Решение по делу № 2-115/2024 от 11.01.2024

Дело № 2-115/2024

УИН 75RS0019-01-2024-000021-95

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 февраля 2024 года                             г. Сретенск

Сретенский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи            Дугаровой Б.Д.,

при секретаре                    Болдыревой Е.А.,

с участием представителя истца помощника прокурора Сретенского района Паздниковой И.А., представителя ответчика Хлудневой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сретенского района в защиту интересов Васильковой Ольги Владимировны к муниципальному общеобразовательному учреждению «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1», администрации городского поселения «Сретенское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, возложении обязанности, компенсации морального вреда, судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Сретенского района обратился в суд в интересах Васильковой О.В. с вышеназванным исковым заявлением ссылаясь на то, что прокуратурой района проведена проверка исполнения трудового законодательства МОУ «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1» при начислении и выплате заработной платы. Установлено, что на основании приказа № 152 от 16.08.2004 Василькова О.В. принята в порядке перевода учителем математики. Согласно приказам Василькова О.В. назначена классным руководителем в 2022-2023 годах. Указывает, что в нарушение законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения, возникающие при осуществлении педагогической деятельности, Васильковой О.В. неверно производилось начисление и выплата дополнительной надбавки за классное руководство, поскольку указанный вид компенсационной выплаты включался ответчиком в размер заработной платы, общая сумма которой не превышала минимальный размер оплаты труда. Так, согласно представленному расчету, размер недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с сентября 2022 года по сентябрь 2023 года составляет 89 746, 30 рублей, включая НДФЛ. В соответствии с уставом МОУ «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1» учредителем и собственником имущества является муниципальный район «Сретенский район», в связи с чем администрация района должна обеспечить финансирование подведомственности учреждения на данные цели. За составление расчета выплат за классное руководство Васильковой по договору возмездного оказания услуг от 07.11.2023 оплачено 1 000 рублей.

Просит взыскать с МОУ «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1» в пользу Васильковой О.В. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с сентября 2022 года по сентябрь 2023 года в размере 89 746, 30 рублей; возложить обязанность на МОУ «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1» производить в дальнейшем начисление и выплату заработной платы, вознаграждение за классное руководство Васильковой О.В. раздельно, без включения вознаграждения за классное руководство в состав минимального размера оплаты труда; возложить обязанность на МОУ «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1» произвести расчет задолженности по заработной плате исходя из раздельного начисления заработной платы и вознаграждения за классное руководство, без включения вознаграждения за классное руководство в состав минимального размера оплаты труда, с ноября 2023 года до даты вынесения решения суда по настоящему делу, а сумму задолженности выплатить Васильковой О.В.; взыскать с МОУ «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1» в пользу Васильковой О.В. компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, а также судебные расходы в размере 1 000 рублей; возложить обязанность на администрацию муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края профинансировать МОУ «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1» при выплате задолженности по заработной плате Васильковой О.В.

В ходе рассмотрения дела прокурор Сретенского района уточнил исковые требования, просил взыскать с МОУ «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1» в пользу Васильковой О.В. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с сентября 2022 года по декабрь 2023 года в размере 106 751,8 рублей; возложить обязанность на МОУ «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1» производить в дальнейшем с даты вынесения решения суда начисление и выплату заработной платы, вознаграждение за классное руководство Васильковой О.В. раздельно, без включения вознаграждения за классное руководство в состав минимального размера оплаты труда; возложить обязанность на МОУ «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1» произвести расчет задолженности по заработной плате исходя из раздельного начисления заработной платы и вознаграждения за классное руководство, без включения вознаграждения за классное руководство в состав минимального размера оплаты труда, с января 2024 года до даты вынесения решения суда по настоящему делу, а сумму задолженности выплатить Васильковой О.В.; взыскать с МОУ «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1» в пользу Васильковой О.В. компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, а также судебные расходы в размере 1 000 рублей; возложить обязанность на администрацию муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края профинансировать МОУ «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1» при выплате задолженности по заработной плате Васильковой О.В., в случае отсутствия денежных средств у МОУ «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1».

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Паздникова И.А., действующая на основании прав по должности, поддержала уточненные исковые требования, просила суд удовлетворить в полном объеме.

Материальный истец Василькова О.В., надлежащим образом, извещенная о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, ранее направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, просила исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края Хлуднева А.С., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать. Суду пояснила, что Министерством образования и науки Забайкальского края при формировании бюджета на 2024 года и плановый период 2025-2026 годов в объемы субвенций из бюджета Забайкальского края на образование включены дополнительные объемы для оплаты ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам (5 667 руб. и районное регулирование в месяц) сверх гарантированной заработной платы педагогов. В связи с чем соответствующими органами внесены изменения в Положение об оплате труда работников государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Забайкальского края, Положение об оплате труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений муниципального района «Сретенский район».

Третье лицо Министерство образования и науки Забайкальского края надлежащим образом, извещенное о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, причин не явки суду не сообщило.

Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 37 Конституции Российской Федерации труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

В соответствии с абз. 5 ч. 1 ст. 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Этому праву работника в силу абз. 7 ч. 2 ст. 11 ТК РФ корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Статьей 56 ТК РФ определено, что трудовой договор – это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.

В трудовом договоре предусматриваются как обязательные его условия, так и другие (дополнительные) условия по соглашению сторон (ст. 57 ТК РФ).

Обязательными для включения в трудовой договор являются в том числе такие условия как дата начала работы, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) (абз. 4, 5 ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу ст. 130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.

Согласно ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы, который устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ч. 1, 3 и 4 ст. 133.1 ТК РФ).

Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 № 38-П и ст.ст. 315-317 ТК РФ, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях оплата труда осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Начисление районных коэффициентов и процентных надбавок в указанных районах и местностях осуществляется сверх минимального размера оплаты труда.

Кроме того, в составе той части заработной платы, которая не может быть ниже минимального размера оплаты труда, не должны учитываться также выплаты за сверхурочную работу, за работу в ночное время, выходные и праздничные дни и доплаты за совмещение профессий (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11.04.2019 № 17-П и от 16.12.2019 № 40-П).

В силу Федерального закона от 06.12.2021 № 406-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01.01.2022 минимальный размер оплаты труда составлял 13 890 руб. в месяц.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2022 № 973 с 01.06.2022 минимальный размер оплаты труда повышен до 15 279 руб.

Федеральным законом от 19.12.2022 № 522-ФЗ с 01.01.2023 минимальный размер оплаты труда повышен до 16 242 руб.

В соответствии со ст. 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Частью 1 ст. 135 ТК РФ определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2 ст. 135 ТК РФ).

В силу ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату.

Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).

Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.

В соответствии со ст. 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Статьей 151 ТК РФ установлено, что при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании приказа МОУ «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1» № 152 от 16.08.2004 Василькова О.В. принята в порядке перевода учителем математики с 29.08.2004.

Согласно трудовому договору № 7 от 01.10.2017 работа Васильковой О.В. в МОУ «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1» является основным местом работы.

В силу п. 1.2. трудового договора работодатель поручает, а работник принимает на себя выполнение трудовых обязанностей в должности учителя, заведующего кабинетом, классного руководителя в учреждении.

Дополнительными соглашениями от 22.09.2022, 01.09.2023 внесены изменения в вышеуказанный трудовой договор в пункт 2.6 раздела 2 Условия оплаты труда работника. Так, согласно последним изменениям от 01.09.2023 следует читать: ставка исходя из отработанного времени 34 ч. – 17 221 руб.; категория 10 % - 1 722 руб.; надбавка за выслугу лет 25 % - 4 305, 25 руб.; классное руководство 25% - 1 367, 55 руб.; проверка письменных работ 10 % - 1 468, 85 руб.; заведование кабинетом 5% - 455, 85 руб.; индивидуальное обучение 20 % - 303, 90 руб.; надбавка за высокие результаты труда 10 % - 1 722, 10 руб.; гарантированная персональная доплата – 2 587, 14 руб.; районный коэффициент и северная надбавка – 15 576, 87 руб., итого в месяц 46 730, 61 руб.

В соответствии с приказом МОУ «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1» № 197 от 01.09.2023 Василькова О.В. принята на работу учителем математики с тарифной ставкой 9 117 руб. (34 ч в неделю), надбавками за наличие категории 10 %, за выслугу лет 25 %, классное руководство 25 %, проверку письменных работ 10 % (за 29 ч.), заведование кабинета 5 %, индивидуальное обучение на дому 20 %, за высокие результаты 10 %, районный коэффициент и северная надбавка, персональная гарантированная доплата.

Приказом МОУ «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1» № 61ОД от 01.09.2022 Васильковой О.В. назначено классное руководство.

Приказом МОУ «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1» № 55ОД от 01.09.2023 Васильковой О.В. назначено классное руководство.

Судом установлено, что Васильковой О.В. согласно расчетным листкам за период с сентября 2022 года по декабрь 2023 года производилась доплата за классное руководство в составе части заработной платы, которая меньше минимального размера оплаты труда.

Согласно п. 4.2. Коллективного договора МОУ «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1» на 2022-2025 годы, принятым на собрании трудового коллектива 14.02.2022, оплата труда работников осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, соответствующего муниципального образования субъекта Российской Федерации, Положением об оплате труда работников муниципального общеобразовательного учреждения.

При регулировании вопросов оплаты и нормирования труда стороны исходят из того, что заработная плата исчисляется в соответствии с трудовым законодательством и включает в себя в том числе иные выплаты компенсационного характера за работу, не входящую в должностные обязанности (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебным кабинетом и др.).

В соответствии с п. 4.20. Коллективного договора выплата вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам образовательной организации производится как в течение учебного года, так и в каникулярный период, не совпадающий с их отпуском. При выплате ежемесячного денежного вознаграждения педагогическим работникам за классное руководство руководствоваться разъяснениями по применению законодательства Российской Федерации при осуществлении данной выплаты (Письма Минпросвещения России от 28.05.2020 № ВБ-1159/08 и от 07.09.2020 № ВБ 1700/08, Постановление Правительства Забайкальского края от 02.08.2021 № 284).

Пунктом 2.1 Положения о новой системе оплаты труда работников МОУ «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1» заработная плата работников учреждения за исполнение трудовых (должностных) обязанностей включает базовые оклады, базовые ставки заработной платы по соответствующим профессиональным группам и квалификационным уровням профессиональных групп; компенсационные выплаты; стимулирующие выплаты.

Часть средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований бюджета Забайкальского края, направляется на выплаты стимулирующего характера, в частности на обеспечение системы премирования. Объем средств на указанные выплаты должен составлять не менее 10 процентов в фонде оплаты труда (п. 2.1.6. Положения).

Согласно п. 2.2.2. Положения о новой системе оплаты труда к выплатам компенсационного характера отнесены выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями, выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных.

Доплата к окладу, ставке заработной платы работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в соответствии со ст. 147 ТК РФ в повышенном размере (п. 2.2.3. Положения).

К выплатам за работу в местностях с особыми климатическими условиями относятся районный коэффициент и процентная надбавка (п. 2.2.4. Положения).

К условиям, отклоняющимся от нормальных, относятся: совмещение профессий (должностей), сверхурочная работа, работа в ночное время, выполнение работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных (работа в выходные и праздничные дни) (п. 2.2.5. Положения).

Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника. Размеры доплат при расширении зон обслуживания или увеличении объема выполняемых работ, и сроки, на которые доплата устанавливается, определяются по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы в соответствии со ст. 151 ТК РФ (п. 2.2.5.1. Положения).

Компенсационные выплаты начисляются к должностному окладу или тарифной ставке (окладу) и не образуют увеличение должностного оклада или тарифной ставки (оклада) для начисления других выплат, надбавок, доплат. Районный коэффициент применяется к фактически начисленной заработной плате (с учетом всех компенсационных и стимулирующих выплат) (п. 2.2.7. Положения).

Положением о новой системе оплаты труда предусмотрены стимулирующие выплаты, установленные с целью повышения мотивации работников учреждения к качественному результату, а также поощрения за выполненную работу. Выплаты стимулирующего характера не связаны с оплатой труда в каких-либо особых условиях и не ограничены законодательно минимальным или максимальным размером (п. 2.3.1 Положения).

Работникам учреждения устанавливаются следующие выплаты стимулирующего характера: выплата за специфику работы, надбавка за выслугу лет, надбавка водителям за классность, надбавка молодым специалистам, надбавка за почетное звание, ученую степень, ученое звание, выплата за интенсивность, выплата за высокие результаты работы, система премирования (п. 2.3.3. Положения).

Выплата за интенсивность назначается сотрудникам учреждения за выполнение работы, не входящей в круг должностных обязанностей, в качестве дополнительной нагрузки, устанавливается локальными нормативными актами учреждения, в которых указываются размеры выплаты по каждому сотруднику в пределах утвержденного фонда оплаты труда с учетом отраслевых особенностей, положений об оплате труда работника учреждения, коллективного договора.

Рекомендуемые размеры выплаты за интенсивность по видам работ, в том числе, к окладу (должностному окладу) рассчитанного пропорционально отработанному времени, ставки заработной платы: за классное руководство 20 %, при условии наполняемости класса 25 человек и более. Размер надбавки в классах, наполняемость которых меньше установленной, надбавка уменьшается пропорционально численности обучающихся; за руководство методическими объединениями учреждения 10 %, РМО 15 %; заведование кабинетами физики, химии, информатики и ИКТ, биологии, технологии, спортзала 15 % (п. 2.3.9. Положения).

С учетом изложенного и из смысла вышеприведенных норм в их взаимосвязи следует, что порядок начисления спорной выплаты в составе заработной платы зависит от того, осуществляются ли эти выплаты в связи с выполнением работником своих прямых должностных обязанностей, либо данные выплаты начисляются за выполнение дополнительной работы, которая не входит в круг должностных обязанностей по занимаемой работником должности.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих Постановлениях от 27.11.2008 № 11-П, 07.12.2017 № 38-П, Определениях от 01.10.2009 № 1160-О-О и от 17.12.2009 № 1557-О-О сформулировал правовые позиции относительно института минимального размера оплаты труда и минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации: институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума, вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда гарантируется каждому, а, следовательно, определение его величины должно основываться на характеристиках труда, свойственных любой трудовой деятельности, без учета особых условий ее осуществления; положения статей 129 и 133 ТК РФ не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда, при установлении которой каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и требования о повышенной оплате труда при осуществлении работы в условиях, отклоняющихся от нормальных; в механизме правового регулирования оплаты труда дополнительная гарантия в виде минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации должна в соответствующих случаях применяться вместо величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, не заменяя и не отменяя иных гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.

При вышеизложенных обстоятельствах, в случае, если выплаты предусмотрены работнику за выполнение должностных обязанностей по занимаемой должности, эти выплаты могут быть включены в состав той части заработной платы, которая меньше минимального размера оплаты труда.

Выплаты, которые предусмотрены за выполнение дополнительной работы, которая не входит в круг должностных обязанностей работника должны включаться в состав той части заработной платы, которая выше минимального размера оплаты труда, то есть, того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей по занимаемой им должности с учетом прожиточного минимума.

Как следует из должностной инструкции учителя МОУ «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1» в должностные обязанности педагогического работника – учителя не входит работа по осуществлению классного руководителя.

Дополнительная работа в виде классного руководителя предусмотрена п. 1.2. трудового договора, в п. 2.6. трудового договора отражен размер доплаты за классное руководство.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что изложенный порядок начисления заработной платы противоречит действующему законодательству и лишает работников, осуществляющих классное руководство, права при начислении заработной платы доплаты за классное руководство, включенной в часть заработной платы сверх минимального размера оплаты труда. В связи с чем исковые требования в части взыскания недоначисленной и невыплаченной заработной платы подлежат удовлетворению.

Определяя подлежащую взысканию задолженность по заработной плате за период с сентября 2022 года по декабрь 2023 года, суд опирается на расчет, представленный стороной истца, размер которого не оспорен стороной ответчика.

Кроме того, суд приходит к убеждению об удовлетворении требований в части возложения обязанности на администрацию муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края профинансировать МОУ «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1» при выплате задолженности по заработной плате Васильковой О.В., в случае отсутствия денежных средств у МОУ «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1».

Так, согласно ч. 12 ст. 20 ТК РФ по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателя - юридического лица субсидиарную ответственность несут собственник имущества, учредитель (участник) юридического лица в случаях, в которых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлена субсидиарная ответственность собственника имущества, учредителя (участника) по обязательствам юридического лица.

Вышеуказанное означает, что соответствующий собственник имущества, учредитель (участник) юридического лица оказывает ему денежную помощь. Деятельность учреждения полностью или частично финансируется собственником (учредителем) посредством передачи учреждению денежных средств или закрепления за ним иного имущества на праве оперативного управления. При недостаточности этих средств обязанности, вытекающие из трудовых отношений, в частности по заработной плате, иным выплатам, связанным с трудовыми правоотношениями, возлагаются дополнительно на собственника (учредителя) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Из Устава МОУ «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1» следует, что учредителем школы является муниципальный район «Сретенский район».

В силу п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

Из приведенной нормы следует, что финансирование образовательных учреждений в части их содержания и обслуживания относится к расходным обязательствам муниципального района.

В силу ст. 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальные образования являются участниками бюджетного процесса.

Вместе с тем, рассматривая исковые требования о возложении обязанности на МОУ «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1» произвести расчет задолженности по заработной плате исходя из раздельного начисления заработной платы и вознаграждения за классное руководство, без включения вознаграждения за классное руководство в состав минимального размера оплаты труда, с января 2024 года до даты вынесения решения суда по настоящему делу, а сумму задолженности выплатить Васильковой О.В., также возложения обязанности производить начисление и выплату в дальнейшем с даты вынесения решения суда, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска в данной части.

В соответствии с п. 2.1.5. Положения о новой системе оплаты труда работников МОУ «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1» фонд оплаты труда работников учреждения, финансируемых из бюджета Забайкальского края (субвенция) и муниципального бюджета, формируется на календарный год в пределах ассигнований краевого и муниципального бюджетов соответственно, а также средств, поступающих от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности учреждения в соответствии с действующим законодательством.

Фонд оплаты труда работников учреждения формируется, исходя из размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, компенсационных, стимулирующих выплат в пределах соответствующих лимитов бюджетных обязательств бюджета края и муниципального бюджета (п. 5.1. Положения).

При формировании фонда оплаты труда предусматриваются следующие средства для выплаты: на выплаты должностных окладов, компенсационные выплаты, стимулирующие выплаты (п. 5.3. Положения).

Из письма Министерства образования и науки Забайкальского края от 10.01.2024 № 30 следует, что при формировании бюджета на 2024 года и плановый период 2025-2026 годов в объемы субвенций из бюджета Забайкальского края на образование включены в том числе дополнительные объемы для оплаты ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам (5 667 руб. + районное регулирование в месяц) сверх гарантированной заработной платы педагогов. С просьбой обеспечить внесение соответствующих изменений в муниципальные акты и локальные акты муниципальных образовательных учреждений по оплату труда и осуществлять начисление заработной платы педагогам с 01.01.2024 года с учетом данных изменений.

Приказом Министерства образования и науки Забайкальского края от 24.01.2024 № 4 внесены изменения, в том числе в п. 2.2.2 Примерного положения об оплате труда работников государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства образований и науки Забайкальского края и дополнено следующим абзацем:

Ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам государственных общеобразовательных организаций, ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство (кураторство) педагогическим работникам государственных образовательных организаций Забайкальского края, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования, в том числе программы профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями, указанные в абзацах пятом и шестом настоящего пункта, начисляются сверх минимального значения размера заработной платы, установленного пунктом 6 статьи 1 Закона Забайкальского края от 29.06.2023 № 2222-ЗЗК «Об обеспечении роста заработной платы в Забайкальском крае и о внесении изменений в отдельные законы Забайкальского края».

Постановлением администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края от 08.02.2024 № 42 внесены изменения в Постановление администрации муниципального района «Сретенский район» от 15.12.2023 № 494 «Об утверждении Положения «Об оплате труда работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений и общеобразовательных учреждений муниципального района «Сретенский район», финансируемых за счет средств субвенций из бюджета Забайкальского края, п. 2.2.2. указанного Положения дополнен следующим подпунктом:

Выплата ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам муниципальных общеобразовательных организаций, установленного Законом Забайкальского края от 16.07.2020 № 1843-ЗЗК «О выплате ежемесячного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных организаций Забайкальского края, реализующих образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования» начисляется сверх минимального значения размера заработной платы.

Действие настоящего постановления распространены на правоотношения возникающие с 01.01.2024 (п. 4 Постановления).

В силу п. 1 ст. 11 ГК РФ судом осуществляется защита нарушенных или оспоренных гражданских прав.

Как установлено судом, с 01.01.2024 в объемы субвенций из бюджета Забайкальского края на образование включены в том числе дополнительные объемы для оплаты ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам сверх гарантированной заработной платы педагогов.

Таким образом, ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам муниципальных общеобразовательных организаций Сретенского района начисляется с 01.01.2024 сверх минимального значения размера заработной платы.

Выбранный истцом способ защиты восстановления нарушенного права направлен также на будущее время при отсутствии оснований полагать, что ответчиком – работодателем будут нарушены трудовые права истца.

Между тем, поскольку судом установлен факт нарушения трудовых прав истца, ответчик обязан компенсировать причиненный истцу фактом нарушения его трудовых прав моральный вред.

Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в соответствии со ст. 237 названного Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Аналогичные критерии определения размера компенсации морального вреда содержатся и в п. 46 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда».

Из содержания данных положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации в их взаимосвязи следует, что в случае спора размер компенсации морального вреда определяется судом по указанным выше критериям. При этом суд полагает необходимым отметить, что моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах и полного возмещения, а следовательно, предусмотренная законом денежная компенсация должна лишь отвечать признакам справедливого вознаграждения потерпевшего за перенесенные страдания.

Принимая во внимание характер нарушения (право на оплату труда своевременно и в полном размере), необходимость из-за данного нарушения обращаться в суд, продолжительность такого нарушения, степень вины ответчика, степень причиненных истцу нравственных страданий, требования разумности и справедливости, суд считает возможным определить размер компенсации морального вреда в 5000 рублей.

Разрешая требования истца о взыскании судебных расходов, с учетом положений ст. 98 ГПК РФ, из содержания которой следует, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

В силу п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.

При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства (п. 13 Постановления Пленума № 1).

Принимая во внимание договор на оказание услуг от 07.11.2023, заключенному между Загузиным А.Н. и материальным истцом, стоимость услуг которого по составлению расчетов к иску, определена в размере 1 000 руб., судом установлено, что данные услуги оплачены материальным истцом и являются судебными расходами, связанными с рассмотрением данного дела, в связи с чем подлежат взысканию с МОУ «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1» в пользу истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Сретенского района в защиту интересов Васильковой Ольги Владимировны к муниципальному общеобразовательному учреждению «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1», администрации городского поселения «Сретенское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, возложении обязанности, компенсации морального вреда, судебных расходов удовлетворить частично.

Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1» (ИНН 7519002725, КПП 751901001) в пользу Васильковой Ольги Владимировны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт , выдан отделением УФМС России по <адрес> в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с сентября 2022 года по декабрь 2023 года в размере 106 751,8 рублей, с учетом НДФЛ.

Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1» (ИНН 7519002725, КПП 751901001) в пользу Васильковой Ольги Владимировны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт , выдан отделением УФМС России по <адрес> в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.

Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1» (ИНН 7519002725, КПП 751901001) в пользу Васильковой Ольги Владимировны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт , выдан отделением УФМС России по <адрес> в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ судебные расходы, связанные с оплатой по договору оказания услуг в размере 1 000 рублей.

В случае недостаточности денежных средств у муниципального общеобразовательного учреждения «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1» (ИНН 7519002725, КПП 751901001) обязать администрацию муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края (ИНН 7519000157, ОГРН 1027500743610) профинансировать денежными средствами муниципальное общеобразовательное учреждение «Сретенская средняя общеобразовательная школа № 1» (ИНН 7519002725, КПП 751901001) для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы Васильковой Ольге Владимировне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт , выдан отделением УФМС России .

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления через Сретенский районный суд Забайкальского края.

Судья                            Б.Д. Дугарова

Решение в окончательной форме изготовлено 22.02.2024 года.

2-115/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Василькова Ольга Владимировна
Прокурор Сретенского района
Ответчики
МОУ "Сретенская СОШ № 1"
Администрация МР "Сретенский район" Забайкальского края
Другие
Министерство образования и науки Забайкальского края
Суд
Сретенский районный суд Забайкальский края
Судья
Дугарова Баирма Дашидоржиевна
Дело на странице суда
sretensk.cht.sudrf.ru
11.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.01.2024Передача материалов судье
17.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.02.2024Судебное заседание
21.02.2024Судебное заседание
22.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее