период катастрофы на Чернобыльской АЭС, проживала в населенном пункте, относящимся к зоне с льготным социально-экономическим статусом, суд приходит к выводу о признании за ней права на досрочное назначение пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на 1 год.
В судебном заседании установлено судом и не оспаривалось представителем ответчиком, что Колесникова В.Н. в настоящее время работает на должности консультанта отдела планирования налоговых доходовФинансовогоУправленияадминистрацииг.Ливны.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ В.Н. исполнилось 54 года, что подтверждается паспортом серии №, выданным ДД.ММ.ГГГГ.
Принимая во внимание вышеизложенные нормы права, а также установленные судом обстоятельства, суд приходит к выводу, что у истца не возникло право на досрочное назначение пенсии, посколькуКолесникова В.Н.замещает на постоянной основе должность консультант отдела планирования налоговых доходовФинансовогоУправленияадминистрацииг.Ливны, в связи с чем дата назначения досрочной пенсии истца должна быть определена с учетом Приложения 5 к Федеральному закону от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а именно V + 72 месяца (для 2024 года), где V - возраст истца на момент возникновения права на досрочную страховую пенсию.
Поскольку истец на день обращения за назначением досрочной страховой пенсии по старости замещала должность муниципального служащего, то ее требования противоречат Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в 2024 году, возраст выхода на пенсию для лиц, замещающих указанные должности, увеличен на 72 месяца.
Таким образом, право на пенсионное обеспечение со снижением возраста возникает у Колесниковой В.Н. с 60 лет в случае продолжения выполнения работы в должности консультант отдела планирования налоговых доходовФинансовогоУправленияадминистрацииг.Ливны, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Материалами дела установлено, что истец продолжает работать, в связи с чем, страховая пенсия по старости должна быть назначена истцу с момента наступления права - с ДД.ММ.ГГГГ, в случае увольнения истца до ДД.ММ.ГГГГ, право на назначении пенсии возникает с даты обращения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Уточненные исковые требования Колесниковой В.Н. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Орловской области о признании право на назначении пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 23.12.1993 года 400-ФЗ "О страховых пенсиях", ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" ДД.ММ.ГГГГ года,удовлетворить.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Орловской области ОГРН 1025700826744, ИНН 5753002380 назначить Колесниковой В.Н., (паспорт №), пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ,в случае увольнения Колесниковой В.Н. до ДД.ММ.ГГГГ с должности муниципальной службы, право на назначении ей пенсии возникает с даты обращения.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 19.08.2024.
Судья