УИД 34RS0017-01-2019-000851-14 Административное дело 2а-654/2019
Судья Растегин Р.В. Дело № 33а-2506/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Волгоград 26 февраля 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Балашовой И.Б.,
судей Антропова Е.А., Сергеева С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Корниловой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Букаева НА на решение Иловлинского районного суда Волгоградской области от 19 ноября 2019 года по административному исковому заявлению Букаева НА к администрации Иловлинского городского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области, главе Иловлинского городского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области Пушкину СА, главе администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области Гелю ИС, Отделу МВД России по Иловлинскому муниципальному району Волгоградской области о признании решения, действий незаконными и возложении обязанности, которым
в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Антропова Е.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Букаев Н.А. обратился в суд с административным иском в обоснование которого указано, что 23 августа 2019 года на сайте администрации Иловлинского городского поселения размещено распоряжение от 22 августа 2019 года №161 «О демонтаже самовольно установленного нестационарного объекта», расположенного по адресу: 888 км автомобильной дороги Р-22 «Каспий» М-4 «Дон» Тамбов-Волгоград-Астрахань, между наземным пешеходным переходом и перекрестком федеральной трассы Москва-Волгоград и областной дорогой Иловля-Ольховка (со стороны рп.Иловля). Административный истец считает данное распоряжение незаконным, поскольку указанный объект находится в полосе отвода автодороги Москва-Волгоград, и администрация поселения не вправе распоряжаться постройками на данном земельном участке. 30 августа 2019 года в самовольном порядке глава администрации Иловлинского муниципального района Гель И.С., глава Иловлинского городского поселения Пушкин С.А., сотрудники администрации Иловлинского городского поселения, сотрудники Отдела МВД России по Иловлинскому муниципальному району произвели демонтаж (снос) данного объекта, в результате чего административным истцом было утрачено имущество на сумму 3000 000 рублей.
С учётом изменений исковых требований просил:
- признать незаконным распоряжение администрации Иловлинского городского поселения от 22 августа 2019 года №161 «О демонтаже самовольно установленного нестационарного объекта»;
- признать незаконными действия главы Иловлинского муниципального района Геля И.С., главы Иловлинского городского поселения Пушкина С.А., сотрудников администрации Иловлинского городского поселения, сотрудников отдела МВД России по Иловлинскому муниципальному району по демонтажу, сносу объекта - модуля технического обслуживания автомобилей, расположенного по адресу: <адрес>;
- обязать главу Иловлинского муниципального района Геля И.С., главу Иловлинского городского поселения Пушкина С.А., сотрудников администрации Иловлинского городского поселения, сотрудников отдела МВД России по Иловлинскому муниципальному району привести объект - модуль технического обслуживания автомобилей, расположенный по адресу: <адрес>, в первоначальное состояние.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска. Указывает, что судом были неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, дана неверная оценка представленным доказательствам.
В возражениях на апелляционную жалобу глава администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области Гель И.С. просит решение оставить без изменения.
Букаев Н.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции настаивал на удовлетворении доводов апелляционной жалобы.
Представители административных ответчиков главы Иловлинского городского поселения Потапова Ю.А., главы администрации Иловлинского муниципального района Федорова Н.В., представитель администрации Иловлинского муниципального района Чупин А.А., представитель отдела МВД России по Иловлинскому району Сызранцева А.Г. в судебном заседании возражали против удовлетворения доводов апелляционной жалобы.
Представители заинтересованного лица - Федерального казённого учреждения «Управление автомобильной магистрали Москва-Волгоград Федерального дорожного агентства» в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 308 КАС РФ, оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав участников процесса, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим обстоятельствам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что действия административных ответчиков по демонтажу самовольно установленного и незаконно размещённого нестационарного объекта являются законными и обоснованными.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Судебной коллегией установлено, что в соответствии с государственным контрактом на выполнение дорожных работ по капитальному ремонту автомобильной дороги от 20 мая 2019 года №51/19, заключённым между ФКУ Упрдор Москва-Волгоград, выступающим от имени Российской Федерации, и ООО «АВ-Техно», последнее приняло на себя обязательства на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Р-22 «Каспий» автомобильной дороги М-4 «Дон» Тамбов-Волгоград-Астрахань на участке, Волгоградская область.
Земельный участок, на котором расположена указанная автомобильная дорога, находится в собственности Российской Федерации, сама дорога передана в оперативное управление ФКУ Упрдор Москва-Волгоград. Участок автодороги с 883 км по 893 км проходит по территории Иловлинского муниципального района Волгоградской области, в том числе, Иловлинского городского поселения.
В соответствии с п.3.1 Перечня поручений Губернатора Волгоградской области по итогам рабочей поездки в Иловлинский район от 12 августа 2019 года, в связи с предстоящим капитальным ремонтом автодороги Р-22 администрации Иловлинского муниципального района рекомендовано привести в надлежащее состояние территорию, прилегающую к пересечению автомобильной дороги Р-22 «Каспий» М-4 «Дон»-Тамбов-Волгоград-Астрахань с автомобильной дорогой «Иловля-Ольховка-Камышин».
Указанный Перечень 15 августа 2019 года был направлен в администрацию Иловлинского городского поселения в части, касающейся мероприятий, которые необходимо провести на территории городского поселения.
19 августа 2019 года комиссией администрации Иловлинского городского поселения на 888 км автомобильной дороги Р-22 «Каспий» М-4 «Дон»-Тамбов-Волгоград-Астрахань, на пересечении с автомобильной дорогой «Иловля-Ольховка-Камышин» был выявлен самовольно установленный нестационарный объект. По имеющейся у администрации городского поселения информации, данный объект был установлен Букаевым Н.А.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» для автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов, устанавливаются придорожные полосы. Для федеральных автомобильных дорог, имеющих I категорию, ширина каждой придорожной полосы устанавливается размере семидесяти пяти метров от границы полосы отвода.
В силу п. 8 ст. 26 Федерального закона от 8 ноября 2017 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов, установку рекламных конструкций, информационных щитов и указателей.
Между тем, в судебном заседании установлено, что такое согласие от владельца автомобильной дороги – ФКУ Упрдор Москва-Волгоград административным истцом получено не было.
Напротив, 26 февраля 2019 года комиссией в составе представителей ФКУ Упрдор Москва-Волгоград, подрядчика выполнения ремонтных работ и администрации Иловлинского муниципального района было произведено обследование объекта дорожного сервиса – модуля технического обслуживания автомобилей, расположенного на автомобильной дороге общего пользования федерального значения Р-22 «Каспий» автомобильной дороги М-4 «Дон»-Томбов-Волгоград-Астрахань км 888 + 008 справа по ходу движения от г.Москва.
При этом было установлено, что данный объект, установленный Букаевым Н.А., расположен на площадке отдыха, частично в границах полосы отвода и придорожной полосе данной автомобильной автодороги в 22,2 метров от кромки дорожной одежды, без письменного согласования ФКУ Упрдор Москва-Волгоград, в нарушение требований ФЗ от 8 ноября 2017 года №257-ФЗ «Об автомобильных и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», создаёт угрозу безопасности дорожного движения.
В связи с чем, 26 февраля 2019 года ФКУ Упрдор Москва-Волгоград в адрес Букаева Н.А. было направлено письменное предписание о сносе самовольно установленного объекта в установленный предписанием срок. Указанное предписание получено Букаевым Н.А. 6 марта 2019 года, однако ни в указанный в нём срок, ни позднее исполнено не было.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (статья 132 Конституции РФ).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливает и определяет государственные гарантии его осуществления Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно п.1 ст. 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом 28 декабря 2009 года №381-ФЗ «Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определённым в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ).
Постановлением администрации Иловлинского муниципального района от 8 ноября 2017 года №1107 была утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории Иловлинского муниципального района Волгоградской области на 2017-2020 годы.
Нестационарный объект, установленный Букаевым Н.А. на 888 км автодороги Р-22, в данную Схему не включён.
Постановлением администрации Иловлинского городского поселения от 15 августа 2019 года №380 был утверждён Порядок демонтажа самовольно установленных нестационарных объектов на территории Иловлинского городского поселения (далее Порядок).
В соответствии с п.2 и п.3 указанного Порядка, демонтажу подлежат нестационарные объекты, размещённые на территории Иловлинского городского поселения, установленные и (или) эксплуатируемые без правовых оснований на их размещение.
Материалы дела свидетельствуют, что после выявления 19 августа 2019 года самовольно установленного нестационарного объекта и составления соответствующего акта, 22 августа 2019 года было проведено заседании комиссии по решению вопросов о демонтаже самовольно установленного нестационарного объекта, о дате и времени которого Букаев Н.А. был извещён и присутствовал на заседании.
По итогам заседания комиссия решила рекомендовать главе Иловлинского городского поселения издать распоряжение о демонтаже объекта, поскольку Букаевым Н.А. не было представлено каких-либо доказательств в обоснование законности установки данного объекта, а также каких-либо правоустанавливающих документов, подтверждающих принадлежность объекта ему.
