Дело №2а-831/2021
УИД 18RS0003-01-2020-005148-18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 февраля 2021 года г. Ижевск
Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Пашкиной О.А.,
при секретаре Дроздовой К.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9по Удмуртской Республике к Мантурову И.В. о взыскании недоимки по налогуна имущество физических лиц, пени,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №9 по Удмуртской Республике (далее – административный истец, МИФНС №9 по УР, Инспекция) обратилась в суд с административным иском к Мантурову И.В. (далее – административный ответчик, налогоплательщик, Мантуров И.В.) о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, пени. Административные исковые требования мотивированы тем, что Мантуров И.В. владеет на праве собственности 7 объектами недвижимости, расположенными по адресу: <адрес>. МИФНС №9 по УР в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление с указанием на необходимость уплатить налог на указанное имущество за 2018 год в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.Налог на имущество налогоплательщиком в установленный срок не оплачен. В связи с просрочкой исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщику начислены пени. Ввиду неисполнения указанной обязанности МИФНС №9 по УР выставила Мантурову И.В. требованиеоб уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов от 27 февраля 2020 года <номер> со сроком исполнения до 07 апреля 2020 года. В установленный срок указанное требование налогоплательщиком не исполнено. В настоящий момент у налогоплательщика имеется недоимка по налогу на имущество в размере 23 241,00 руб. за 2018 год и пени по налогу на имущество физических лицв размере 415,62 руб., которые административный истец, ссылаясь на ст.ст. 23, 31, 45, 48, 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), просит взыскать с Мантурова И.В. в доход бюджета.
Представитель административного истца МИФНС №9 по УР в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, причины неявки не сообщил, с ходатайством об отложении судебного заседания не обратился. В соответствии со ст.ст. 150, 289 КАС РФ административное дело рассмотрено в отсутствие представителя административного истцаМИФНС №9 по УР.
Административный ответчик Мантуров И.В. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки не сообщил, с ходатайством об отложении судебного заседания не обратился. В соответствии со ст.ст. 150, 289 КАС РФ административное дело рассмотрено в отсутствие административного ответчикаМантурова И.В.
Изучив и проанализировав материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд устанавливает следующие обстоятельства, имеющие значение для дела и приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.п. 2, 3, 4 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (пункт 2).
В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации (пункт 3).
Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку на основании полученного от него заявления о выдаче налогового уведомления, в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4).
17 июля 2019 года в адрес Мантурова И.В.заказным письмом направленоналоговое уведомление <номер> от 04 июля 2019 года с расчетом налога на имущество физических лицза 2018 год в сумме 23 241,00 руб. со сроком уплаты не позднее 02 декабря 2019 года.
В установленный налоговым уведомлением срок Мантуров И.В.налог на имущество за 2018 год не уплатил.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (п. 1 ст. 69 НК РФ).
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (п. 2 ст. 69 НК РФ).
Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п. 4 ст. 69 НК РФ).
В связи с наличием у административного ответчика недоимки по уплате налога на имущество физических лицза 2018 год МИФНС №9 по УР 27 февраля 2020 годаналогоплательщику заказным письмом направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) <номер> по состоянию на 27 февраля 2020 года со сроком уплаты до 07 апреля 2020 года.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу ч. 1 ст. 62, ч. 4 ст. 289 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Пунктом 2 статьи 52 НК РФ предусмотрено, что налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Исходя из п. 1 ст. 70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом
Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Пунктом 2 статьи 48 НК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 №243-ФЗ) установлено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
На момент предъявления Мантурову И.В. требования от 27 февраля 2020года <номер> сумма недоимки по налогу на имущество физических лиц превышала 3 000,00 руб. В течение шестимесячного срока, начиная со дня, установленного для исполнения требования (07 апреля 2020 года), то есть в срок до 07 октября 2020 года, МИФНС №9 по УР 30 июня 2020 года мировому судье судебного участка №7 Октябрьского района г. Ижевска направлено заявление о выдаче судебного приказа.
30 июня 2020 года мировым судьей судебного участка №7 Октябрьского района г. Ижевска выдан судебный приказ №2А-2567/2020 о взыскании с Мантурова И.В.недоимки по налогу на имущество и пени. Определением мирового судьи судебного участка №7 Октябрьского района г. Ижевска от 07 сентября 2020 года указанный судебный приказ отменен в связи с поступлением возражений административного ответчика.
09 декабря 2020 года, то есть в течение 6 месяцев со дня отмены судебного приказа, МИФНС №9 по УР предъявлен настоящий административный иск.
Следовательно, срок для предъявления административных исковых требований к Мантурову И.В. Инспекцией соблюден.
В соответствии с п. 1 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
На территории муниципального образования «Завьяловское» Завьяловского района налог на имущество на дату его исчисления был установлен решением Совета депутатов МО «Завьяловское» Завьяловского района от 24.11.2014 №154 «О налоге на имущество физических лиц в муниципальном образовании «Завьяловское», решением Совета депутатов МО «Завьяловское» Завьяловского района от 14.11.2018 №125 «О налоге на имущество физических лиц в муниципальном образовании «Завьяловское».
В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:
1) жилой дом;
2) квартира, комната;
3) гараж, машино-место;
4) единый недвижимый комплекс;
5) объект незавершенного строительства;
6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости (п. 1 ст. 402 НК РФ).
Органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года (п. 4 ст. 85 НК РФ).
Согласно материалам дела в собственности налогоплательщика в 2018 году находились следующие объекты налогообложения - здания, расположенные по адресу: <адрес>, с кадастровыми номерами 18<номер>. Право собственности Мантурова И.В. на указанные объекты зарегистрировано 28 октября 2016 года, а прекращено – 20 октября 2020 года.
На основании ст. 31 НК РФ Инспекцией Мантурову И.В. начислен налог на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 23 241,00 руб.
В соответствии с п. 1 ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В установленные сроки налогоплательщик обязанность по уплате налога на имущество физических лиц не исполнил.
Расчет налога на имущество физических лиц судом проверен, признан верным, административным ответчиком в судебном заседании не оспаривался, в связи с чем недоимка по налогу на имущество физических лиц в сумме 23 241,00 руб. за 2018 год, подлежит взысканию с административного ответчика. Административные исковые требования в указанной части подлежат удовлетворению. Доказательств об ином размере задолженности Мантуровым И.В. суду не представлено.
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пунктом 4 статьи 75 НК РФ установлено, что пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени для физических лиц принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В связи с неуплатой налога на имущество физических лиц за 2018 год в установленный срок на основании ст. 75 НК РФ на сумму задолженности Мантурова И.В.по налогу на имущество физических лиц Инспекцией начислены пениза период с 03 декабря 2019 года по 26 февраля 2020 года в сумме415,62 руб.
Суд учитывает, что пени, являясь способом обеспечения исполнения обязательств по уплате налога, следуют судьбе задолженности и не могут быть взысканы в отрыве от нее; начисление пеней носит компенсационный характер и является способом обеспечения исполнения обязательств по уплате налогов и сборов.
Расчет пени судом проверен, признан верным, административным ответчиком не оспаривался, в связи с чем сумма пени подлежит взысканию с административного ответчика в сумме 415,62руб. Административные исковые требования в указанной части подлежат удовлетворению. Доказательств об ином размере задолженности Мантуровым И.В. суду не представлено.
Согласно ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. Поскольку административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче административного иска, то с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 909,70 руб.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177, 290 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №9 по Удмуртской Республике к Мантурову И.В. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, пени удовлетворить.
Взыскать с Мантурова И.В., зарегистрированного по адресу: <адрес>, в доход бюджета на расчетный счет 40101810922020019001, получатель УФКпо Удмуртской Республике (Межрайонная ИФНС России №9 по Удмуртской Республике), ИНН 1835059990, КПП 184101001, БИК банка 049401001
- недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 23 241 руб. 00 коп. (КБК 18210601030101000110, ОКТМО 94616415);
- пени по налогу на имущество физических лиц в размере 415 руб. 62 коп. (КБК 18210601030102100110, ОКТМО 94616415).
Взыскать с Мантурова И.В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 909 руб. 70 коп.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Верховный суд Удмуртской Республики через районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено председательствующим судьей на компьютере 17 февраля 2021 года.
Председательствующий судья Пашкина О.А.