гр. дело № 2-2691/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«07» декабря 2018 года
Ленинский районный суд города Костромы в составе:
председательствующего судьи Н.С. Иоффе,
при секретаре И.И.Пухтеевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костромского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Юпитер» о возложении обязанности произвести подъем плавсредства,
УСТАНОВИЛ:
Костромской межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Юпитер» о возложении обязанности произвести подъем плавсредства, указав, что Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по факту затопления несамоходной наливной баржи «Сундовик» в акватории Горьковского водохранилища в районе речного порта по адресу: .... В ходе проверки установлено, что в соответствии с договором поставки от 02.10.2018 ООО «Юпитер» приобрело у ЗАО «Волгатранснефть» лом черных и цветных металлов в виде несамоходной наливной баржи «Сундовик», 1964 года постройки, имеющей идентификационный номер №, размером 111,2 м на 20,4 м. В соответствии с п. 1.2. договора основанием для передачи товара является договор разделки судна на металлолом от 02.10.2018. В соответствии с объяснениями директора ООО «Юпитер» Горохова В.В. и механика предприятия Позднякова А.Н. от 02.11.2018, 01.11.2018 в первой половине дня ООО «Юпитер» приступило к распиловке судна в целях последующей реализации металлолома. Из-за сильного ветра и волн в судно попала вода и оно начало тонуть. Судно прогнулось посередине и в этой точке достигло дна, корма (задняя часть) и носовая часть остались над поверхностью воды. В настоящее время судно находится в прежнем положении.
В заявлении к суду Костромской межрайонный природоохранный прокурор просит обязать ответчика ООО «Юпитер» в срок до 01.01.2019 осуществить подъем плавсредства - несамоходной наливной баржи «Сундовик», затонувшей в акватории Горьковского водохранилища в районе речного порта по адресу: ....
В судебном заседании помощник прокурора Костромской межрайонной природоохранной прокуроры А.З.о.Гумбатова с учетом уточнения просила обязать ответчика ООО «Юпитер» в срок до 31.03.2019 осуществить подъем плавсредства - несамоходной наливной баржи «Сундовик», затонувшей в акватории Горьковского водохранилища в районе речного порта по адресу: ....
Представитель ответчика ООО «Юпитер» Горохов В.В. исковые требования признал в полном объеме. Последствия признания иска, предусмотренные ст.173 ГПК РФ ответчику разъяснены и понятны.
Представитель третьего лица Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ярославской и Костромской областям А.К.Шишлинов в судебное заседание не явился, в ходатайстве к суду просил о рассмотрении дела в его отсутствие, указав. что поддерживает заявленные исковые требования.
Выслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 2 Конституции РФ установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).
Статьями 41 и 42 Конституции РФ гарантированы права каждого на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду.
Статьей 58 Конституции РФ предусмотрена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
На основании ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и др.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (ст.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
В соответствии с п.4 ст.1 Водного кодекса РФ, водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. При этом водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: значимость водных объектов качестве основы жизни и деятельности человека. Регулирование водных отношений осуществляется исходя из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав; приоритет охраны водных объектов перед их использованием.
Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду; участие граждан, общественных объединений в решении вопросов, касающихся прав на водные объекты, а также их обязанностей по охране водных объектов и др. (ст. 3 Водного кодекса РФ).
На основании ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов (ч.5 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В силу ст.ст. 34, 39 ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений иных объектов. При выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений, иных объектов должны быть разработаны и реализованы мероприятия по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству компонентов природной среды, в целях обеспечения благоприятной окружающей среды.
При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации (ч.2 ст.55 Водного кодекса РФ).
Согласно ч.1 ст.56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются.
В силу ст.47.1 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ владелец затонувшего судна обязан обеспечить подъем затонувшего судна. В случае, если затонувшее судно или иное затонувшее имущество создает угрозу безопасности судоходства или причинения вреда окружающей среде либо препятствует деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым на внутренних водных путях путевым работам, подъем затонувшего судна или иного затонувшего имущества по требованию администрации бассейна внутренних водных путей осуществляется в установленный администрацией бассейна внутренних водных путей срок.
Кроме того, владелец затонувшего судна несет ответственность по обязательствам, возникшим в результате затопления судна, его обломков, оборудования, грузов и других находившихся на судне предметов, в соответствии со статьей 121 настоящего Кодекса (ч.7 ст.47.1 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ).
Согласно п. 16 распоряжения Правительства РФ от 31.12.2008 № 2054-р «Об утверждении перечня водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации» Горьковское водохранилище является водоемом, который полностью расположен на территории Костромской области и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов РФ и является рыбохозяйственным водоемом высшей категории.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов основывается на следующих принципах: учет значения водных биоресурсов как основы жизни и деятельности человека, согласно которому, регулирование отношений в области рыболовства и сохранения биоресурсов осуществляется исходя из представлений о них как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом человеком для потребления, в качестве основы осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно как об объекте права собственности и иных прав на водные биоресурсы.
Любое затонувшее или полузатонувшее судно, даже при отсутствии какого-либо загрязнения, в случае долговременного нахождения в воде и постепенного заноса илом и песком, образования наносов, изменяющих гидрологический режим водоема и ухудшающих естественные условия нерестовых и покатных миграций молоди и отнерестившихся производителей рыб, может оказать негативное влияние на рыбохозяйственный водоем и на водные биологические ресурсы.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по факту затопления несамоходной наливной баржи «Сундовик» в акватории Горьковского водохранилища в районе речного порта по адресу: ....
В ходе проверки установлено, что в соответствии с договором поставки от 02.10.2018 ООО «Юпитер» приобрело у ЗАО «Волгатранснефть» лом черных и цветных металлов в виде несамоходной наливной баржи «Сундовик», 1964 года постройки, имеющей идентификационный номер №, размером 111,2 м на 20,4 м.
В соответствии с п. 1.2. договора основанием для передачи товара является договор разделки судна на металлолом от 02.10.2018.
Из объяснений директора ООО «Юпитер» Горохова В.В. и механика предприятия Позднякова А.Н. от 02.11.2018 следует, что 01.11.2018 в первой половине дня ООО «Юпитер» приступило к распиловке судна в целях последующей реализации металлолома. Из-за сильного ветра и волн в судно попала вода и оно начало тонуть. Судно прогнулось посередине и в этой точке достигло дна, корма (задняя часть) и носовая часть остались над поверхностью воды. В настоящее время судно находится в прежнем положении.
ООО «Юпитер» зарегистрировано в качестве юридического лица с 26.03.2004 г., директором общества является Горохов В.В.
При разрешении данного спора представитель ответчика ООО «Юпитер» Горохов В.В. исковые требования признал.
Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку оно не противоречит закону, не нарушает прав сторон и иных лиц.
В силу ст. 173 ГПК РФ в случае признания ответчиком иска и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Принимая во внимание, что непринятие ответчиком мер по подъему плавсредства создает неблагоприятные условия для окружающей среды, чем нарушаются законные права и интересы неопределенного круга лиц, нахождением в акватории водного объекта затонувшего (полузатонувшего) судна, являющегося потенциальным источником загрязнения федеральных водных ресурсов, создаётся угроза причинения вреда окружающей среде, здоровью населения, среде обитания водных биоресурсов, что свидетельствует о нарушении гарантированного каждому права на благоприятную окружающую среду, а также признание иска ответчиком, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, к числу которых согласно ст. 94 ГПК РФ относятся, в том числе расходы по оплате госпошлины.
Поскольку исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме, с ООО «Юпитер» в доход бюджета муниципального образования городской округ г. Кострома подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 руб. (за требование неимущественного характера).
Руководствуясь ст. ст. 173, 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Костромского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Юпитер» о возложении обязанности произвести подъем плавсредства удовлетворить.
Обязать ООО «Юпитер» в срок до 31.03.2019 осуществить подъем плавсредства - несамоходной наливной баржи «Сундовик», затонувшей в акватории Горьковского водохранилища в районе речного порта по адресу: ....
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Ленинский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Н.С.Иоффе
Мотивированное решение изготовлено 08.12.2018
Судья Н.С.Иоффе