22 августа 2019 года главой Иловлинского городского поселения было издано распоряжение №161 «О демонтаже самовольно установленного нестационарного объекта», согласно которому собственнику объекта было предложено осуществить добровольный демонтаж объекта не позднее пяти рабочих дней со дня опубликования распоряжения в информационном бюллетене «Вестник Иловлинского городского поселения» и размещения распоряжения на официальном сайте администрации Иловлинского городского поселения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (п.1).
В случае неисполнения пункта 1 настоящего распоряжения, администрации поселения предписывалось произвести демонтаж объекта в течение тридцати рабочих дней со дня истечения срока, установленного пунктом 1 распоряжения (п.2).
Этим же распоряжением были утверждены состав исполнительной комиссии по демонтажу, порядок организации демонтажа.
Данное распоряжение 23 августа 2019 года было размещено на официальном сайте администрации Иловлинского городского поселения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также на самом объекте.
В связи с тем, что в установленный в распоряжении пятидневный срок Букаевым Н.А. самовольно установленный нестационарный объект в добровольном порядке демонтирован не был, администрация поселения демонтировала его самостоятельно.
Согласно ст. 227 КАС РФ для признания действий (бездействия), решений должностного лица службы судебных приставов незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов административного истца.
Данной совокупности в рассматриваемом случае не имеется, поскольку ни на момент принятия оспариваемого распоряжения №161 от 22 августа 2019 года, ни на момент демонтажа нестационарного объекта 30 августа 2019 года, Букаевым Н.А. не представлено каких-либо доказательств законности нахождения нестационарного объекта в придорожной полосе автомобильной дороги Р-22 «Каспий» на 888 км, а также доказательств принадлежности указанного объекта административному истцу.
Таким образом, в отсутствие соблюдения Букаевым Н.А. порядка размещения нестационарного торгового объекта, судебная коллегия полагает, что, суд первой инстанции применив положения пункта 6 ст. 2, ч. 1, 2, 6 ст.10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», п. 1 ст. 39.36 ЗК РФ пришёл к верному выводу о том, что действия администрации Иловлинского городского поселения по демонтажу самовольно установленного и незаконно размещённого нестационарного объекта являются законными и обоснованными.
Довод Букаева Н.А. о том, что администрация Иловлинского городского поселения не имела полномочий на демонтаж нестационарного объекта, расположенного в придорожной полосе автодороги Р-22 «Каспий», на земельном участке, находящемся в собственности Российской Федерации, основан на неправильном понимании закона.
В соответствии с подп.20 п.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка, расположенного в границах поселения, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных ГрК РФ, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений, направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление о планируемом строительстве) параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о соответствии или несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности при строительстве или реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства или садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях поселений, принятие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам объектов капитального строительства, установленными федеральными законами (далее также - приведение в соответствие с установленными требованиями), решения об изъятии земельного участка, не используемого по целевому назначению или используемого с нарушением законодательства Российской Федерации, осуществление сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных ГрК РФ.
Таким образом, в силу приведённых положений закона, орган местного самоуправления, на территории которого расположен нестационарный объект, вправе принимать решение о сносе незаконно размещённых объектов размещенных в границах муниципального образования.
Судебная коллегия также соглашается с выводами суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований Букаева Н.А. о признании незаконными действий главы Иловлинского муниципального района Геля И.С., поскольку администрацией Иловлинского муниципального района и главой администрации Иловлинского муниципального района Гелем И.С. какие-либо распоряжения о демонтаже спорного объекта не издавались, действия по демонтажу не осуществлялись.
Требования Букаева Н.А. о признании незаконными действий сотрудников отдела МВД России по Иловлинскому муниципальному району по демонтажу, сносу объекта - модуля технического обслуживания автомобилей, расположенного по адресу: Волгоградская область, Иловлинский район, 888 км + 088 м трассы Москва-Волгоград также не подлежали удовлетворению, поскольку сотрудники отдела МВД России по Иловлинскому району лишь осуществляли охрану общественного порядка при демонтаже, в соответствии с установленным постановлением администрации Иловлинского городского поселения от 15 августа 2019 года №380 Порядком демонтажа самовольно установленных нестационарных объектов на территории Иловлинского городского поселения.
Иные доводы жалобы идентичны доводам, указанным в исковом заявлении, не основаны на нормах процессуального права, не опровергают выводы суда, а поэтому не могут быть приняты в качестве оснований к отмене обжалуемого решения.
Оснований для отмены решения суда, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, судебная коллегия не установила.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308-311 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Иловлинского районного суда Волгоградской области от 19 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Букаева НА-без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке гл. 35 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи