УИД 14RS0035-01-2024-011559-11
Дело № 2-6853-24
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Город Якутск 26 июля 2024 года.
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи председательствующего судьи Лиханова В.И. единолично, при секретаре Дамбаевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Дьячковской С.Н. к Окружной администрации г.Якутска о предоставлении жилого помещения,
установил:
Истец Дьячковская С.Н. обратилась в суд к ответчику Окружной администрации г.Якутска с исковым заявлением о предоставлении жилого помещения, мотивируя свои требования тем что истец Дьячковская С.Н. на основании договора социального найма является нанимателем жилого помещения расположенного по адресу ____. Указанный жилой дом в котором проживает истица был признан аварийным и подлежащим сносу, имеется угроза жизни и здоровью граждан проживающих в жилом помещении. В связи с чем истица просит суд обязать Окружную администрацию г.Якутска предоставить Дьячковской С.Н. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в связи с признанием жилого помещения аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу создающим угрозу жизни и здоровью граждан, в соответствии с нормами жилищного законодательства общей площадью не менее 39 кв.метров отвечающее действующим санитарным нормам и степени благоустройства в соответствии с Постановлением Главы ГО «Город Якутск» № от ____.
В судебное заседание истец Дьячковская С.Н. извещенная судом о времени и месте рассмотрения дела не явилась, при таких обстоятельствах суд находит возможным рассмотреть дело без ее участия.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Чистоедов Д.В. просил суд иск удовлетворить.
В судебном зас6едании представитель ответчика ОА ГО «Город Якутск» Хамаганов В.Т. суду пояснил что он с иском не согласен.
Выслушав доводы лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, истец на основании типового договора социального найма № от ____ Дьячковская С.Н. является нанимателем жилого помещения расположенного по адресу ____.
Как установлено в судебном заседании, Распоряжением ОА ГО «Город Якутск» №р от ____ жилой дом расположенный по адресу ____ был признан аварийным и подлежащим сносу.
Из представленного суду акта визуального осмотра многоквартирного дома и жилого помещения Управления государственного строительного и жилищного надзора РС (Я) № от ____ следует, что здание деформировано и имеет волнообразную форму в результате неравномерных осадков, визуально наблюдается значительная просадка средней части несущих конструкций, загнивание и выпирание фундаментных лагов в результате чего имеется угроза обрушения отдельных частей здания, что говорит о нарушении работоспособности и несущей способности фундаментов жилого дома, тем самым не обеспечивается безопасное пребывание граждан, не обеспечено требование с механической безопасности, многоквартирный дом не обладает достаточной прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений. Выявлено ухудшение технического состояния здания.
В силу ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Частью 1 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Статьей ст. 87 ЖК РФ предусмотрено, что если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ" (далее - Постановление Пленума N 14) при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимается. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Определении от 05 марта 2009 г. N 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
Предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. Предоставление гражданам в порядке ст. 89 ЖК РФ равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся.
Таким образом, из материалов дела усматривается, что истец является нуждающимся в жилом помещении, поскольку спорное жилое помещение признано в установленном законом порядке непригодным для проживания, достоверных доказательств наличия у истца в собственности, либо ином законном основании, других жилых помещений, не имеется, в связи с чем у органов местного самоуправления в силу положений ст. 57 ЖК РФ возникла обязанность предоставить истцам жилое помещение взамен занимаемого. Однако до настоящего времени истица жилым помещением, пригодным для проживания, не обеспечена.
При таких обстоятельствах обязанность по предоставлению жилья возлагается на Окружную администрацию г. Якутска. Истец имеет право на внеочередное получение по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям в черте г. Якутска.
При установленных в судебном заседании обстоятельствах, суд находит что иск Дьячковской С.Н. к Окружной администрации г.Якутска о предоставлении жилого помещения, подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Дьячковской С.Н. к Окружной администрации г.Якутска о предоставлении жилого помещения, - удовлетворить.
Обязать Окружную администрацию г.Якутска предоставить Дьячковской С.Н. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в связи с признанием жилого помещения аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу создающим угрозу жизни и здоровью граждан, в соответствии с нормами жилищного законодательства общей площадью не менее 39 кв.метров отвечающее действующим санитарным нормам и степени благоустройства в соответствии с Постановлением Главы ГО «Город Якутск» № от ____.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца через Якутский городской суд РС (Я) со дня составления мотивированного решения суда.
Судья ___ В.И.Лиханов
___
___
___
Мотивированное решение изготовлено: 01 августа 2024 года