Решение по делу № 2-285/2017 от 07.06.2017

Дело № 2-285/2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Сураж 04 сентября 2017 года

Суражский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи - Нефедова Э.А.,

при секретаре - Бондарь Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Боровикова Леонида Сергеевича к Государственному учреждению Управления Пенсионного фонда РФ в Суражском муниципальном районе Брянской области о признании права для назначения досрочной страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Боровиков Л.С. обратился в суд с указанным иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Суражском муниципальном районе Брянской области, ссылаясь на то, что на момент аварии на Чернобыльской АЭС он проживал и работал в г. Гомеле Республике Беларусь (бывшей БССР), в связи с чем он ДД.ММ.ГГГГ обратился в УПФР в Суражском муниципальном районе с заявлением о назначении страховой пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию по нормам ст. 34 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Однако, УПФР в Суражском муниципальном районе Брянской области ему было отказано в назначении пенсии.

Истец просит суд признать незаконным отказ ГУ УПФР в Суражском муниципальном районе в назначении страховой пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ, признать за ним, Боровиковым Леонидом Сергеевичем, ДД.ММ.ГГГГ г.р., право на назначении страховой пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию в соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ и обязать УПФР в Суражском муниципальном районе Брянской области назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании Боровиков Л.С. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске.

На основании постановления Пенсионного фонда РФ от ДД.ММ.ГГГГ п «О реорганизации некоторых территориальных органов ПФР в Брянской области» и в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области реорганизовано Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Суражском муниципальном районе Брянской области путем присоединения к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда в Унечском муниципальном районе Брянской области.

Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ в Унечском муниципальном районе Брянской области Коченкова С.Э. иск Боровикова С.Л. не признала, пояснила, что истцом не представлены документы компетентных органов Республики Беларусь о праве на льготы и компенсации по факту проживания (работы) в населенных пунктах, расположенных в границах зон радиоактивного загрязнения Республики Беларусь.

Коченкова С.Э. показала, что основания отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости были отражены в решении ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Суражском муниципальном районе Брянской области исх. от ДД.ММ.ГГГГ. Просила суд в иске отказать.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).

В силу ч. 2 ст.39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ Боровиков Л.С. обратился в УПФР в Суражском муниципальном районе Брянской области с заявлением о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) по старости, предусмотренную Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (л.д. 26-28).

К заявлению были приложены: паспорт гражданина РФ, заявление, заявление о назначении, выписка из индивидуального лицевого счета, информация из базы данных территориального органа ПФР, СНИЛС.

Решением ГУ – УПФ в Суражском муниципальном районе Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ отказано в назначении страховой пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию, ввиду отсутствия документов о праве на льготы и компенсации по факту проживания (работы) на территории Республики Беларусь (л.д. 8-9).

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

В силу пункта 8 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона.

Так, согласно статье 34 данного Закона гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О трудовых пенсиях", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Согласно паспортным данным Боровиков Леонид Сергеевич родился ДД.ММ.ГГГГ и является гражданином Российской Федерации. (л.д. 6-7)

Наличие у Боровикова Л.С. на дату обращения в ГУ – УПФ в Суражском муниципальном районе Брянской области не менее пяти лет страхового стажа не оспаривается ответчиком.

Как следует из справки Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь ГУ «Гомельский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» согласно ст. 6 Закона Республики Беларусь от ДД.ММ.ГГГГ -З «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС», Постановлений Совета Министров РБ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ (Об утверждении перечня территорий населенных пунктов и других объектов, относящихся к зонам радиоактивного загрязнения) г. Гомель в период с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время включительно входит в зону с загрязнением почвы цезием-137 от 37 до 185 кБк/кв.м (от 1 до 5 Ки/кв.км), или стронцием-90 от 5,55 до 18,5 кБк/кв.м (от 0,15 до 0,5 Ки/кв.км), или плутонием-238, 239, 240 от 0,37 до 0,74 кБк/кв.м (от 0,01 до 0,02 Ки/кв.км), на которой средняя годовая эффективная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв, что соответствует зоне проживания с периодическим радиационным контролем (л.д. 10, 48).

Аналогичные сведения даны Гомельским областным исполнительным комитетом по труду, занятости и социальной защите, указав, что г. Гомель входит в перечень населенных пунктов и территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, утвержденному постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь. (л.д. 49-51)

Согласно справке Департамента строительства и архитектуры Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ подтвержден факт того, что населенный пункт г. Гомель Республики Беларусь в период с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом (л.д. 14).

Данная зона (г. Гомель Республики Беларусь) соответствует зоне с льготным социально-экономическим статусом в РФ согласно Закону РФ N 1244-1 от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В силу п. 3 решения Высшего Совета Беларуси и России от 21.06.1996 N 6 «О совместных действиях по минимизации и преодолению последствий Чернобыльской катастрофы» выданные в установленном порядке гражданам республики Беларусь и Российской Федерации документы принимаются, соответственно, в Российской Федерации и республике Беларусь без легализации. На лиц, прибывших с документами из Белоруссии в Российскую федерацию на постоянное проживание и наоборот, распространяются льготы и компенсации, предусмотренные законодательством соответствующего государства для этих граждан.

Судом, на основании предоставленных истцом справок с места жительства - г. Гомель Республики Беларусь и трудовой книжке Боровикова Л.С. подтвержден факт фактического проживания Боровикова Л.С. в <адрес> Республики Беларусь с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год (дата поступления на работу в организацию Российской Федерации), а также его регистрации в г. Гомеле Республики Беларусь с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год (л.д. 11-13, 15-25).

Боровиков Л.С. проживал в Белоруссии на момент аварии в зоне с периодическим радиационным контролем, с плотностью радиационного загрязнения почвы цезием-137 от 37 до 185 кБк/кв.м (от 1 до 5 Ки/кв.км), что в силу норм ст. 11 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» соответствует зоне с льготно-экономическим статусом.

В силу ст. 49 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территории Украины, Республики Беларусь и других государств на территории Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что в соответствии с положениями п.8 ч.1 ст. 13, ст. 34 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" истец Боровиков Л.С. имеет право на льготу по снижению общеустановленного пенсионного возраста на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года работы на территории с льготным социально-экономическим статусом, поскольку факт его проживания и работы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом подтвержден как записями, внесенными в трудовую книжку истца, так и представленными справками компетентных органов Республики Беларусь и составляет более 8 лет.

В силу статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" пенсия по старости должна быть назначена истцу со дня обращения за пенсией, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку на день первоначального обращения право на досрочное назначение страховой пенсии по старости у истца имелось, а сведения о проживании и работе истца в <адрес> Республики Беларусь содержались в его трудовой книжке и справках, представленных ответчику.

При указанных обстоятельствах, доводы ответчика об отсутствии оснований у пенсионного органа для определения права истца на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" при его первоначальном обращении за назначением пенсии нельзя признать состоятельными.

По смыслу закона, при решении вопроса о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам, проживающим на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, факт проживания (работы) на этой территории не может игнорироваться.

Часть 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации гласит, что иностранные граждане… пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Предоставление в Российской Федерации мер социальной поддержки гражданам других государств, прибывшим на территории Российской Федерации для постоянного проживания возможно только в соответствии с международными договорами.

Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», в пункте 3, даны разъяснения о том, что при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», часть 2 статьи 7 ГК РФ).

Согласно договору от 24.01.2006 года между Российской Федерацией и Республикой Беларусь «О сотрудничестве в области социального обеспечения», ратифицированному Федеральным законом N 227-ФЗ от 07.12.2006, статьями 3, 4, 11, 21 регламентировано, что лица Договора для одной Договаривающейся Стороны, проживающие на территории другой Договаривающейся стороны, приравниваются в правах и обязанностях к гражданам этой другой Договаривающейся Стороны по отношениям, регулируемым законодательством Договаривающихся Сторон о государственном социальном обеспечении, в том числе в том, что относится к трудовым пенсиям по возрасту (по старости). Необходимые для государственного социального обеспечения, обязательного (государственного) социального страхования и обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний документы, выданные на территории любой из Договаривающихся Сторон, принимаются без легализации.

С учетом требований ст. 49 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», представленные истцом справки, подтверждающие факт его проживания и работы в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, должна быть приняты без легализации.

Учитывая, что факт работы и проживания гражданина Российской Федерации - истца Боровикова С.Л. в спорный период в зоне с льготным социально-экономическим статусом, дающий право на дополнительное снижение общеустановленного пенсионного возраста, подтверждается совокупностью исследованных в суде доказательств, отвечающих требованиям достоверности и достаточности, отказ ответчика в назначении истцу досрочной трудовой пенсии с момента его обращения ущемляет принадлежащее ему конституционное право на социальное обеспечение по возрасту.

При таком положении, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Боровикова Л.С. в полном объеме, признании за Боровиковым Л.С. права на назначение страховой пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию в соответствии Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и обязании ответчика назначить и производить выплату указанной пенсии Боровикову Л.С. с ДД.ММ.ГГГГ.

При подаче иска Боровиковым Л.С. была уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, что подтверждается чеком ордером Брянского отделения филиал от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 5)

В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В связи с удовлетворением исковых требований, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы в виде уплаченной госпошлины в размере <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Боровикова Леонида Сергеевича к Управлению Пенсионного фонда РФ в Унечском муниципальном районе Брянской области удовлетворить.

Признать незаконным отказ ГУ УПФР в Суражском муниципальном районе в назначении страховой пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ.

Признать за Боровиковым Леонидом Сергеевичем право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию в соответствии Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Обязать Управления Пенсионного фонда РФ в Унечском муниципальном районе Брянской области назначить Боровикову Леониду Сергеевичу досрочную страховую пенсию по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию в соответствии Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и производить выплату указанной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ в Унечском муниципальном районе Брянской области в пользу Боровикова Леонида Сергеевича судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в размере <данные изъяты>) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Суражский районный суд Брянской области.

Председательствующий судья Э.А. Нефедов

2-285/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Боровиков Л.С.
Ответчики
ГУ УПФ в Суражском муниципальном районе Брянской области
Суд
Суражский районный суд Брянской области
Дело на странице суда
surazhsky.brj.sudrf.ru
07.06.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.06.2017Передача материалов судье
08.06.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.06.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.06.2017Подготовка дела (собеседование)
26.06.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.07.2017Предварительное судебное заседание
29.08.2017Предварительное судебное заседание
04.09.2017Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее