5-1692/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
<адрес> 28 сентября 2020 года
Заместитель председателя Магасского районного суда Республики Ингушетия Панченко Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.64 КоАП РФ, в отношении юридического лица – Регионального отделения в <адрес> общественной организации – политической партии «Российский Общенародный Союз», ИНН 0608054881, ОГРН 1190608000571, адрес местонахождения: <адрес>
У С Т А Н О В И Л:
Председателем Избирательной комиссии Республики Ингушетия, уполномоченным на составление протоколов об административных правонарушениях, Евлоевым М.Х. в отношении регионального отделения в <адрес> организации политической партии «Российский Общенародный Союз» составлен протокол № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.64 КоАП РФ, ввиду нарушения политической партией п. 3 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 95-ФЗ «О политических партиях», выразившегося в несвоевременном представлении сведений о поступлении и расходовании средств политической партии за 1-й квартал 2020 года, а именно ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель регионального отделения в <адрес> организации политической партии «Российский Общенародный Союз» Добриев Н.У. в судебном заседании пояснил, что нарушение было допущено по причине действия карантинного режима в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в течение которого Избирательная комиссия в РИ, наряду с другими учреждениями, на прежних условиях не осуществляла свою деятельность, корреспонденцию нарочно не принимала. Попытки сдать документацию со сведениями в апреле 2020 года были безуспешными.
Представитель лица, составившего протокол об административном правонарушении в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Частью 1 ст. 5.64 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение политической партией, ее региональным отделением или иным зарегистрированным структурным подразделением установленного законодательством Российской Федерации о политических партиях срока представления сведений о поступлении и расходовании средств политической партии, либо представление этих сведений в меньшем объеме, чем предусмотрено указанным законодательством, или с нарушением установленной формы, либо представление заведомо недостоверных сведений.
В соответствии с п. 3 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия представляет в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, а региональное отделение, иное зарегистрированное структурное подразделение политической партии - в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, на территории которого они зарегистрированы, сведения о поступлении и расходовании средств политической партии. Указанные сведения представляются ежеквартально не позднее чем через 30 дней со дня окончания квартала.
В ходе проведения проверки Избирательной комиссией установлено, что региональное отделение в <адрес> организации политической партии «Российский Общенародный Союз» предоставило сведения о поступлении и расходовании средств регионального отделения за 1-й квартал 2020 года в Избирательную комиссию Республики Ингушетия ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законом субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из положений ст. ст. 2.1, 24.1 КоАП РФ в рамках административного производства подлежит выяснению вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена нормами КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации.
Обязанность по предоставлению в установленный срок сведений о поступлении и расходовании средств политической партии за 1 квартал 2020 года должна была быть исполнена региональным отделением в РИ Общественной организации политической партии «Российский Общенародный Союз» не позднее ДД.ММ.ГГГГ, нарушение по неисполнению данной обязанности возникло ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно, в данном случае должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, правильны квалифицированы действия регионального отделения политической партии по ч. 1 ст. 5.64 КоАП РФ.
Между тем, суд учитывает, что поскольку указанные сведения политической партией были предоставлены в Избирательную комиссию в РИ по прошествии месяца со дня истечения срока исполнения соответствующей обязанности – ДД.ММ.ГГГГ, а в период течения месячного срока, в который соответствующая обязанность должна была быть исполнена, действовал режим самоизоляции, исключающий посещение каких-либо предприятий, а также всех учреждений торговли, за исключением аптек и продуктовых магазинов, предоставление данных сведений в условиях введения ряда ограничительных мер, направленных на сдерживание распространения эпидемии, могло быть связано с угрозой собственной безопасности.
На территории Республики Ингушетия режим самоизоляции на основании Указа главы Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в Указ Главы Республики Ингушетии от ДД.ММ.ГГГГ № «О введении режима повышенной готовности» действовал до ДД.ММ.ГГГГ.
Из указанного следует, что неисполнение политической партией, попавшей под негативное влияние ситуации, обязанности по предоставлению сведений о поступлении и расходовании средств в установленный срок стало следствием форс-мажорных обстоятельств, к которым относится действовавший в спорный период режим самоизоляции.
Ситуация с коронавирусной инфекцией является обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажор), которую надлежит обязательно учитывать, в том числе, при рассмотрении дел об административных правонарушениях.
В силу ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О указал, что нормы статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не препятствуют судам общей и арбитражной юрисдикции избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния. При этом, руководствуясь положениями статьи 2.9 Кодекса, суд вправе при малозначительности административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности.
В свою очередь в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
С учетом системного анализа вышеуказанных правовых норм, малозначительность административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае, применительно ко всем обстоятельствам дела.
Принимая во внимание ситуацию с коронавирусной инфекцией, являющейся обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажором), судом усмотрены основания для применения ст. 2.9 КоАП РФ.
Таким образом, учитывая, что хотя действия юридического лица – Регионального отделения в <адрес> общественной организации – политической партии «Российский Общенародный Союз» формально и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.64 КоАП РФ, ввиду наличия объективных препятствий, отсутствия негативных последствий, а также не установления из материалов дела пренебрежительного отношения руководителя юридического лица к выполнению своих обязанностей, считаю в данном случае подлежащей применению ст. 2.9 КоАП РФ с освобождением юридического лица от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 2.9, 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Производство по делу административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.64 КоАП РФ, в отношении юридического лица – Регионального отделения в <адрес> общественной организации – политической партии «Российский Общенародный Союз», ИНН 0608054881, ОГРН 1190608000571, адрес местонахождения: <адрес>, прекратить.
Освободить юридическое лицо – Региональное отделение в <адрес> общественной организации – политической партии «Российский Общенародный Союз», от административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.64 КоАП РФ, в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного правонарушения и ограничиться устным замечанием.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение 10 суток со дня получения либо вручения его копии.
Заместитель председателя
Магасского районного суда РИ Ю.В. Панченко
Копия верна:
Заместитель председателя
Магасского районного суда РИ Ю.В. Панченко