Судья Ващенко Е.А. Дело № 33-15356/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕСудебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Немовой Т.А.,
судей Бекловой Ж.В., Шишкина И.В.,
при секретаре Ильине Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 08 июня 2016 года апелляционные жалобы Главы городского поселения Луховицы Воронина Г.Л., руководителя администрации городского поселения Луховицы Истомина О.И. на решение Луховицкого районного суда Московской области от 11 апреля 2016 года по гражданскому делу по иску Луховицкого городского прокурора к Главе городского поселения Луховицы Воронину Г.Л., руководителю администрации городского поселения Луховицы Истомину О.И. о признании незаконным распоряжения о наложении дисциплинарного взыскания и возложении обязанности расторгнуть контракт,
заслушав доклад судьи Бекловой Ж.В.,
объяснения представителей ответчиков,
заключение помощника Московского областного прокурора Козловой О.А., полагавшей решение законным и обоснованным,
УСТАНОВИЛА:
Луховицкий городской прокурор обратился в суд с иском о признании незаконным распоряжения Главы городского поселения Луховицы Воронина Г.Л. от 08.02.2016 года о наложении на руководителя администрации городского поселения Луховицы Истомина О.И. дисциплинарного взыскания в виде выговора и возложении обязанности расторгнуть контракт с руководителем администрации городского поселения Луховицы Истоминым О.И. по основанию, предусмотренному п.7.1 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ.
Требования мотивированы тем, что решением Совета депутатов городского поселения Луховицы Луховицкого муниципального района Московской области от 19.09.2014 года Истомин О.И. назначен исполняющим обязанности руководителя администрации городского поселения Луховицы, с ним заключен контракт.
Решением Совета депутатов городского поселения Луховицы от 16.10.2014 года по результатам рассмотрения конкурсной комиссии Истомин О.И. назначен на должность руководителя администрации городского поселения Луховицы. Дополнительным соглашением от 12.01.2015 года в контракт внесены соответствующие изменения.
По должностной инструкции руководитель администрации городского поселения Луховицы является муниципальным служащим, относится к высшей группе должностей муниципальной службы, подчиняется главе городского поселения.
Замещая должность муниципальной службы, Истомин О.И. обязан представлять нанимателю (работодателю) сведения о своих доходах, расходах, об обязательствах имущественного характера своих супруги и детей. Руководитель администрации обязан исполнять обязанности муниципального служащего, а так же соблюдать ограничения и не нарушать запреты, которые установлены законом.
В ходе проведенной проверки установлено, что Истоминым О.И. предоставлялись заведомо недостоверные и неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя и своей супруги Истоминой А.В. как при поступлении на муниципальную службу, так и предоставлении указанных сведений за 2014 год в период прохождения муниципальной службы. Кроме того, установлены факты нарушения запретов, связанных с прохождением муниципальной службы.
Истомин О.И. на праве собственности имеет недвижимое имущество, но реквизиты документов, на основании которых приобретено недвижимое имущество, в справке в полном объеме не отразил; указал недостоверные сведения о площади объектов недвижимого имущества; указал неполные и недостоверные сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях; не указал, что являлся одним из учредителей ООО «Асконд-Сервис»; не отразил сведения об основаниях и виде пользования квартирой, где зарегистрирован.
В справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги Истоминой Л.В. ответчик указал недостоверные сведения о площади жилого дома; не в полном объеме отразил реквизиты документов, на основании которых приобретено недвижимое имущество; не указал банки и номера счетов. В справке указано, что личные накопления Истоминой Л.В. на отчетную дату составляют не более 15000 рублей, тогда как в действительности эта сумма составляет <данные изъяты> рублей.
По фактам выявленных нарушений 26.01.2016 года городским прокурором Главе городского поселения Луховицы внесено представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции.
28.01.2016 года на очередном Совете депутатов городского поселения начата процедура рассмотрения представления городского прокурора, создана Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в отношении руководителя администрации городского поселения Луховицы.
Распоряжением Главы городского поселения Луховицы от 08.02.2016 года руководителю администрации городского поселения Луховицы Истомину О.И. объявлено дисциплинарное взыскание в виде выговора. Данное распоряжение вынесено по итогам заседания комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации городского поселения Луховицы.
На заседании совета депутатов городского поселения Луховицы 09.02.1026 года принято решение о наложении на руководителя администрации городского поселения Луховицы Истомина О.И. дисциплинарного взыскания в виде увольнения с муниципальной службы в связи с утратой доверия по основанию, предусмотренному ч.2 ст.27.1 Федерального закона от 02.03.2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». Обязанность по расторжению контракта с Истоминым О.И. возложена на Главу городского поселения Луховицы.
Глава городского поселения Луховицы Воронин Г.Л. отказался от подписи и исполнения принятого в установленном законом порядке решения Совета депутатов городского поселения Луховицы, что и явилось причиной обращения прокурора в суд.
Ответчики иск не признали.
Решением Луховицкого районного суда от 11 апреля 2016 года иск удовлетворен.
Не согласившись с решением суда, ответчики просят его отменить как незаконное.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, заключение помощника Московского областного прокурора, оценив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, как постановленного в соответствии с требованиями закона.
В соответствии с п.7.1 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя
На основании п.3 ч.1 ст.19 Федерального закона от 02.03.2007 года №25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных статьями 13, 14, 14.1 и 15 настоящего Федерального закона.
Одной из основных мер профилактики коррупции в рамках контроля государства за имущественным положением муниципальных служащих в Федеральном законе от 25.12.2008 года №273-ФЗ "О противодействии коррупции" в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения с замещаемой должности лица, замещающего должность муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо для применения в отношении него иных мер юридической ответственности указывается непредставление таким лицом сведений (представление заведомо недостоверных или неполных сведений, представление заведомо ложных сведений) о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (п.4 ст.6).
Такое правовое регулирование, направленное на предотвращение и преодоление коррупции, обусловлено спецификой муниципальной службы, поступая на которую, гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду (статья 37, часть 1 Конституции Российской Федерации) и добровольно избирает профессиональную деятельность, предполагающую наличие определенных запретов и обязанностей.
Согласно п.1.1 ч.1 ст.15 Федерального закона от 02.03.2007 года №25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее Федеральный закон №25-ФЗ) муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы, включенную в соответствующий перечень, обязан представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.
Муниципальный служащий, замещающий должность главы местной администрации по контракту, не вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности (ч.2 ст.14 Федерального закона №25-ФЗ).
Ограничения, установленные ч.9 ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", запрещают главе местной администрации заниматься предпринимательской деятельностью.
В соответствии со ст.27.1 Федерального закона №25-ФЗ за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25.12.2008 года №273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 27 настоящего Федерального закона.
Муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 и 15 настоящего Федерального закона.
Взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя (работодателем) в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами, на основании: 1) доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений; 2) рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию; 3) объяснений муниципального служащего; 4) иных материалов.
При применении взысканий, предусмотренных статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей.
В акте о применении к муниципальному служащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается часть 1 или 2 настоящей статьи.
Взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, применяются в порядке и сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами.
Муниципальная служба в Московской области регулируется Законом Московской области от 24.07.2007 года №137/2007-ОЗ "О муниципальной службе в Московской области".
Согласно п.2 ст.2 указанного закона муниципальный служащий муниципального образования Московской области - гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами Московской области, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование Московской области, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателя) может быть глава муниципального образования Московской области, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования Московской области или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (п.3 ст.2 Закона "О муниципальной службе в Московской области").
Пунктом 1 ст.9 Закона "О муниципальной службе в Московской области" установлена обязанность гражданина, претендующего на замещение должности муниципальной службы, включенной в соответствующий перечень, установленный муниципальным правовым актом, представляет представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы, включенную в соответствующий перечень, установленный муниципальным правовым актом, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (п.1 ст.9 Закона "О муниципальной службе в Московской области").
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Истомин О.И. с 19.09.2014 года исполнял обязанности руководителя администрации городского поселения Луховицы, с ним заключен контракт.
Решением Совета депутатов городского поселения Луховицы от 16.10.2014 года по результатам рассмотрения конкурсной комиссии Истомин О.И. назначен на должность руководителя администрации городского поселения Луховицы. Дополнительным соглашением от 12.01.2015 года в контракт внесены соответствующие изменения.
По должностной инструкции руководитель администрации городского поселения Луховицы является муниципальным служащим, относится к высшей группе должностей муниципальной службы, подчиняется главе городского поселения.
Замещая должность муниципальной службы, Истомин О.И. обязан представлять нанимателю (работодателю) сведения о своих доходах, расходах, об обязательствах имущественного характера своих супруги и детей.
Разрешая спор, суд установил факт совершения муниципальным служащим дисциплинарного проступка. Истомин О.И. нарушил служебную дисциплину - представил заведомо недостоверные и неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе, об обязательствах имущественного характера в отношении себя и своей супруги Истоминой А.В., как при поступлении на муниципальную службу, так и при представлении указанных сведений за 2014 год в период прохождения муниципальной службы. Кроме того, установлены факты нарушения Истоминым О.И. запретов, связанных с прохождением муниципальной службы.
В справке о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленной Истоминым О.И. за период с 01.01.2014 года по 31.12.2014 года, указан ряд принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимого имущества, а именно: земельный участок площадью 0,06 га в садоводческом некоммерческом товариществе в д.Митяево Наро-Фоминского района Московской области; квартира 33, площадью 100,2 кв.м, в доме 21а по ул.Академика Лаврентьева в г.Долгопрудный Московской области; нежилое помещение №11/01, площадью 50,2 кв.м, в д.21а по ул.Академика Лаврентьева г. Долгопрудный Московской области.
В нарушение установленной формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденной постановлением главы городского поселения Луховицы от 09.03.2015 года №9 и требований к ее заполнению, Истоминым О.И. не в полном объеме отражены реквизиты документов, на основании которых приобретено упомянутое недвижимое имущество, а именно, не отражены даты договоров. Кроме того, в названном разделе указаны недостоверные сведения о площади принадлежащего недвижимого имущества. В справке не отражены сведения о модели автомобиля Вольво-ХС90 и годе его изготовления; не указаны сведения об адресах банков, в которых открыты банковские счета, номера счетов и остатки по вкладам.
В разделе 5.1 справки Истоминым О.И. указано, что акций и иного участия в коммерческих организациях и фондах он не имеет. Однако, по сведениям Федеральной налоговой службы России, 20.06.2000 года зарегистрировано ООО «Асконд-Сервис», одним из учредителей которого является Истомин О.И.. Согласно выписке из ЕГРЮЛ указанное юридическое лицо прекратило свою деятельность 05.10.2015 года. Таким образом, Истомин О.И. до 05.10.2015 года фактически являлся учредителем названной коммерческой организации, однако не отразил данные сведения в справке.
Истоминым О.И. в разделе 6 справки не указаны сведения об основаниях и виде пользования квартирой по адресу: г.Москва, ул.Петрозаводская, д.28, корп.5, кв.361, где он зарегистрирован по месту жительства.
Нарушения, аналогичные указанным выше, допущены Истоминым О.И. при приеме на муниципальную службу.
27.04.2014 руководителем администрации городского поселения Луховицы Истоминым О.И. в общий отдел администрации городского поселения Луховицы представлены сведения (справка) о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за период с 01.01.2014 года по 31.12.2014 года своей супруги Истоминой А.В., являющейся заместителем генерального директора ООО «ТПК «Асконд».
Истоминой А.В. на праве собственности принадлежит ряд объектов недвижимого имущества, в том числе, жилой дом №83 в д.Озерицы Луховицкого района Московской области. В справке не в полном объеме
отражены реквизиты документов, на основании которых приобретено недвижимое имущество, а именно, не отражены даты договоров. Кроме того, в названном разделе указаны недостоверные сведения о площади дома (указано 56 кв.м вместо 66 кв.м).
В разделе 4 справки, представленной Истоминым О.И. в отношении своей супруги Истоминой А.В., отражены недостоверные и неполные сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях, открытых на имя Истоминой А.В.. Так, Истоминым О.И. собственноручно указано, что Истоминой А.В. открывались счета в банках на территории РФ для совершения различных операций и сделок. Возможно имеются остатки вкладов на них до 15000 рублей. В действительности, личные накопления Истоминой А.В. на отчетную дату составляют <данные изъяты> рублей.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что выявленные в ходе проведенной проверки нарушения свидетельствуют о нарушении руководителем администрации городского поселения Луховицы Истоминым О.И. ограничений, обязанностей и запретов, соблюдение которых предусмотрено действующим законодательством при прохождении муниципальной службы, а также о фактах представления заведомо недостоверных и неполных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги Истоминой А.В.. Указанные действия Истомина О.И. дают основания для утраты доверия со стороны представителя нанимателя (работодателя) и увольнение за коррупционное правонарушение.
В силу п.3 ст.2 Закона "О муниципальной службе в Московской области" нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование Московской области, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя.
Абзацем 6 ст.44 Регламента Совета депутатов городского поселения Луховицы Луховицкого муниципального района Московской области III созыва, утвержденного решением Совета депутатов городского поселения Луховицы Луховицкого муниципального района Московской области от 16.10.2014 года, принятое решение подписывается главой муниципального образования.
Принимая во внимание тяжесть коррупционного правонарушения, обстоятельства, при которых оно совершено, несоблюдение муниципальным служащим запрета на осуществление предпринимательской деятельности, сокрытие этого обстоятельства при приеме на службу, неудовлетворительную оценку деятельности Истомина О.И. на должности руководителя администрации городского поселения, на заседании Совета депутатов городского поселения Луховицы 09.02.2016 года принято решение о наложении на Истомина О.И. дисциплинарного взыскания в виде увольнения с муниципальной службы в связи с утратой доверия по основанию, предусмотренному ч.2 ст.27.1 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации». На главу городского поселения Луховицы Воронина Г.Л. возложена обязанность расторгнуть с Истоминым О.И. контракт.
Положениями статей 12 и 13 Регламента, определяющими полномочия главы муниципального образования, не предусмотрено право главы отказываться от подписи принятого Советом депутатов решения.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, с которым соглашается судебная коллегия, о признании незаконным и отмене распоряжения Главы городского поселения Луховицы Воронина Г.Л. от 08.02.2016 года о наложении на руководителя администрации городского поселения Луховицы Истомина О.И. за совершенное коррупционное правонарушение дисциплинарного взыскания в виде выговора.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Учитывая, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены судебного акта по делу.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Луховицкого районного суда Московской области от 11 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Главы городского поселения Луховицы Воронина Г.Л., руководителя администрации городского поселения Луховицы Истомина О.И. – без изменения.
Председательствующий
Судьи