Дело № 2-3681(2017)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 сентября 2017 года Советский районный суд гор. Брянска в составе:
председательствующего судьи Ильюхиной О.Г.
при секретаре Шило В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Брянской городской администрации к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Брянской области, Советскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов РФ по Брянской области об уменьшении исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Брянская городская администрация обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Брянской области, Советскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов РФ по Брянской области об уменьшении исполнительского сбора, ссылаясь, что в соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя с Брянской городской администрации подлежит взысканию исполнительский сбор за неисполнение судебного решения № 2-1336/2012 года в размере 50 000 рублей. Истец полагает, что имеются основания для уменьшения исполнительского сбора, так как с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства Брянской городской администрацией проводятся мероприятия, направленные на исполнение решения суда по настоящему делу.
В судебное заседание представитель истца Брянской городской администрации, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В судебное заседание представители ответчиков Федеральной службы судебных приставов по Брянской области, Советского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов РФ по Брянской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания не явились.
В связи с чем суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что на основании исполнительного листа судебным приставом-исполнителем Советского районного отдела судебных приставов г.Брянска 25.12.2012 года вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №... в отношении должника – Администрации муниципального образования г. Брянск на предмет исполнения: выделить необходимые финансовые средства в пользу МБДОУ детский сад № 183 «Незабудка» г. Брянска. Взыскателем по исполнительному производству является МБДОУ детский сад № 183 «Незабудка» г. Брянска.
В связи с неисполнением требований, изложенных в исполнительном документе, судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление №32001/17/150890 от 25.07.2017 года о взыскании с должника – Администрации муниципального образования г. Брянск исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
В соответствии со ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В силу части 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В частью 6 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
При этом в случае если должник полагает, что установленный размер исполнительского сбора принят без учета имущественного положения общества, иных обстоятельств дела, должник вправе обратиться в суд с иском об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора, об отсрочке или рассрочке его взыскания. Следовательно, окончательное определение размера исполнительского сбора является компетенцией суда.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 30 июля 2001г. № 13-П в пункте 4 указывает на то, что исполнительский сбор в размере 7% от взыскиваемой суммы представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем (судебным приставом или судом). В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статьи 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо. В связи с тем, что в большинстве случаев исполнительский сбор должнику устанавливается в максимальном размере - 7%, а денежный долг по исполнительному производству возникает из гражданско-правового обязательства, следовательно, имеет место нарушение гражданско-правового принципа разумности и справедливости, что подтверждается частью 2 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что истцом принимались меры к исполнению требований исполнительного документа, но в связи с дефицитным бюджетом требования не были выполнены.
Учитывая вышеизложенное и отсутствие вины должника, суд полагает возможным уменьшить размер исполнительского сбора на одну четверть – 12 500 рублей.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Брянской городской администрации.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Брянской городской администрации к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Брянской области, Советскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов РФ по Брянской области об уменьшении исполнительского сбора – удовлетворить.
Уменьшить Брянской городской администрации размер исполнительского сбора, взысканного по постановлению судебного пристава-исполнителя Советского районного отдела судебных приставов г. Брянска Ц. №32001/17/150890 от 25.07.2017 года по исполнительному производству №... от 25.12.2012 года на одну четверть – 12 500 рублей.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение 1 месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья О.Г. Ильюхина
Резолютивная часть решения объявлена 07 сентября 2017 года.
В полном объеме решение изготовлено 08 сентября 2017 года.