Решение по делу № 2-364/2023 от 07.08.2023

Дело № 2-364/2023

УИД: 61RS0013-01-2023-002858-93

            РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 сентября 2023 года                            ст. Обливская Ростовской области

Обливский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Устиновой С.Г.,

при ведении протокола помощником судьи Токиной А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области к Петровой (Зубовой) Лилии Владимировне, ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании недействительной справки об установлении инвалидности и выписки из акта медицинского освидетельствования,

УСТАНОВИЛ:

истец отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области обратился в суд с названным иском, ссылаясь на то, что 24.10.2016 года Зубова Л.В. обратилась в УПФР в г. Гуково с заявлением о назначении ЕДВ в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ и 10.11.2016 года – с заявлением о назначении страховой пенсии по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». В числе рассмотренных для назначения пенсии и ЕДВ документов находилась справка об установлении инвалидности и выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серии МСЭ-2015 № 1567739 от 17.10.2016 года, выданные бюро № 30 – филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», согласно которым Зубовой Л.В. с 17.10.2016 года впервые установлена инвалидность второй группы вследствие общего заболевания. Решением от 10.11.2016 года Зубовой Л.В. была назначена страховая пенсия по инвалидности и ежемесячная денежная выплата с 24.10.2016 года. В производстве Гуковского городского суда рассматривалось уголовное дело по обвинению бывшего начальника филиала № 30 ФКУ «Главное Бюро медико-социальной экспертизы Ростовской области» в получении взяток за выдачу подложных справок об установлении лицам инвалидности, по показаниям которого в период с 2010 по 2017 годы он за взятки оформлял лицам, не имеющим заболеваний, подложные справки об установлении инвалидности. В рамках проведения проверки законности получения гражданами справок об установлении инвалидности и обоснованности получения социальных выплат территориальным органом ПФР был направлен соответствующий запрос в ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы Ростовской области» Минтруда России, поучен ответ, согласно которому, подтвердить законность и обоснованность выдачи справок об становлении инвалидности в отношении Зубовой Л.В., не представляется возможным.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просит суд: признать недействительными с момента выдачи справку об установлении инвалидности от 17.10.2016 года и выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии МСЭ-2015 № 1567739 от 17.10.2016 года, выданные бюро № 30 – филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», согласно которым Зубовой Л.В. впервые установлена инвалидность второй группы с 17.10.2016 года бессрочно.

В судебное заседание представитель истца ОСФР по Ростовской области не явился, истец о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление о вручении почтового отправления, сведений об уважительности причин неявки в суд не представлено, при этом в исковом заявлении содержится ходатайство о проведении судебного разбирательства в отсутствие представителя истца.

Ответчик Петрова Л.В. (до заключения ДД.ММ.ГГГГ года брака с П.В.В.. – Зубова) в судебном заседании исковые требования признала в том, что она не проходила медико-социальную экспертизу, справку об инвалидности она купила, чтобы не тратить время на все медицинские процедуры, при этом она страдает повышенным артериальным давлением.

Представитель ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в судебное заседание не явился, при этом о времени и месте рассмотрения дела ответчик был надлежаще уведомлен, сведений об уважительности причин неявки в суд не представлено.

По существу заявленных требований ответчиком представлен письменный отзыв на исковое заявление (л.д. 37-38), в котором ответчик просит в иске отказать, указав при этом, что сведениями о направлении Зубовой Л.В. для поведения медико-социальной экспертизы в 2016 году ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России не располагает; для целей определения наличия оснований для экспертизы и установления группы инвалидности Зубовой Л.В. на 17.10.2016 года ответчик ходатайствовал о назначении судебной медико-социальной экспертизы.

Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания, в удовлетворении ходатайства ответчика о проведении по делу судебной медико-социальной экспертизы отказано.

При установленных обстоятельствах надлежащего извещения не явившихся участников судебного разбирательства суд рассмотрел настоящее гражданское дело в отсутствие лиц, участвующих в деле (их представителей) в силу положений ст. 167 ГПК РФ.

Суд, заслушав ответчика Петрову Л.В., исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности.

