№2-497/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
"18" июля 2023 года с.Кунашак
Кунашакский районный суд Челябинской области, в составе председательствующего судьи Насыровой Д.М.,
при секретаре Хисаметдиновой И.С.
с участием истцов Галяутдиновой К.Ф., Шакировой Р.Я., Юлдашевой Р.Х. представителя ответчика по доверенности Абрамова К.А.
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Галяутдиновой К.Ф., Шакировой Р.Я., Юлдашевой Р.Х, к Обществу с ограниченной ответственностью "Центр коммунального сервиса" о признании незаконными действий по начислению платы за сбор, утилизацию и вывоз твердых коммунальных отходов, об обязании аннулировать задолженность,
У С Т А Н О В И Л:
Галяутдинова К.Ф. обратилась в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Центр коммунального сервиса"(далее ООО "ЦКС") с учетом уточнения иска, о признании незаконными действия ООО "ЦКС" по начислению Галяутдиновой К.Ф., проживающей по адресу: <адрес>, платы за сбор, вывоз и утилизацию твердых коммунальных отходов за период с 01.03.2019 по 05.07.2022; об обязании ООО "ЦКС" аннулировать задолженность, начисленную за сбор и вывоз твердых бытовых отходов за период с 01.03.2019 по 05.07.2022, на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. В обоснование иска, что с 2019 года ответчик присылает в ее адрес ежемесячные счета на оплату, за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом договор между ней и ответчиком на предоставление услуг не заключен, по причине отсутствия вблизи ее дома до 05.07.2022 обустроенного места(площадки) накопления твердых коммунальных отходов и контейнера для их сбора. Согласно представленной справе администрации Муслюмовского сельского поселения от 06.07.2022, подтверждается факт, что контейнер для сбора мусора в п. Муслюмово ж.д. ст., по ул. Парковая, установлен 08.06.2022. С момента получения ею от ответчика квитанций на оплату услуг, она не производила никаких действий направленных на заключение договора с ответчиком, оплату по счета не производила. Считает, что фактически ответчиком услуга по обращению с ТКО ей отказана не была, так как в месте ее проживания отсутствовал контейнер для сбора ТКО. До момента появления контейнера под мусор, они собирали свой мусор в тракторный прицеп, курсирующий по населенному пункту, который предоставляла администрация Муслюмовского сельского поселения. С 08.06.2022 она осуществляет складирование твердых коммунальных отходов в местах его накопления, а именно на оборудованной площадке по ул. Парковая.
Шакирова Р.Я. обратилась в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Центр коммунального сервиса"(далее ООО "ЦКС") с учетом уточнения иска, о признании незаконными действия ООО "ЦКС" по начислению Шакировой Р.Я., проживающей по адресу: <адрес>, платы за сбор, вывоз и утилизацию твердых коммунальных отходов за период с 01.01.2019 по 05.07.2022; об обязании ООО "ЦКС" аннулировать задолженность, начисленную за сбор и вывоз твердых бытовых отходов за период с 01.01.2019 по 05.07.2022, на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. В обоснование иска, что с 2019 года ответчик присылает в ее адрес ежемесячные счета на оплату, за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом договор между ней и ответчиком на предоставление услуг не заключен, по причине отсутствия вблизи ее дома до 05.07.2022 обустроенного места(площадки) накопления твердых коммунальных отходов и контейнера для их сбора. Согласно представленной справе администрации Муслюмовского сельского поселения от 10.10.2022, подтверждается факт, что контейнер для сбора мусора в <адрес>, не установлен, ближайший контейнер на ул. Лесная установлен 05.07.2022. С момента получения ею от ответчика квитанций на оплату услуг, она не производила никаких действий направленных на заключение договора с ответчиком, оплату по счета не производила. Считает, что фактически ответчиком услуга по обращению с ТКО ей отказана не была, так как в месте ее проживания отсутствовал контейнер для сбора ТКО. До момента появления контейнера под мусор, они собирали свой мусор в тракторный прицеп, курсирующий по населенному пункту, который предоставляла администрация Муслюмовского сельского поселения. С 05.07.2022 она осуществляет складирование твердых коммунальных отходов в местах его накопления, а именно на оборудованной площадке по ул. Лесная.
Юлдашева Р.Х. обратилась в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Центр коммунального сервиса"(далее ООО "ЦКС") с учетом уточнения иска, о признании незаконными действия ООО "ЦКС" по начислению Юлдашевой Р.Х., проживающей по адресу: <адрес>, платы за сбор, вывоз и утилизацию твердых коммунальных отходов за период с 01.01.2019 по 05.07.2022; об обязании ООО "ЦКС" аннулировать задолженность, начисленную за сбор и вывоз твердых бытовых отходов за период с 01.01.2019 по 05.07.2022, на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. В обоснование иска, что с 2019 года ответчик присылает в ее адрес ежемесячные счета на оплату, за предоставленные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом договор между ней и ответчиком на предоставление услуг не заключен, по причине отсутствия вблизи ее дома до 05.07.2022 обустроенного места(площадки) накопления твердых коммунальных отходов и контейнера для их сбора. Согласно представленной справе администрации Муслюмовского сельского поселения от 20.01.2023, подтверждается факт, что контейнер для сбора мусора в п. Муслюмово ж.д. ст., по ул. Дачная, не установлен, ближайший контейнер на ул. Парковая установлен 05.07.2022. С момента получения ею от ответчика квитанций на оплату услуг, она не производила никаких действий направленных на заключение договора с ответчиком, оплату по счета не производила. Считает, что фактически ответчиком услуга по обращению с ТКО ей отказана не была, так как в месте ее проживания отсутствовал контейнер для сбора ТКО. До момента появления контейнера под мусор, они собирали свой мусор в тракторный прицеп, курсирующий по населенному пункту, который предоставляла администрация Муслюмовского сельского поселения. С 05.07.2022 она осуществляет складирование твердых коммунальных отходов в местах его накопления, а именно на оборудованной площадке по ул. Парковая.
Определением Кунашакского районного суда Челябинской области от 02 июня 2023 года рассмотрение гражданских дел № 2-497/2023 г. по иску Галяутдиновой К.Ф. к ООО "Центр коммунального сервиса", №2-498/2023 по иску Шакировой Р.Я. к ООО "Центр коммунального сервиса", №2-499/2023 по иску Юлдашевой Р.Х. к ООО "Центр коммунального сервиса" в одно производство для совместного их рассмотрения, с присвоением им единого номера 2- 497/2023 г.(т.д.1 л.д.107)
В судебном заседании истцы Галяутдинова К.Ф., Шакирова Р.Я., Юлдашева Р.Х. исковые требования поддержали, с учетом их уточнения.
Представитель ответчика ООО "ЦКС" по доверенности Абрамов К.А. с исковыми требованиями не согласен, полагая их необоснованными. Просит учесть, что ответчиком услуга по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов была оказана. У ответчика отсутствуют полномочия по оборудованию площадок по сбору твердых коммунальных отходов и установке на них контейнером для сбора мусора.
Представители третьих лиц, администрации Муслюмовского сельского поселения, администрации Кунашакского муниципального района в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании установлено, что истцу Галяутдиновой К.Ф. на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ.(т.д.2 л.д.45)
Согласно справке от 10.05.2023 года, выданной администрацией Муслюмовского сельского поселения, о зарегистрированных лицах в указанном жилом помещении, в жилом доме, зарегистрированы: истец Галяутдинова К.Ф. и ее супруг ФИО1(т.д. 1 л.д.31)
Истцу Шакировой Р.Я. на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости ДД.ММ.ГГГГ.(т.д.2 л.д.46)
Согласно справке от 10.05.2023 года, выданной администрацией Муслюмовского сельского поселения, о зарегистрированных лицах в указанном жилом помещении, в жилом доме, зарегистрированы: истец Шакирова Р.Я. и ее супруг ФИО2(т.д. 1 л.д.136)
Истцу Юлдашевой Р.Х. на праве общей долевой собственности, в 3/4 долях и ее <данные изъяты> сыну в 1/4 доле, принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости.(т.д.2 л.д.47)
Согласно справке от 10.05.2023 года, выданной администрацией Муслюмовского сельского поселения, о зарегистрированных лицах в указанном жилом помещении, в жилом доме, зарегистрированы: истец Юлдашева Р.Х. и ее <данные изъяты> сын ФИО3(т.д. 1 л.д.220)
Согласно пункту 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату, в том числе и за обращение с твердыми коммунальными отходами (пункт 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Из материалов дела следует, что вывоз твердых коммунальных отходов по Кунашакскому району осуществляется региональным оператором ООО "ЦКС".
В соответствии с п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, предусмотренном федеральным законом, или органом местного самоуправления в случае наделения его отдельными государственными полномочиями (части 1, 2 статьи 157 ЖК РФ).
Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусматривает, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности (пункт 1 статьи 24.7).
Согласно пункту 2 статьи 24.7 приведенного Федерального закона по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с п. 148(12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354(далее Правила №354), региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. Погрузка твердых коммунальных отходов включает в себя уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.
Согласно положений ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Суд полагает обоснованными требования истцов в части расчета имеющейся задолженности по услуге по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно информации, представленной администрацией Муслюмовского сельского поселения от 30.05.2023, вывоз твердых коммунальных отходов населения вывозился силами администрации Муслюмовского сельского поселения на основании полномочий, закрепленных в Уставе Муслюмовского сельского поселения на санкционированную свалку ТБО. После закрытия 10.12.2019 объектов размещения отходов производства и потребления(свалок ТБО), расположенных на территории Кунашакского муниципального района на основании постановления администрации Кунашакского муниципального района от 10.12.2019 №1692, сбор и вывоз твердых коммунальных отходов населения на свалку не осуществлялся.(т.д.2 л.д.10)
Из сведений, представленных администрацией Муслюмовского сельского поселения от 24.05.2023, следует, что два бункера накопителя в п. Муслюмово ж.д. ст. установлены 03.01.2019, еще три бункера-накопителя установлены 05.10.2020. Ближайшие контейнеры по сбору ТКО к домам истцов были установлены 05.07.2022(т.д.1 л.д.91, т.д.1 л.д.198, т.д.2 л.д.12)
Суд полагает, что услуга по вывозу ТКО ответчиком, истцам оказывалась с 11 декабря 2019 года, после того, как администрация Муслюмовского сельского поселения перестала вывозить мусор на свалку в связи с ее закрытием.
Сам факт отсутствия мест размещения контейнеров на улицах, где проживают истцы не свидетельствует о ненадлежащем оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными услугами ответчиком, поскольку на регионального оператора возложена обязанность принимать твердые коммунальные отходы именно в местах (на площадках) накопления, определенных договором.
Доводы истца значительном расстоянии бункеров накопителей и несоответствии оказываемой услуги требованиям установленным нормами и стандартами, о необходимости исчисления периода оказания услуги по вывозу ТКО с 05 июля 2022 года суд полагает необоснованными.
Истцами в рамках рассмотрения дела не доказано, что в спорный период они осуществляли самостоятельный вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов, не нарушая требования санитарно-эпидемиологического законодательства и закона "Об охране окружающей среды". Договоров с третьими лицами, на основании которых суд мог сделать вывод о том, что истцы не пользуются услугой по вывозу ТБО, предоставляемой ответчиком, представлено не было. Истцы проживают в жилых домах, расположенных на земельном участке, в процессе их жизнедеятельности образуются твердые бытовые отходы.
Кроме того, из пояснений истцов в судебном заседании установлено, что администрацией сельского поселения был организован помешковый сбор ТКО, который до 10.12.2019 года размещался на свалке п. Муслюмово ж.д. ст., а после закрытия свалки, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, мог быть размещен только в бункерах-накопителях, представленным ответчиком.
Согласно представленным выпискам по лицевым счетам: Галяутдиновой К.Ф. №, Шакировой Р.Я. №, Юлдашевой Р.Х. №, ответчиком начисление платы за вывоз ТКО осуществлялся с 01.02.2019, которое нельзя признать законным в части. В связи с чем суд полагает, что размер задолженности необходимо исчислять с 11 декабря 2019 года.
На основании изложенного и руководствуясь 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Галяутдиновой К.Ф., Шакировой Р.Я., Юлдашевой Р.Х, к Обществу с ограниченной ответственностью "Центр коммунального сервиса" удовлетворить частично.
Признать незаконными действия ООО "Центр коммунального сервиса"(ИНН 7456027298, ОГРН 1157456004683) по начислению платы за коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами Галяутдиновой К.Ф. по лицевому счету №, Шакировой Р.Я. по лицевому счету №, Юлдашевой Р.Х, по лицевому счету № за период с 01 февраля 2019 года по 10 декабря 2019 года.
Обязать ООО "Центр коммунального сервиса"(ИНН 7456027298, ОГРН 1157456004683) осуществить Галяутдиновой К.Ф. по лицевому счету №, Шакировой Р.Я. по лицевому счету №, Юлдашевой Р.Х, по лицевому счету № перерасчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01 февраля 2019 года по 10 декабря 2019 года, определив начало оказания услуги с 11 декабря 2019 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Кунашакский районный суд.
Председательствующий Д.М. Насырова �