Дело № 2-1470/2019
УИД 26 RS0010-01-2018-003549-41
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Георгиевск 25 сентября 2019 года
Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Курбановой Ю.В.,
при секретаре Палатовой Е.С.,
с участием истца Чумакова С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску Чумакова Сергея Александровича к Акционерному обществу «Золоторудная компания «ПАВЛИК» о взыскании невыплаченной премии,
УСТАНОВИЛ:
Чумаков С.А. обратился в суд с настоящим иском к ответчику, в котором просит взыскать с него в свою пользу невыплаченную премию за март 2019 года в размере 26970 рублей, мотивируя свои требования тем, что он, на основании трудового договора № 192 от 17.04.2017 и дополнительного соглашения к нему от 15.08.2018 работал инженером - энергетиком (по планированию и ремонту технологического электрооборудования) в структурном обособленном подразделении АО «Павлик» <адрес>, Золотоизвлекательная фабрика, Электромеханическая служба.
За март 2019 года работодатель лишил его на 100 % премии, без объяснения причин, в удовлетворении требований о выплате премии отказал. Он добросовестно исполнял свои должностные обязанности, в соответствии с должностной инструкции. Со стороны непосредственного руководителя замечаний к работе отмечено не было. К дисциплинарной ответственности в марте месяце не привлекался.
В судебном заседании истец Чумаков С.А. поддержал исковые требования по изложенным основаниям, просил их удовлетворить.
Ответчик АО «Золоторудная компания «ПАВЛИК», будучи надлежаще уведомленным о дате, месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание, назначенное по его ходатайству посредством видеоконференцсвязи не явился, участвуя в предварительном судебном заседании полномочный представитель ответчика исковые требования не признал, просил в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела.
Суд, с учетом мнения истца, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Выслушав истца, исследовав представленные сторонами доказательства, а также возражения ответчика, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Из анализа положений ст. ст. 15, 16, 56, 57, 135 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что основным источником регулирования трудовых отношений является трудовой договор, которым, в частности, устанавливается заработная плата работнику в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, которые устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, трудовым законодательством работодателям предоставлено право самостоятельно определять и устанавливать в организации системы оплаты труда с учетом мнения представительного органа работников.
Согласно ч. 1 ст. 191 ТК РФ работодатель имеет право поощрять работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности, в том числе путем выплаты им премий.
Как установлено судом, следует из материалов дела, и не оспаривается сторонами, истец Чумаков С.А. на основании срочного трудового договора № от 17.04.2017 и дополнительного соглашения к нему от 15.08.2018 работал инженером - энергетиком (по планированию и ремонту технологического электрооборудования) в структурном обособленном подразделении АО «Павлик» <адрес>, Золотоизвлекательная фабрика.
17 апреля 2019 года вышеуказанный трудовой договор прекратил свое действие, и в соответствии с приказом генерального директора от 25.06.2019 Чумаков С.А. уволен по собственном желанию с 28 июня 2019 года.
Также судом установлено, что в АО «Павлик» заработная плата выплачивается работнику дважды в месяц – 30 числа текущего месяца за его первую половину, и 15 числа месяца, следующего за отработанным.
Согласно расчетному листку, представленному в материалы дела, Чумакову С.А. за март 2019 года начислено 86751,74 рублей (без учета налогового вычета), сумма к выплате – 67 403,09 рублей.
29.03.2019 истцу выплачен аванс в размере 11 000 рублей, 16.04.2019 произведена выплата 56 432,23 рублей, из которых заработная плата за март 2019 составила 56403,09 рублей.
16.04.2019 Чумаков С.А. обратился к генеральному директору АО «Павлик» с заявлением о выплате премии за март 2019 года, так как она не включена в заработную плату.
17.05.2019 в адрес истца от представителя работодателя направлен ответ о том, что за не исполнение Чумаковым С.А. должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, принято решение о не начислении ему премии по итогам работы за март 2019 года. При этом отражено, что приказы о привлечении его к дисциплинарной ответственности в марте 2019 года не издавались.
Из приказа генерального директора АО «Павлик» ФИО4 от 29.03.2019 следует, что в связи с ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей инженером-энергетиком (по планированию и ремонту технологического оборудования) электромеханической службы золотоизвлекательной фабрики АО «ПАВЛИК» Чумаковым С.А., выразившемся в не подготовке заявки на получение необходимых для планово-предупредительных ремонтов материалов, запасных частей, а именно на получение электродвигателя шаровой мельницы № 2, необходимого для производства планово-предупредительных работ, планируемых к производству в период с 04.03.2019 по 06.03.2019, а также не оформлении необходимой технической документации на сдачу оборудования после ремонта, а именно не подготовке Акта о вводе в эксплуатацию оборудования, которое было отремонтировано и установлено в вышеуказанный период производства ППР, руководствуясь п.п. 15.1.7, 15.1.8, 15.3.3 Положения об оплате труда и материальном стимулировании работников Общества, бухгалтерии приказано не начислять премию истцу за март 2019 года на основании служебной записки заместителя начальника ЗИФ ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из служебной записки заместителя начальника ЗИФ ФИО5 от 28.03.2019, в период планово-предупредительного ремонта в период с 04.03.2019 по 06.03.2019 должна была быть осуществлена плановая замена электродвигателя АВВ АМL-710L6А ВАFIТМ шаровой мельницы № 2 согласно оперативного графика выполнения ремонта оборудования ЗИФ.
Подготовка заявки на получение необходимых для ремонта материалов и запчастей входит в должностные обязанности инженера-энергетика Чумакова С.А. Однако в нарушение п. 2.7 и 2.5 своей должной инструкции, последний не подготовил заявку на получение электродвигателя шаровой мельницы № 2, необходимого для производства планово-предупредительных работ, планируемых к производству в период с 04.03.2019 по 06.03.2019, а также не оформил необходимую техническую документацию на сдачу оборудования после ремонта, а именно не подготовил Акт о вводе в эксплуатацию оборудования, которое было отремонтировано и установлено в вышеуказанный период производства ППР, в связи с чем, просит не начислять Чумакову С.А. премию за март 2019 года в полном объеме.
В соответствии с п.п.2.5, 2.7 должностной инструкции инженера-энергетика ЗИФ обособленного подразделения АО «Павлик», данное должностное лицо обязано оформлять необходимую техническую документацию на вывод оборудования в ремонт и сдачу его после ремонта, осуществлять подготовку заявок на централизованное выполнение капитальных ремонтов, получение необходимых для планово-предупредительных и текущих ремонтов материалов, запасных частей.
Согласно актов ввода в эксплуатацию электродвигателя АВВ АМL-710L6А ВАFIТМ от 16.03.2019, монтажа данного электродвигателя, он, по окончании монтажа, введен в работу 06.03.2019, его эксплуатация решением комиссии разрешена.
Согласно ч. 1 ст. 191 ТК РФ работодатель имеет право поощрять работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности, в том числе путем выплаты им премий.
В соответствии с п. 7.17.3. представленного в материалы дела трудового договора № 192 от 17.04.2017, работнику устанавливается часовая тарифная ставка в размере 68 руб. 59 коп.; районный коэффициент за работу в районах Крайнего Севера 70% от часовой тарифной ставки; надбавка за работу в районах Крайнего Севера в размере 80% от часовой тарифной ставки.
Дополнительным соглашением от 15.08.2017 к трудовому договору № 192 от 17.04.2017 Работнику установлена часовая тарифная ставка 101 руб. 44 коп.
В случае добросовестного исполнения должностных обязанностей, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка, иных правил и инструкций, установленных Работодателем выполнения установленных показателей и условий премирования Работнику может выплачиваться премия по итогам работы за месяц в размере 40%, устанавливаемых приказом Работодателя. Решение о выплате премии принимается Генеральным директором.
Таким образом, по условиям трудового договора, премия может выплачиваться по итогам работы за месяц в случае добросовестного исполнения должностных обязанностей в соответствии с Положением.
Как следует из материалов дела, в АО «ПАВЛИК» действует Положение об оплате труда и материальном стимулировании работников АО «ПАВЛИК» (далее – Положение), с которым истец ознакомлен под роспись.
Подпунктом 15.1.7. пункта 15.1. Положения установлено, что независимо от выполнения показателей премирования расчетный размер премии отдельному работнику может быть снижен либо премия может быть не выплачена полностью по решению Генерального директора Компании, либо уполномоченного лица Компании в случае: неисполнения или ненадлежащего исполнения Работником трудовых обязанностей, закрепленных должностной инструкцией, иными ЛНА; нарушение трудового законодательства, требований охраны труда и техники безопасности; невыполнения приказов, распоряжений руководства; привлечения к дисциплинарной ответственности; совершение иных правонарушений и поступков и др.
Перечень производственных упущений и нарушений, при наличии которых начисление премии может не производиться (производиться не в полном размере), представлены в Приложении 1 к данному Положению (подп. 15.1.8.).
Решение о неначислении (выплате не в полном объеме) премии работнику оформляется приказом Генерального директора Компании либо уполномоченного лица Компании на основании докладной записки непосредственного руководителя Работника и (или) соответствующих документов, свидетельствующих о необходимости привлечения Работника к ответственности (подл. 15.3.3.).
Таким образом, согласно Положению, размер премии и ее выплата зависят, в том числе, от своевременного и качественного выполнения трудовых обязанностей работником, а потому, на основании служебной записки заместителя начальника ЗИФ Шабай И.А. от 28.03.2019 издан приказ № 142-от 29.03.2019 о не начислении премии за март 2019 года Чумакову С.А. в связи с ненадлежащим исполнением им своих должностных обязанностей, в соответствии с подпунктами 15.1.7., 15.1.8., 15.3.3. пункта 15.1. Положения.
При таких обстоятельствах, указание истца о своем не привлечении к дисциплинарной ответственности в марте 2019 года, нельзя принять во внимание, так как основанием для невыплаты премии может являться не только наличие у работника дисциплинарного взыскания, но и сам факт нарушения им своих должностных обязанностей, если это предусмотрено системой премирования. В этом случае работодатель вправе лишить работника премии, не прибегая к привлечению его к дисциплинарной ответственности. Лишение премии не является одним из видов дисциплинарных взысканий, установленных ст. 192 ТК РФ. Поскольку премия является стимулирующей выплатой, ее лишение не свидетельствует о наложении на работника наказания, а указывает лишь на отсутствие оснований для поощрения такого работника.
Поскольку премирование носит стимулирующий характер и является правом, а не обязанностью работодателя, с учетом положений ст. 8 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель вправе самостоятельно определять критерии и порядок выплаты премии на основании изданного им локального нормативного акта.
Как следует из материалов дела, спорная премия является дополнительной стимулирующей выплатой, начисление которой работнику является правом, а не обязанностью работодателя, поскольку она не включалась в систему оплаты труда, начислялась исключительно по инициативе, решению работодателя и в установленном им размере, и указанные обстоятельства подтверждаются разделом 15 Положения об оплате труда и материального стимулирования работников АО «Павлик».
Доказательств того, что спорная премия входила в систему оплаты труда и являлась гарантированной систематической выплатой, истцом не представлено. Напротив, из материалов дела следует, что заключенным с Чумаковым С.А. трудовым договором не предусмотрена фиксированная часть заработной платы в виде премии, равно как и не установлен ее размер.
Ссылка истца на наличие актов ввода в эксплуатацию электродвигателя АВВ АМL-710L6А ВАFIТМ от 16.03.2019, и монтажа данного электродвигателя, которые, по его мнению, свидетельствует о не нарушении им двух пунктов своей должностной инструкции, не может быть принята судом во внимание как доказательство нарушения его трудовых прав со стороны ответчика, поскольку приказ № 142-от 29.03.2019 о не начислении Чумакову С.А. премии за март 2019 года не отменен, кроме того, как указал представитель ответчика в предварительном судебном заседании, данные акты не содержат подписи истца, и напротив, свидетельствуют о том, что эти документы за него готовили иные работники.
Кроме того, истец не отрицал в судебном заседании того, что работодателем ему было предложено дать объяснения относительно допущенных нарушений, однако он отказался от их дачи ввиду ограниченного времени.
Оценив установленные в судебном заседании обстоятельства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения требований истца у суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 30 ░░░░░░░░ 2019 ░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░