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

В соответствии с Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 года № 95 (действовавшего до 01.07.2022 года, то есть на дату возникновения спорных правоотношений), признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.

Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.

Согласно пункту 5 Правил, условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.

В соответствии с пунктами 6, 7, 9 Правил наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.

В зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности. Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год.

Пунктом 13 Правил определены условия и основания установления группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования, в соответствии с которыми гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а гражданам, не достигшим 18 лет, - категория «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет: не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функцийорганови систем организма, предусмотренные разделом I приложения; не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных или абилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к настоящим Правилам).

Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом по вышеуказанным основаниям, при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину медицинской организацией, оказывающей ему медицинскую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных или абилитационных мероприятий.

Разделом III Правил закреплен порядок направления гражданина на медико-социальную экспертизу.

Согласно пунктам 15-16 Правил, гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения. Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, сведения о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы, а также результаты проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий.

Согласно п. 31 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденного Приказом Минтруда России от 29.01.2014 года № 59н (действовавшего до 13.06.2021 года, то есть в период возникновения спорных правоотношений), для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы также необходимы: направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, по форме № 088/у-06, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2007 года № 77 (имеющем законную силу до 07.12.2018 года, то есть в период возникновения спорных правоотношений), или направление на медико-социальную экспертизу, выданное органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 25.12.2006 года № 874, либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения).

Согласно п. 27 приказа Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 года № 624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности» (положения которого являлись действующими на момент возникновения спорных правоотношений), на медико-социальную экспертизу направляются граждане, имеющие стойкие ограничения жизнедеятельности и трудоспособности, нуждающиеся в социальной защите, по заключению врачебной комиссии при: очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности, но не позднее 4 месяцев от даты ее начала; благоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее 10 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности при состоянии после травм и реконструктивных операций и не позднее 12 месяцев при лечении туберкулеза либо гражданин выписывается к занятию трудовой деятельностью; необходимости изменения программы профессиональной реабилитации работающим инвалидам в случае ухудшения клинического и трудового прогноза независимо от группы инвалидности и сроков временной нетрудоспособности.

Согласно п. 11 Административного регламента, результатом предоставления государственной услуги является: при установлении инвалидности - выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида, а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида.

В соответствии с пунктами 8, 11 Классификаций и критериев, утвержденных Приказом Минтруда России от 17.12.2015 года № 1024-н (действовавшего на дату возникновения спорных правоотношений), критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.

Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с III степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Судом установлено, что Государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда в г. Новошахтинске Ростовской области (межрайонное) проведена проверка законности установления второй группы инвалидности Зубовой Л.В. бессрочно.

Из ответа на запрос ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России от 10.01.2020 года, следует, что в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе, используемой с января 2014 года при проведении МСЭ, данных по освидетельствованию Петровой Л.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России нет; проверкой архивов медико-экспертной документации бюро № 30 ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России установлено, что данные освидетельствования Зубовой Л.В. на бумажном носителе отсутствуют; сведения о выдаче справки серии МСЭ-2015 № 1567739 от 17.10.2016 года бюро № 30 не предоставлялись; установить, на чье имя она была оформлена, не представляется возможным.

По данным администрации ГБУ РО «ЦГБ» в г. Гуково, в журнале врачебной комиссии и журналах регистрации направления на МСЭ поликлинического отделения № 3 МБУ «ЦГБ» г. Гуково за период с 01.01.2010 года по 31.12.2017 года направления на освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы Петровой Л.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не зарегистрированы; амбулаторная карта на ее имя за данный период в регистратуре поликлинического отделения отсутствует.

При этом, как следует из информации, представленной Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Ростовской области от 04.07.2023 года (л.д. 46-47), в электронном реестре оплаченных счетов, полученных фондом от медицинских организаций, работающих в системе ОМС, в 2016 году Петрова Л.В. трижды обращалась за медицинской помощью: 29.01.2016 года в связи с <данные изъяты>. Иных данных о заболеваниях и полученной в связи с ними медицинской помощью не имеется.

