Председательствующий по делу Дело № 33-418/2023
№ 9-100/2022
судья Судовцев А.С.
УИД 75RS0008-01-2022-001625-05
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Забайкальский краевой суд в составе:
председательствующего Ревенко Т.М.,
при секретаре Бутиной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите 31 января 2023 года материалы по иску Самохваловой Т. В. к Российскому Союзу Автостраховщиков о взыскании компенсационной выплаты, неустойки
по частной жалобе истца Самохваловой Т.В.
на определение судьи Борзинского городского суда Забайкальского краяот 21 ноября 2022 года, которым постановлено исковое заявление Самохваловой Т. В. к Российскому Союзу Автостраховщиков о взыскании компенсационной выплаты, неустойки, возвратить заявителю;
возвращение искового заявления не препятствует повторному обращению истца в суд с иском к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям, если истцом будет устранено допущенное нарушение,
УСТАНОВИЛ:
Самохвалова Т.В. обратилась в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на то, что 27 октября 2016 года гражданин КНР Чэнь Гуйлинь, управляя автомобилем <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, допустил столкновение с автогрейдером <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, под управлением Черникова В.К. В результате ДТП погиб пассажир автомобиля <данные изъяты> С. Гражданская ответственность владельца транспортного средства автогрейдер <данные изъяты> на момент причинения вреда застрахована не была. 22 октября 2019 г. она, являясь матерью потерпевшего С., направила в РСА заявление об осуществлении компенсационной выплаты в размере 475 000 рублей. Извещением от 7 ноября 2019 г. РСА сообщил об отказе в осуществлении компенсационной выплаты. В ответе на претензию от 9 декабря 2019 г. РСА повторно сообщил об отказе в осуществлении компенсационной выплаты. Решением Агинского районного суда Забайкальского края от 10 ноября 2020 г. отказано в удовлетворении ее исковых требований к РСА о взыскании компенсационной выплаты, штрафа. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 9 февраля 2021 г. указанное решение отменено, принято новое решение, которым с РСА в ее пользу взыскана компенсационная выплата в размере 475 000 рублей, штраф в размере 237 500 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000 рублей. 12 апреля 2021 г. РСА осуществил компенсационную выплату в размере 475 000 рублей. На основании п. «а» ст. 7 Закона об ОСАГО РСА обязан осуществить доплату компенсационной выплаты в размере 25 000 рублей. Кроме того, предусмотренный п. 8 ст. 12 Закона об ОСАГО срок осуществления компенсационной выплаты в размере 475 000 рублей истек 17 ноября 2019 года, период просрочки составил с 17 ноября 2019 г. по 12 апреля 2021 г. 512 дней.
Истец просила суд взыскать с ответчика компенсационную выплату в размере 25 000 рублей, неустойку за просрочку в осуществлении компенсационной выплаты в размере 500 000 рублей (л.д. 2-3).
Судьей постановлено приведенное выше определение (л.д. 16-17).
В частной жалобе и дополнениях к ней истец Самохвалова Т.В. выражает несогласие с постановленным определением, ссылаясь на то, что досудебный порядок урегулирования спора ею соблюден. Полагает, что она вправе подать иск без обращения к финансовому уполномоченному. Суд указал, что истец не заявляла ответчику РСА в досудебном порядке требование об осуществлении выплаты в счет расходов на погребение в размере 25 000 рублей. Данное обстоятельство не является основанием для возвращения иска в части требования о взыскании неустойки за несвоевременное исполнение обязательства по выплате страхового возмещения в размере 475 000 рублей. Просит в указанной части определение отменить, направить исковое заявление в указанной части в суд первой инстанции для рассмотрения по существу (л.д. 20, 26).
На основании частей 3, 4 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации частная жалоба рассмотрена судьей единолично без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с частью 4 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление подается в суд после соблюдения претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 135 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья возвращает исковое заявление в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел досудебный порядок урегулирования спора либо истец не представил документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров.
Из материала следует, что истец Самохвалова Т.В. обратилась в суд с иском о взыскании с профессионального объединения страховщиков компенсационной выплаты в счет возмещения расходов на погребение в размере 25 000 рублей, а также неустойки в размере 500 000 рублей за несвоевременное исполнение обязательства по компенсационной выплате за период с 17 ноября 2019 г. по 12 апреля 2021 г. (512 дней).
Возвращая исковое заявление, судья пришел к выводу о том, что исковое заявление и приложенные к нему документы не содержат доказательств соблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования спора, установленного абзацами вторым и третьим пункта 1 статьи 16.1, пунктом 3 и абзацем вторым пункта 4 статьи 19 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО) для данной категории дел.
Судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 3 статьи 19 Закона об ОСАГО до предъявления к профессиональному объединению страховщиков иска, содержащего требование об осуществлении компенсационной выплаты, потерпевший обязан обратиться к профессиональному объединению страховщиков с заявлением, содержащим требование о компенсационной выплате, с приложенными к нему документами, перечень которых определяется правилами обязательного страхования.
В соответствии с пунктом 4 статьи 19 Закона об ОСАГО профессиональное объединение страховщиков рассматривает заявление лица, указанного в пункте 2.1 статьи 18 настоящего Федерального закона, об осуществлении компенсационной выплаты и приложенные к нему документы в течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня их получения. В течение указанного срока профессиональное объединение страховщиков обязано произвести компенсационную выплату такому лицу путем перечисления суммы компенсационной выплаты на его банковский счет или направить ему мотивированный отказ в такой выплате. За несоблюдение профессиональным объединением страховщиков предусмотренного настоящим пунктом срока осуществления компенсационной выплаты профессиональное объединение страховщиков по заявлению лица, указанного в пункте 2.1 статьи 18 настоящего Федерального закона, уплачивает ему неустойку (пеню) за каждый день просрочки в размере одного процента от определенного в соответствии с настоящим Федеральным законом размера компенсационной выплаты по виду причиненного вреда. При этом общий размер неустойки (пени), подлежащей выплате профессиональным объединением страховщиков на основании настоящего пункта, не может превышать размер компенсационной выплаты по виду причиненного вреда, определенный в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При наличии разногласий между лицом, указанным в пункте 2.1 статьи 18 настоящего Федерального закона, и профессиональным объединением страховщиков относительно исполнения последним своих обязательств по осуществлению компенсационных выплат, в том числе при несогласии такого лица с размером осуществленной компенсационной выплаты, до предъявления к профессиональному объединению страховщиков иска, вытекающего из неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательств по осуществлению компенсационных выплат, лицо, указанное в пункте 2.1 статьи 18 настоящего Федерального закона, обращается к профессиональному объединению страховщиков с претензией и документами, которые обосновывают претензию и предусмотрены правилами обязательного страхования в качестве приложения к претензии, направляемой потерпевшим страховщику в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 16.1 настоящего Федерального закона. Претензия подлежит рассмотрению профессиональным объединением страховщиков в течение десяти календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня поступления. В течение указанного срока профессиональное объединение страховщиков обязано удовлетворить содержащееся в претензии требование о надлежащем исполнении обязательств по осуществлению компенсационной выплаты или направить мотивированный отказ в удовлетворении такого требования.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 95 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 08.11.2022 № 31 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, при возникновении спора между потерпевшим и страховщиком (при отказе страховщика в выплате, при несогласии потерпевшего с размером страховой выплаты и т.д.) либо между потерпевшим и профессиональным объединением страховщиков потребителем финансовых услуг должно быть подано письменное заявление, а потерпевшим, не являющимся потребителем финансовых услуг, должна быть подана претензия соответственно страховщику либо профессиональному объединению страховщиков (абзацы второй и третий пункта 1 статьи 16.1, пункт 3 и абзац второй пункта 4 статьи 19 Закона об ОСАГО).
В случае неполучения ответа от страховщика либо профессионального объединения страховщиков в установленный срок либо при полном или частичном отказе в удовлетворении требований потерпевший, не являющийся потребителем финансовых услуг, вправе обратиться с иском в суд, а потребитель финансовых услуг до предъявления требований к страховщику в судебном порядке в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 15, частью 1 статьи 28 и статьей 32 Закона о финансовом уполномоченном, вправе обратиться за урегулированием спора к финансовому уполномоченному (части 1 и 4 статьи 16 Закона о финансовом уполномоченном) (пункт 98 постановления Пленума).
Из материала усматривается, что 22 октября 2019 г. Самохвалова Т.В. направила в Российский Союз Автостраховщиков заявление об осуществлении компенсационной выплаты в размере 475 000 рублей в качестве возмещения вреда, причиненного жизни её сына С. в результате ДТП от 27.10.2016 (л.д. 36-37).
По результатам рассмотрения указанного заявления РСА принято решение об отказе в компенсационной выплате, о чем свидетельствует извещение № 191105-950115 от 07.11.2019 (л.д. 38).
18 ноября 2019 г. Самохвалова Т.В. направила в РСА претензию о компенсационной выплате в размере 475 000 рублей, а также уплате неустойки (пени) в размере 1% от компенсационной выплаты – 4 750 рублей за каждый день просрочки (л.д. 39-40).
В ответе от 09.12.2019 РСА повторно сообщил Самохваловой Т.В. об отказе в удовлетворении её обращения, в том числе и об отказе в выплате неустойки (л.д. 41).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 9 февраля 2021 г. отменено решение Агинского районного суда Забайкальского края от 10.11.2020 об отказе в удовлетворении требований Самохваловой Т.В. о взыскании с РСА компенсационной выплаты в размере 475 000 рублей, штрафа, расходов на оплату услуг представителя. Принято новое решение, которым с РСА в пользу Самохваловой Т.В. взыскана компенсационная выплата в размере 475 000 рублей, штраф в размере 237 500 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 20 000 рублей (л.д. 49-55).
12 апреля 2021 г. РСА осуществил компенсационную выплату в размере 475 000 рублей.
В настоящем исковом заявлении истец Самохвалова Т.В. просит на основании пункта «а» статьи 7 Закона об ОСАГО взыскать с РСА компенсационную выплату в счет возмещения расходов на погребение в размере 25 000 рублей, а также неустойку за несвоевременное исполнение обязательства по выплате страхового возмещения за период с 17 ноября 2019 г. по 12 апреля 2021 г. (512 дней) в размере 500 000 рублей.
К исковому заявлению истцом приложены следующие документы: копия заявления Самохваловой Т.В. в РСА от 21.10.2019 о компенсационной выплате в размере 475 000 рублей, копия извещения РСА от 07.11.2019, копия претензии от 18.11.2019, ответ РСА от 09.12.2019.
В качестве юридически значимого обстоятельства для правильного разрешения вопроса о правомерности возвращения искового заявления в части требования о взыскании компенсационной выплаты в счет возмещения расходов на погребение в размере 25 000 рублей, является факт того, обращалась ли Самохвалова Т.В. в РСА с заявлением, содержащим указанное требование с приложением доказательств несения указанных расходов. В случае обращения с вышеназванным заявлением – было ли оно рассмотрено РСА, направлялась ли в адрес РСА претензия в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением указанного требования о компенсационной выплате в счет возмещения расходов на погребение в размере 25 000 рублей.
Учитывая изложенное, судом апелляционной инстанции Самохваловой Т.В. было предложено представить дополнительные доказательства, подтверждающие факт обращения с указанными документами в целях соблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования спора в отношении указанного требования, предусмотренного статьей 19 Закона об ОСАГО.
В ответе Самохвалова Т.В. указала, что обращалась в РСА с требованием о компенсационной выплате в счет возмещения расходов на погребение в размере 25 000 рублей, однако представить соответствующие доказательства не может (л.д. 47).
Ранее Самохвалова Т.В. обращалась в РСА только за компенсационной выплатой в связи с причинением вреда жизни в размере 475 000 рублей и выплатой неустойки.
В нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом Самохваловой Т.В. доказательств, подтверждающих обращение в РСА с заявлением о компенсационной выплате в счет возмещения расходов на погребение в размере 25 000 рублей с приложением доказательств несение указанных расходов, представлено не было.
Учитывая, что исковое требование о взыскании компенсационной выплаты в счет возмещения расходов на погребение в размере 25 000 рублей предъявлено по иному предмету, чем содержалось в обращении к профессиональному объединению страховщиков, оснований полагать, что заявителем соблюден досудебный порядок урегулирования спора в отношении данного требования, не имеется.
Поскольку истец в нарушение обязательных требований, предусмотренных Законом об ОСАГО, не обращался к профессиональному объединению страховщиков с заявлением, содержащим требование о компенсационной выплате в счет возмещения расходов на погребение в размере 25 000 рублей, с приложенными к нему документами, перечень которых определяется правилами обязательного страхования, а также с претензией и документами, которые ее обосновывают, тем самым не урегулировав вопрос в досудебном порядке, у судьи имелись основания для возвращения искового заявления Самохваловой Т.В. в части указанного требования на основании пункта 1 части 1 статьи 135 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем, довод жалобы о необоснованном возврате искового заявления в части требования о взыскании неустойки за просрочку в осуществлении компенсационной выплаты за период с 17 ноября 2019 г. по 12 апреля 2021 г. (512 дней) в размере 500 000 рублей, заслуживает внимание.
Из материалов видно, что до предъявления к РСА иска, содержащего требование о взыскании неустойки, 18.11.2019 Самохвалова Т.В. обращалась в РСА с претензией об уплате неустойки (пени) в размере 1% от компенсационной выплаты – 4 750 рублей за каждый день просрочки, в удовлетворении которой было отказано.
В подтверждение данного обстоятельства истцом представлена копия претензии в адрес РСА от 18.11.2019, почтовая квитанция о ее направлении ответчику, ответ РСА от 09.12.2019 № И-95824 (л.д. 39-41).
Таким образом, представленные документы подтверждают, что истцом соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора в части требования о взыскании неустойки за нарушение установленных законом сроков предоставления компенсационной выплаты в размере 475 000 рублей.
При таких обстоятельствах у судьи первой инстанции отсутствовали основания для возвращения искового заявления Самохваловой Т.В. в части требования к Российскому Союзу Автостраховщиков о взыскании неустойки в размере 500 000 рублей за период с 17 ноября 2019 г. по 12 апреля 2021 г. (512 дней) на основании пункта 1 части 1 статьи 135 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с несоблюдением обязательного досудебного порядка урегулирования спора.
Учитывая изложенное, обжалуемое определение о возвращении искового заявления в части требования о взыскании неустойки нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене в указанной части с разрешением вопроса по существу. Материал по иску Самохваловой Т. В. к Российскому Союзу Автостраховщиков о взыскании компенсационной выплаты, неустойки в части требования о взыскании неустойки необходимо направить в суд первой инстанции для рассмотрения со стадии принятия искового заявления в указанной части к производству суда.
В остальной части обжалуемое определение надлежит оставить без изменения.
Руководствуясь статьей 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Определение судьи Борзинского городского суда Забайкальского края от 21 ноября 2022 года о возвращении искового заявления Самохваловой Тамары Васильевны в части требования о взыскании с Российского Союза Автостраховщиков неустойки за просрочку в осуществлении компенсационной выплаты за период с 17 ноября 2019 г. по 12 апреля 2021 г. (512 дней) в размере 500 000 рублей отменить, разрешить вопрос по существу.
Направить материал по иску Самохваловой Т. В. к Российскому Союзу Автостраховщиков в части требования о взыскании с Российского Союза Автостраховщиков неустойки за просрочку в осуществлении компенсационной выплаты за период с 17 ноября 2019 г. по 12 апреля 2021 г. (512 дней) в размере 500 000 рублей для рассмотрения со стадии принятии иска в указанной части к производству суда.
В остальной части определение судьи Борзинского городского суда Забайкальского края от 21 ноября 2022 года оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий Т.М. Ревенко