№5-796/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
12 июля 2022 г. г.Уфа
Судья Советского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан Егорова Ю.С.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Усманова К.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Усманова Кудрата Курамбаевича, < дата > года рождения, уроженца ... Республики Узбекистан, с высшим образованием, женатого, имеющего на иждивении троих малолетних детей, зарегистрированного по адресу: ..., проживающего по адресу: ..., неработающего,
У С Т А Н О В И Л :
должностным лицом Управления МВД России по ... в отношении Усманова К.К. составлен протокол по ч.1.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за то, что он, являясь гражданином Республики Узбекистан, нарушил режим пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившийся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.
Дело рассмотрено немедленно при поступлении материалов и доставлении лица, привлекаемого к административной ответственности.
В судебном заседании Усманов К.К. вину в совершении административного правонарушения признал частично, показал, что въехал на территорию Российской Федерации на законном основании, оплатил патент на право заниматься трудовой деятельностью. Срок действия патента заканчивается в октябре 2022 года. До < дата > был зарегистрирован у своего предыдущего работодателя в ..., пообещавшего продлить срок прописки. Однако, длительное время обещание по факту регистрации работодатель не выполнил, в связи с чем, Усманов К.К. вынужден был уйти. В настоящее время он нашел новую работу, работодателя, который должен на днях оформить ему регистрацию по месту пребывания, пройти медицинский осмотр для дальнейшей трудовой деятельности.
Изучив материалы дела, выслушав Усманова К.К., прихожу к следующему.
В соответствии с ч.1.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Усманова К.К. к административной ответственности) нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Основанием для привлечения Усманова К.К. к административной ответственности, предусмотренной ч.1.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении выводы о том, что < дата > в 14 часов 20 минут по адресу: ..., был выявлен гражданин Республики Узбекистан Усманов К.К., который находился на территории Российской Федерации с нарушением режима пребывания (проживания), выразившимся в нарушении правил миграционного учета иностранным гражданином, а именно проживает на территории Российской Федерации без регистрации. Усманов К.К. был поставлен на миграционный учет < дата >, однако в установленный срок регистрацию не продлил, чем нарушил требования Федерального закона от < дата > N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от < дата > N 109-ФЗ).
Обстоятельства нарушения режима пребывания подтверждаются:
- копией паспорта иностранного гражданина на имя Усманова К.К.;
- рапортом сотрудника полиции от < дата > о том, что в рамках проведенной проверки по соблюдению миграционного законодательства был задержан гражданин Усманов К.К., допустивший нарушение миграционного законодательства;
- протоколом об административном правонарушении № АП ... от < дата >;
- копией патента от < дата >;
- копиями квитанций об оплате патента;
- копией отрывной части бланка уведомления о пребывании иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания на срок до < дата >;
- справкой на физическое лицо.
Вместе с тем, в соответствии со ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом ст.26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Вышеприведенные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи со ст.2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и ст.26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.
Отношения в сфере миграционного учета и режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от < дата >, а также иными нормативными правовыми актами, которые определяют права и обязанности участников данных отношений, в том числе устанавливают ответственность иностранных граждан за нарушение режима пребывания в Российской Федерации.
Как следует из положений названного Федерального закона и неоднократно указано Конституционным Судом Российской Федерации, в том числе в Определениях от < дата > ...-О-О, от < дата > ...-О-О, необходимыми элементами единой системы миграционного учета являются постановка иностранных граждан на учет и снятие их с учета по месту пребывания, предполагающие возложение определенных обязанностей как на иностранного гражданина, так и на принимающую его сторону.
Одним из таких элементов является обязанность иностранного гражданина встать на миграционный учет.В соответствии с п.1 ч.4 ст.4 Федерального закона от < дата > N 109-ФЗ миграционный учет включает в себя, в том числе регистрацию по месту жительства и учет по месту пребывания, а также фиксацию иных сведений, установленных настоящим Федеральным законом.
В силу требований ч.1 ст.20 Федерального закона от < дата > N 109-ФЗ иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно ч.3 ст.20 Федерального закона от < дата > N 109-ФЗ иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Частью 2 данной статьи установлено, что постановке на учет по месту пребывания подлежат: 1) постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин: а) не имеет места жительства; б) находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, больнице либо в ином учреждении здравоохранения или социального обслуживания; в) осуществляет трудовую деятельность в условиях работы вахтовым методом; г) находится в специальном учреждении для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства; д) находится в учреждении, исполняющем уголовное или административное наказание; 2) временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин: а) находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, больнице либо в ином учреждении здравоохранения или социального обслуживания; б) находится в специальном учреждении для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства; в) находится в учреждении, исполняющем уголовное или административное наказание.
В соответствии со ст.21 Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства.
Из системного толкования вышеназванных норм следует, что ответственность за нарушение правил миграционного учета, установленные Федеральным законом от < дата > N 109-ФЗ предусмотрена ч.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Таким образом, действия Усманова К.К. подлежат квалификации по ч.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а не по ч.1.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как это указано в протоколе АП ... от < дата >
Согласно правовой позиции, изложенной в п.20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от < дата > N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения.
Составы административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст.18.8 и ч.1.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имеют единый родовой объект посягательства, не ухудшается положение лица, в отношении которого возбуждено дело, в результате переквалификации подведомственность рассмотрения дела не изменяется.
На основании представленных в деле доказательств, судья приходит к выводу о том, что действия Усманова К.К. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В то же время основания для освобождения Усманова К.К. от административной ответственности отсутствуют.
При таких обстоятельствах, учитывая личность лица, привлекаемого к административной ответственности, характер совершенного административного правонарушения, наличие троих малолетних детей, оплаченный патент на осуществление трудовой деятельности, считаю необходимым применить к Усманову К.К. административное наказание в виде административного штрафа без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 4.2, 29.6 - 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
признать Усманова Кудрата Курамбаевича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуть административной ответственности в виде административного штрафа в размере 2000 (двух тысяч) рублей без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Реквизиты оплаты штрафа: УФК по РБ (Управление МВД России по ...) КПП: 027601001, ИНН 0276011698, ОКТМО 80701000, кор. счет 40... в Отделении – НБ ... России, БИК 018073401, КБК 18.... Наименование платежа административный штраф УИН 18....
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Ю.С. Егорова