РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 декабря 2015 года
Ивантеевский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи ГУРКИНА С.Н.,
при секретаре Цымаркиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1275/15 по иску Скуловой В.Н, к войсковой части 7456, войсковой части 6549 о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л :
Скулова В.Н. обратилась с иском к ответчикам, с учетом уточнений, о признании за ней права собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Она указала, что на основании договора социального найма жилого помещения № 64 от 17.01.2013 является нанимателем спорной квартиры, а наймодателем - войсковая часть 7456, в лице командира Ставицкого Д.В., действующего от имени собственника жилого помещения – Российской Федерации. Спорное жилое помещение было предоставлено только Скуловой В.Н. Она зарегистрировалась в квартире, проживает в ней, оплачивает коммунальные услуги. Решив приватизировать квартиру, обратилась в администрацию города Ивантеевки Московской области, но ей ответили, что квартира городу не принадлежит, надо обратиться в войсковую часть, которая квартиру предоставила. Истец обратилась с заявлением о передаче квартиры в собственность в порядке приватизации в в/ч 6549, но получила отказ со ссылкой на то, что ей необходимо заплатить за лишние квадратные метры, предоставленные ей сверх положенных. С данным отказом она не согласна, просит признать решение жилищной комиссии не законным, признать за ней право на бесплатную передачу занимаемого жилого помещения.
В судебном заседании истец Скулова В.Н. заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить. Она пояснила, что никаких соглашений об оплате превышающих квадратных метров не подписывала. Жилищная комиссия затягивала выдачу разрешения на приватизацию квартиры. Документы на приватизацию были подготовлены в феврале 2013 года. Постановление Правительства РФ от 24.10.2013 № 942 об оплате дополнительной площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих» вышло спустя 9 месяцев после получения ею квартиры. Речи о доплате за квадратные метры не было.
Представитель ответчика в/ч № 6549 по доверенности Кабочкин С.С. в судебном заседании требования не признал и пояснил, что на основании протокола Жилищной комиссии войсковой части 6549 от 30 октября 2012 года № 11-12 Скуловой В.Н. на правах социального найма распределена однокомнатная квартира общей площадью 40,3 кв. м. расположенная по адресу: <адрес>. Скулова В.Н. проходила военную службу в войсковой части 6549, состояла в ней же на учете нуждающихся в жилых помещениях. Приказом командира войсковой части № 3455 от 28 мая 2004 года в соответствии с п. «г» п.1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», пп. «г» п. 3 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы (по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годной к военной службе) прапорщик Скулова В.Н. уволена с военной службы, с выслугой лет на военной службе на 1 мая 2004 года — календарная 6 лет 6 месяцев, в ГУПО - 6 лет 4 месяца. Приказом командира войсковой части 3455 от 31 мая 2004 года № 133 с/ч исключена из списков войсковой части 3455 с оставлением в списках военнослужащих нуждающихся в улучшении жилищных условий. Федеральным законом от 12 декабря 2011 N 427-ФЗ, статья 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» дополнена п. 16, согласно которого при предоставлении гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1, пункте 13 и абзаце первом пункта 14 статьи 15, жилых помещений в собственность в соответствии с настоящим Федеральным законом указанные жилые помещения с их согласия могут быть предоставлены общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с оплатой общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 настоящего Федерального закона, за счет собственных средств таких граждан. Этим же пунктом установлено, что порядок оплаты общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 настоящего Федерального закона, устанавливается Правительством Российской Федерации. В целях реализации указанной нормы, Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2013 года N 942 утверждены Правила оплаты военнослужащими, нуждающимися в улучшении жилищных условий, дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Согласно п. 1 ст. 15.1. ФЗ «О статусе военнослужащих» норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. При этом в п. 3 ст. 15.1. ФЗ «О статусе военнослужащих» указано, с учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в пункте 1 настоящей статьи, и предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи увеличения размера общей площади жилого помещения. Такое превышение может составлять не более девяти квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности, для одиноко проживающего военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы,члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего, члена семьи погибшего (умершего) гражданина, уволенного с военной службы, - не более 18 квадратных метров общей площади жилого помещения. Таким образом, максимальный размер площади жилого помещения, который мог быть предоставлен Скуловой В.Н. в пределах нормы предоставления площади жилого помещения на состав семьи из 1 человека составляет 36 кв.м. Согласно п. 16 ст. 15 действовавшей на момент предоставления Скуловой В.Н. жилья редакции ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащими и уволенными с военной службы после 1 января 2005 года гражданами, признанными в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий, при их желании могут быть получены в собственность жилые помещения общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 настоящего Федерального закона, за счет собственных средств военнослужащих-граждан для оплаты дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей установленную норму предоставления площади жилого помещения. Этим же пунктом предусмотрено, что порядок оплаты дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей установленную норму предоставления площади жилого помещения, определяется Правительством Российской Федерации. Жилое помещение общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих». Распределенное жилое помещение расположено по адресу: <адрес> (договор социального найма жилого помещения от 17 января 2013 года №64) составляет 40,3 кв.м., размер дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей установленную норму предоставления площади жилого помещения составляет 4,3 кв.м. Следовательно, согласившись с предоставлением жилого помещения общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих», Скулова В.Н. по смыслу п. 16 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» взяла на себя обязательство по оплате дополнительной общей площади жилого помещения, превышающей установленную норму предоставления площади жилого помещения. В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество, за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. В соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2013 года № 942, а также положениями статей 1102 и 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию за излишне предоставленную жилую площадь исходя из стоимости 1 квадратного метра квартиры расположенной по адресу: <адрес>. С учетом данных норм права, решением жилищной комиссии от 15 октября 2015 года № 12-15 о безвозмездном получении Скуловой В.Н. в собственность (приватизации) занимаемого жилого помещения по договору социального найма - отказано. На основании вышеизложенного просил требования истца признать не обоснованными и в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика – Войсковая часть 7456, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании просил в иске отказать, так как Скулова В.Н. на бесплатную приватизацию всей квартиры права не имеет, по Закону должна заплатить за излишне предоставленные квадратные метры.
На основании изложенного, с учетом мнения явившихся лиц, суд, руководствуясь ч. 4 ст. 167 ГПК РФ, рассмотрел дело в отсутствие ответчика – Войсковой части 7456 по имеющимся материалам.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения истца, представителя ответчика, оценив представленные доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. ст. 2, 6, 7 Закона «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации, граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд и оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность.
Материалами дела установлено, что однокомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес> предоставлена Скуловой В.Н. на основании договора социального найма жилого помещения № 64 от 17 января 2013 года, заключенного с войсковой частью 7456.
Истец с 22.01.2013 и по настоящее время зарегистрирована в спорной квартире по месту жительства, что подтверждается выпиской из домовой книги и копией финансового лицевого счета № 7352 по данному адресу.
На обращения в адрес ответчика – В/Ч 6549 о передаче в собственность квартиры в порядке приватизации получен отказ со ссылкой на превышение квадратуры жилого помещения, предоставленного Скуловой В.Н. для проживания по договору социального найма. Для безвозмездного получения в собственность (приватизации) вышеуказанного жилого помещения, необходимо оплатить квадратные метры, превышающие установленную ст. 15.1 Федерального Закона «О статусе военнослужащих» норму предоставления площади жилого помещения.
В силу ст. 15.1 Федерального Закона «О статусе военнослужащих» норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека (часть 1). С учетом конструктивных и технических параметров многоквартирного дома или жилого дома жилое помещение, предоставляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, может быть предоставлено общей площадью, превышающей размер общей площади жилого помещения, определенный исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, указанной в пункте 1 настоящей статьи, и предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи увеличения размера общей площади жилого помещения. Такое превышение может составлять не более девяти квадратных метров общей площади жилого помещения в общей сложности, для одиноко проживающего военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, члена семьи погибшего (умершего) военнослужащего, члена семьи погибшего (умершего) гражданина, уволенного с военной службы, - не более 18 квадратных метров общей площади жилого помещения (часть 3).
Между тем, указанная норма введена Федеральным законом от 01.12.2008 N 225-ФЗ, а материалами дела установлено следующее.
Скулова В.Н. проходила военную службу в в/ч 3455 в звании прапорщика. Приказом № 11 от 28.05.2004 уволена с военной службы по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годной к военной службе. Из приказа следует, что выслуга лет Скуловой В.Н. на военной службе составила во внутренних войсках – календарная 06 лет 06 месяцев (льготной выслуги не имеет), в ГУПО – 06 лет 04 месяца (льготной выслуги не имеет).
Согласно справке врио командира в/ч 3455 от 20.11.2009 № 27 выслуга лет прапорщика Скуловой В.Н. на военной службе по состоянию на 31.05.2004 составляет: календарная – 13 лет 00 месяцев 24 дня, льготная – не имеет.
В период прохождения военной службы решением жилищно-бытовой комиссии в/ч 3455 от 04.05.2004 № 2 прапорщик Скулова В.Н. была включена в списки очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании рапорта от 22.03.2004.
В соответствии с гарантийным обязательством от 28.05.2004, выданным 01.06.2004, командование войсковой части 3455 ВВ МВД России гарантировало оставление в списках, нуждающихся в улучшении жилищных условий войсковой части 3455 ВВ МВД России после увольнения из рядов ВВ МВД России прапорщика Скулову В.Н.
Решением жилищной комиссии управления в/ч 6549 ВВ МВД России о 30.10.2012 № 11-12 прапорщику Скуловой В.Н. распределена однокомнатная квартира по адресу: <адрес>.
Войсковой частью 7456 в лице командира, действующего от имени собственника жилого помещения – Российской Федерации, с ответчицей Скуловой В.Н. заключен договор социального найма указанного жилого помещения № 64 от 17.01.2013.
Сторонами не отрицалось, что оспариваемое решение принято жилищной комиссией в пределах своих полномочий. Из материалов дела следует, что принимая оспариваемое решение комиссией учитывалось наличие в жилищном деле Скуловой В.Н. сведений о принятии ее в установленном порядке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, о наличии выслуги лет на момент увольнения на военной службе во внутренних войсках 06 лет 06 месяцев, в ГУПО – 06 лет 04 месяца, отсутствовали сведения о снятии ее с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с увольнением с военной службы в 2004 году и наличием выслуги не менее 10 лет.
В соответствии со ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в ред. на момент возникновения спорных правоотношений): Государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений. Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Пункт 16 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", на который в своих возражениях ссылается представитель ответчика введен Федеральным законом от 12.12.2011 N 427-ФЗ, то есть после включения Скуловой В.Н. в списки очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий и увольнения ее со службы.
Правила оплаты военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, признанными нуждающимися в жилых помещениях федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 Федерального закона "О статусе военнослужащих" утверждены постановлением Правительства РФ от 24.10.2013 N 942.
Между тем, судом установлено и сторонами не оспаривается, что спорная квартира с превышением площади распределена Скуловой В.Н. решением жилищной комиссии управления в/ч 6549 ВВ МВД России от 30.10.2012 №11-12, а договор социального найма указанного жилого помещения № 64 заключен ею с в/ч 7456 17.01.2013, то есть до издания постановления Правительства РФ от 24.10.2013 N 942.
Таким образом, основания к отказу в приватизации суд находит не обоснованными, противоречащими нормам законодательства, действующим на момент обращения Скуловой В.Н. с указанным заявлением.
В силу ст.11 Закона РФ от 04 июля 1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
С учетом материалов дела суд приходит к выводу, что спорное жилое помещение, принадлежащее на праве собственности РФ, находящееся в оперативном управлении Войсковой части 7456, и предоставленное Скуловой В.Н. в установленном порядке на основании договора социального найма, может быть передано в порядке приватизации нанимателю.
При этом суд учитывает, что Законом предусмотрено безусловное право на приобретение в собственность в порядке приватизации жилого помещения, относящегося к указанной категории. Исходя из смысла преамбулы и ст.ст.1,2 Закона гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Материалами дела подтверждается, что Скулова В.Н. ранее не использовала право на бесплатное приобретение в собственность жилого помещения в порядке приватизации. Об этом свидетельствуют: справка Комитета по управлению имуществом администрации г.о. Жуковский № 212 от 19.02.2013; информация ГУП МО «МОБТИ» правительства Московской области от 01.07.2010, а также уведомления об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о собственности Скуловой В.Н. на территории Московской области и справки Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы.
Каких-либо доказательств, опровергающих указанные выше обстоятельства, со стороны ответчиков в ходе рассмотрения дела суду не представлено.
Таким образом, поскольку истец имеет право пользования спорным жилым помещением, относящимся к государственному жилищному фонду, на основании договора социального найма, ранее не использовала право на приватизацию, то за Скуловой В.Н. может быть признано право собственности на спорную квартиру в порядке приватизации.
При этом ранее зарегистрированные права собственности и оперативного управления на спорный объект недвижимости подлежат прекращению.
Руководствуясь ст.ст.195-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Скуловой В.Н, к войсковой части 7456, войсковой части 6549 о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.
Признать за Скуловой В.Н, право собственности на однокомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в порядке приватизации.
Прекратить право собственности Российской Федерации и право оперативного управления войсковой части 7456 на данные объекты недвижимого имущества.
Решение является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Ивантеевский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме
Председательствующий С.Н. Гуркин
Мотивированное решение
изготовлено 25.12.2015