Таким образом, Петровой Л.В. не представлено каких-либо относимых и допустимых доказательств прохождения в установленном порядке в 2016 году медико-социальной экспертизы в Бюро № 30 - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», являющихся безусловным основанием для установления второй группы инвалидности по общему заболеванию бессрочно при первичном признании гражданина инвалидом, поскольку состояние здоровья оценивается федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений основных категорий жизнедеятельности организма человека с учетом строго определенных критериев и правил при проведении освидетельствования в ходе медико-социальной экспертизы, что свидетельствует о нарушении правил проведения медицинского освидетельствования, незаконном получении Петровой Л.В. справки МСЭ без проведения освидетельствования, и соответственно является основанием для признания справки об инвалидности и выписки из акта медицинского освидетельствования МСЭ – 2015 от 17.10.2016 года недействительными с момента их выдачи.

Каких-либо относимых и допустимых доказательств в опровержение указанных обстоятельств в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ Петровой Л.В. суду не представлено, в том числе таких медицинских документов, которые бы могли подтвердить наличие у нее по состоянию на 17.10.2016 года заболеваний, являющихся безусловным основанием для установления второй группы инвалидности. К представленным самой Петровой Л.В. консультационным листам кардиолога А.Т.В., к помощи которой ответчик обращалась, по ее словам, на базе Гуковской городской больницы, не вклеенным в медицинскую карту , при отсутствии сведений об этих обращениях в сведениях, предоставленных ТФОМС в Ростовской области, и ответе ГБУ РО «ЦГБ» в г. Гуково о том, что в регистратуре больницы медицинская документация на ответчика отсутствует, суд относится критически.

С учетом полученных сведений из МБУЗ «ЦГБ» г. Гуково о том, что в период времени с 01.01.2010 года по 31.12.2017 года данным лечебным учреждением Петрова Л.В. на освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы для установления ей инвалидности по общему заболеванию не направлялась, суд полагает, что назначение и проведение по делу соответствующей медико-социальной судебной экспертизы в отношении Петровой Л.В. с целью установления оснований для признания ее инвалидом 17.10.2016 года и выдаче справки об установлении инвалидности не имеет правового значения, в том числе с учетом позиции ответчика Петровой Л.В. о признании иска.

Таким образом, из представленных доказательств следует, что, освидетельствование Петровой Л.В. в Бюро № 30 - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России 17.10.2016 года не проводилось, и справка серии МСЭ-2015 об установлении второй группы инвалидности бессрочно получена ею без проведения медико-социальной экспертизы и оценки ограничений основных категорий жизнедеятельности, в связи с чем требования истца о признании недействительными как самой справки, так и выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, подлежат удовлетворению.

В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

При этом, исходя из предмета и основания иска, удовлетворение которого не было обусловлено установлением фактов нарушения или оспаривания прав истца со стороны соответчика ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», с учетом требований ст. 103 ГПК РФ, а также признания ответчиком Петровой Л.В. иска, которое принимается судом, с последней в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 90 рублей.

Руководствуясь ст. 12, 39, 56, 173, 194-199, 207, 209 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области удовлетворить.

Признать недействительными с момента выдачи справку об установлении инвалидности от 17.10.2016 года и выписку из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, серии МСЭ-2015 от 17.10.2016 года, выданные бюро № 30 – филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», об установлении Петровой (до заключения брака – Зубовой) Лилии Владимировне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, впервые инвалидности второй группы с 17.10.2016 года бессрочно.

Взыскать с Петровой Лилии Владимировны в доход бюджета муниципального образования «Обливский район» государственную пошлину в размере 90 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Обливский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятии решения в окончательной форме.

Председательствующий судья

В окончательной форме решение принято 04 октября 2023 года.

2-364/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области
Ответчики
ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Петрова Лилия Владимировна
Суд
Обливский районный суд Ростовской области
Судья
Устинова Светлана Геннадьевна
Дело на странице суда
oblivsky.ros.sudrf.ru
07.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
07.08.2023Передача материалов судье
11.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.08.2023Подготовка дела (собеседование)
29.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.09.2023Судебное заседание
27.09.2023Судебное заседание
04.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее