УИД 11RS0010-01-2019-000656-90 |
Дело № 2-5461/2019 |
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 сентября 2019 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе судьи Паншина Д.А.,
при секретаре Гогуновой Д.Д.,
представителя ответчика Потаповой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Эжвинского района города Сыктывкара» к Лапину М.П. о взыскании денежных средств,
у с т а н о в и л :
Государственное бюджетное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Эжвинского района города Сыктывкара» (далее – ГБУ РК «ЦСЗН Эжвинского района г. Сыктывкара») обратилось в суд с иском к Лапину М.П. (с учётом изменения требований) о взыскании суммы излишне выплаченных мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальные услуги по федеральному и региональному законодательству за период с 01.01.2016 по 31.01.2019 в размере 55 350 рублей 68 коп.
В обоснование иска указано, что Лапин М.П. с мая 2012 года являлся получателем указанных мер социальных поддержки в ГБУ РК «ЦСЗН Эжвинского района г.Сыктывкара», предоставлявшихся в связи с проживанием ответчика по адресу: .... При этом на ответчике лежала обязанность по сообщению истцу о перемене своего места жительства, чего ответчиком сделано не было. В результате чего ответчику истцом продолжалось начисление и выплаты мер социальной поддержки. В феврале 2019 года истцу стало известно об изменении истцом места жительства. Требование о возврате излишне полученных денежных средств было оставлено ответчиком без удовлетворения.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГБУ РК «ЦСЗН г.Сыктывкара», Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми.
В судебном заседании представитель Лапина М.П. иск не признала.
Иные лица участия в судебном заседании не приняли.
Представители ГБУ РК «ЦСЗН Эжвинского района г. Сыктывкара», ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара», Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми просили суд рассмотреть дело в их отсутствии.
Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Установлено, что Лапин М.П. является ветеранов боевых действий, имеющим права и льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
Статьей 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
В силу пп. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции, действовавшей до 30.06.2015) ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 п. 1 ст. 3 указанного Закона, предоставлялись меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда;
Редакция указанной нормы, действующая с 30.06.2015 предусматривает предоставление указанной категории граждан мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов: платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах – занимаемой жилой площади); взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах – занимаемой жилой площади). При этом меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим.
В соответствии со ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 данного Федерального закона. При этом форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Статьей 6 Закона Республики Коми № 55-РЗ от 12.11.2004 предусмотрено, что ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в п. 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах» (далее – ветераны боевых действий), дополнительно к мерам социальной поддержки, установленным Федеральным законом «О ветеранах», предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (кроме услуг и работ по управлению многоквартирным домом и взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме).
В целях реализации Закона Республики Коми № 55-РЗ от 12.11.2004 и переданных Российской Федерацией полномочий постановлением Правительства Республики Коми от 05.05.2009 № 115 утверждены Правила и формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (далее – Правила).
Согласно п. 2 Правил решение о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг принимается государственным бюджетным учреждением Республики Коми – центром по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения (далее – центр) по месту жительства или по месту пребывания гражданина, имеющего право на их получение.
В силу п. 13 Правил меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – компенсация). Компенсация предоставляется при отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений с организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги населению, по ее погашению.
Пунктом 15 Правил предусмотрено, что компенсация перечисляется центрами в финансово-кредитные учреждения или через организации почтовой связи ежемесячно до конца месяца, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором с учетом п. 12 указанных Правил назначены меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии с п. 14 Правил гражданин, получающий меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в случае возникновения обстоятельств, влияющих на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или влекущих изменение размера и (или) прекращение выплаты компенсации, в том числе следующих: изменение места жительства (пребывания), изменение численности граждан, зарегистрированных в жилом помещении, изменение счета в финансово-кредитном учреждении, договорных отношений с организациями, утрата права на получение мер социальной поддержки – обязан в течение 10 рабочих дней со дня наступления таких обстоятельств уведомить об этом центр по месту жительства (пребывания) и представить документы, подтверждающие наступление таких обстоятельств.
В силу п. 17 Правил суммы компенсаций, необоснованно полученные гражданином (независимо от периода их получения), удерживаются по решению центра из суммы, причитающейся гражданину, при каждой последующей выплате компенсации. При отсутствии у гражданина права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг суммы компенсации, необоснованно полученные гражданином, возмещаются гражданином в добровольном порядке в течение месяца со дня получения соответствующего уведомления от центра. В случае отказа гражданина от добровольного возврата излишне полученных средств они взыскиваются центром в соответствии с федеральным законодательством. Суммы компенсаций, необоснованно полученные гражданином по вине центра, удержанию не подлежат.
Пунктом 20 Правил предусмотрено, что перечисление компенсации, прекращенное вследствие изменения места жительства (пребывания) гражданина, возобновляется по новому месту жительства (пребывания):
1) с месяца, с которого прекращена выплата компенсации по прежнему месту жительства (пребывания), в случае представления заявителем в центр или МФЦ по новому месту жительства (пребывания) документов, указанных в подпунктах 1, 2, 6, 7, 10 и 11 п. 3 Правил, в течение 30 календарных дней со дня снятия с регистрационного учета по прежнему месту жительства (пребывания);
2) с месяца, следующего за месяцем обращения, в случае представления заявителем в центр или МФЦ по новому месту жительства (пребывания) документов, указанных в подпунктах 1, 2, 6, 7, 10 и 11 п. 3 Правил, по истечении 30 календарных дней со дня снятия с регистрационного учета по прежнему месту жительства (пребывания).
30.05.2012 Лапин М.П., проживавший в жилом помещении по адресу: ..., расположенном в Эжвинском районе, обратился за предоставлением ему мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по категории ветеран боевых действий. При этом Лапин М.П. подтвердит правильность сообщаемых им сведений и обязался не позднее чем в месячный срок извещать центр по предоставлению государственных услуг об изменившихся обстоятельствах (изменение места жительства или места пребывания, категории и другие обстоятельства выплаты денежной выплаты, влекущие прекращение или пересмотр решения о её назначении).
На момент указанного обращения Лапин М.П. (с 24.05.2012) сохранял регистрацию по месту жительства по адресу: .... Также в указанном жилом помещении сохраняли регистрацию по месту жительства: Гурьянов Ю.С., Гурьянова Т.А., Лапина Л.Ю., н/с ... М.М., н/с ... Е.М.
С мая 2012 года Лапин М.П. являлся получателем мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг согласно федеральному законодательству и согласно региональному законодательству Республики Коми.
24.12.2015 Лапин М.П. был снят с регистрационного по адресу: по адресу: .... Также с регистрационного учёта по указанному адресу 24.12.2015 были сняты супруга и дети ответчика. После чего и до настоящего времени в указанном жилом помещении сохраняет регистрацию по месту жительства лишь тёща ответчика – Гурьянова Т.А., являющаяся с 16.05.2014 собственником указанного жилого помещения
С 14.01.2016 Лапин М.П. сохраняет регистрацию по месту жительства по адресу: .... Указанное жилое помещение с 06.03.2015 принадлежит на праве общей долевой собственности (по ? доле в праве каждому): Лапину М.П., Лапиной Л.Ю., н/с ... М.М., н/с ... Е.М.,
Таким образом, Лапин М.П. обязан был не позднее 11.01.2016 уведомить истица о прекращении регистрации по месту жительства по адресу: ....
С документами, указанными в подпунктах 1, 2, 6, 7, 10 и 11 п. 3 Правил, ответчик в центр по предоставлению государственных услуг по социальной защите населения по своему новому месту жительства (ГБУ РК «ЦСЗН г. Сыктывкара») в спорный период не обращался. В связи с чем оснований для возобновления перечисления ему компенсации по новому месту жительства не имелось.
Довод стороны ответчика о том, что изменение ответчиком регистрации по месту жительства было произведено в пределах одного муниципального образования, правового значения не имеет, поскольку представление спорных мер социальной поддержки по прежнему и по новому месту жительства ответчика осуществляется различными центрами по предоставлению государственных услуг. При этом меры социальной поддержки предоставляются в отношении конкретного жилого помещения и их предоставление носит заявительный характер. Ответчик имел бы право на получение мер социальной поддержки по своему новому месту жительства при условии соблюдения им п. 20 Правил.
Таким образом, с января 2016 года у истца отсутствовала обязанность по выплате ответчику компенсаций.
Стороной истца указано, что сведения о снятии ответчика с регистрационного учёта были ими получены из справки ЭМУП «Жилкомхоз» от 12.02.2019. Ответчик обязанность по уведомлению истца об изменении места жительства не исполнил. Полномочий на получение информации о регистрации граждан у истца не имелось.
В ходе рассмотрения дела суду не представлено каких-либо допустимых и достоверных доказательств, что в спорные период суммы компенсаций необоснованно перечислялись Лапину М.П. вине истца, суду не представлено. Полномочий по истребованию сведений о регистрации ответчика в органах, осуществляющих такую регистрацию, либо в управляющей компании у истца не имелось. Содержание файлов, передаваемых управляющей организацией истцу,
С 01.02.2019 выплата мер социальной поддержки Лапину М.П. была прекращена.
Суммы компенсаций за период с 01.01.2016 по 31.01.2019 были получены ответчиком необоснованно.
Письмом от 14.02.2019 истец предложил ответчику добровольно возвратить неправомерно полученные ежемесячные денежные компенсации за период с 01.01.2016 по 31.01.2019 в сумме 23 866 рублей 68 коп. по федеральному бюджету и в сумме 31 484 рубля – по региональному бюджету. Указанное письмо получено Лапиным М.П. 18.02.2019. Содержавшееся в письме требование ответчиком исполнено не было.
Расчёт излишне выплаченных ответчику компенсаций за указанный период судом проведен и признан обоснованным.
Стороной ответчика заявлено о применении последствий пропуска истцом срока исковой давности.
В соответствии с п. 1 ст. 196 Гражданского кодекса РФ применяется общий срок исковой давности – три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 Гражданского кодекса РФ.
Специального срока исковой давности для исковых требований Злобина В.В. законом не предусмотрено.
В силу п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Каких-либо допустимых доказательств того, что истцу до получения справки ЭМУП «Жилкомхоз» от 12.02.2019 было известно или должно было быть известно о том, что компенсации перечислялись ответчику неправомерно, суду не представлено. С исковым заявлением истец обратился в суд 08.04.2019. В связи с чем оснований считать срок исковой давности пропущенным не имеется.
С учётом изложенного, суд находит исковые требования ГБУ РК «ЦСЗН Эжвинского района г. Сыктывкара» о взыскании с Липина М.П. денежных средств в размере 55 350 рублей 68 коп. в виде необоснованно полученных денежных компенсаций за период с 01.01.2016 по 31.01.2019 (мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальные услуги по федеральному и региональному законодательству) основанными на законе и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.194 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Взыскать с Лапина М.П. в пользу Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Эжвинского района города Сыктывкара» денежные средства в размере 55 350 рублей 68 коп.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарской городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья - Д.А. Паншин
Мотивированное решение суда составлено – 16.09.2019.