РЕШЕНИЕ
Город Россошь 29 июня 2018 года
Судья Россошанского районного суда Воронежской области Гладько Б.Н.
с участием прокурора /Шапошниклв А.М/,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу /Волосников С.В./ на определение Россошанского межрайпрокурора Воронежской области от 21 марта 2018 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частями 1, 2 статьи 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - администрации городского поселения город Россошь Россошанского муниципального района Воронежской области,
установил:
По обращению /Волосников С.В./ от 5 марта 2018 г. о привлечении к административной ответственности юридического лица - администрации городского поселения город Россошь Россошанского муниципального района по частям 1, 2 статьи 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) по факту наличия в сквере имени Кирова города Россошь памятного знака в виде шляпы с орлиным пером – головного убора личного состава элитного Альпийского корпуса фашистской Италии, которая относится к нацистской символике, Россошанской межрайпрокуратурой проведена проверка.
Определением Россошанского межрайпрокурора от 21 марта 2018 г. в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении юридического лица – администрации городского поселения город Россошь Россошанского муниципального района Воронежской области было отказано в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 2 статьи 20.3 КоАП РФ (л.д. 7-10).
На указанное определение /Волосников С.В./ подана жалоба, в которой он, кроме прочего, указывает на незаконность и необоснованность оспариваемого определения, просит его отменить, ссылаясь в обоснование своих доводов на то, что памятный знак в форме воинского головного убора альпийских стрелков фашистской Италии сам по себе является нацистским символом воинского соединения, осуществившего вооруженное вторжение на территорию нашей страны с идеологией и практикой фашистского превосходства и человеконенавистничества (л.д. 3-5).
В своих письменных заявлениях /Волосников С.В./ просит рассмотреть жалобу без его участия, назначить соответствующую экспертизу по предложенным им вопросам (л.д. 24, 25).
Участвующий в судебном заседании прокурор /Шапошниклв А.М/ указал на отсутствие оснований для удовлетворения жалобы, обосновав позицию прокуратуры по рассматриваемому вопросу аналогично тексту оспариваемого определения.
Выслушав объяснения прокурора, исследовав письменные доказательства, включая материал Россошанской межрайонной прокуратуры Воронежской области по проверке обращения /Волосников С.В./ , содержащий оспариваемое определение прокурора, прихожу к следующему.
По мнению /Волосников С.В./ , решение суда по его жалобе послужит основанием для внесения Министерством юстиции Российской Федерации национальной ассоциации альпийских стрелков Италии в соответствующий перечень на основании подпункта «б» пункта 4 Правил определения перечня организаций, указанных в частях третьей и четвертой статьи 6 Федерального закона «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов», а также атрибутики и символики этих организаций, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2015 г. № 574.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3 КоАП РФ образует пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.3 КоАП РФ образует изготовление или сбыт в целях пропаганды либо приобретение в целях сбыта или пропаганды нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами.
Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» в качестве одного из видов экстремистской деятельности (экстремизма) определяет пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций (статья 1).
Статьей 6 Федерального закона от 19.05.1995 № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» предусмотрено, что важнейшим направлением государственной политики Российской Федерации по увековечению Победы советского народа в Великой Отечественной войне является решительная борьба с проявлениями фашизма. Российская Федерация берет на себя обязательство принимать все необходимые меры по предотвращению создания и деятельности фашистских организаций и движений на своей территории (ч. 1).
В Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах (ч. 2).
Запрещается пропаганда либо публичное демонстрирование атрибутики или символики организаций, сотрудничавших с группами, организациями, движениями или лицами, признанными преступными либо виновными в совершении преступлений в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо вынесенными в период Великой Отечественной войны, Второй мировой войны (ч. 3).
Запрещается пропаганда либо публичное демонстрирование атрибутики или символики организаций (в том числе иностранных или международных), отрицающих факты и выводы, установленные приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо приговорами национальных, военных или оккупационных трибуналов, основанными на приговоре Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала) либо вынесенными в период Великой Отечественной войны, Второй мировой войны (ч. 4).
Перечень организаций, указанных в частях третьей и четвертой настоящей статьи, а также атрибутики и символики указанных организаций определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 5).
Части 3-5 статьи 6 Федерального закона от 19.05.1995 № 80-ФЗ введены в действие Федеральным законом от 04.11.2014 № 332-ФЗ уже после установки в 2003 году незаконного, по мнению /Волосников С.В./ , памятного знака.
Подпунктом «б» пункта 4 Правил определения перечня организаций, указанных в частях третьей и четвертой статьи 6 Федерального закона «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов», а также атрибутики и символики этих организаций, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2015 г. № 574, предусмотрено, что Министерство юстиции Российской Федерации включает в перечень атрибутику и символику организаций - в случае представления федеральными органами государственной власти официальных документов (в том числе иностранных) и (или) копий постановлений судов о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждающих принадлежность атрибутики и символики организациям.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 02.07.2013 № 1053-О указал на то, что, применяя положения пунктов 1 и 3 статьи 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», судам следует учесть, что явное или завуалированное противоречие соответствующих действий (документов) конституционным запретам возбуждения ненависти и вражды, разжигания розни и пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства должно определяться с учетом всех значимых обстоятельств каждого конкретного дела (форма и содержание деятельности или информации, их адресаты и целевая направленность, общественно-политический контекст, наличие реальной угрозы, обусловленной, в том числе, призывами к противоправным посягательствам на конституционно охраняемые ценности, обоснованием или оправданием их совершения, и т.п.).
Данный правовой подход должен быть применен в рассматриваемом случае.
Субъективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 20.3 КоАП РФ, характеризуется прямым умыслом. Одним из элементов субъективной стороны рассматриваемого правонарушения является его цель: распространение и углубленное разъяснение нацизма и тем самым идейное воздействие на широкие массы.
Не влекут административной ответственности названные действия, если они совершены в целях, не связанных с пропагандой нацистской атрибутики и символики, включая, в частности, действия по развитию международного сотрудничества в целях помощи участникам, ветеранам и жертвам второй мировой войны, укреплению дружбы народов России и Италии в современных условиях.
Статьей 8 Федерального закона от 19.05.1995 № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» предусмотрено, что Российская Федерация обеспечивает соблюдение международных договоров об оказании помощи участникам, ветеранам и жертвам второй мировой войны (ч. 1).
На основе соответствующих международных договоров Российская Федерация обеспечивает сооружение, сохранение и реставрацию памятников в местах захоронения граждан Союза ССР, погибших во время второй мировой войны, которые находятся за пределами территории Российской Федерации (ч. 2).
Российская Федерация содействует выявлению захоронений жертв второй мировой войны, расположенных на ее территории, сооружению, сохранению и реставрации памятников в местах захоронений (ч. 3).
Из представленных материалов усматривается, что в 2003 году, в честь 10-летия дружбы итальянской делегацией из Национальной ассоциации альпийских стрелков на основе Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики от 27.01.1994, по согласованию с администрацией Россошанского муниципального района и администрацией города Россоши в сквере имени Кирова был установлен памятный знак в честь братского сотрудничества русского и итальянского народов, о чем гласит надпись на памятном знаке: «От трагического прошлого, через дружественное настоящее, к будущему братскому сотрудничеству».
Установленный памятный знак одновременно содержит два элемента: с одной стороны – это звезда на головном уборе красноармейцев (в данном случае - на каске), с противоположной стороны - перо на головном уборе альпийских стрелков (капелла). Эти знаки конкретизирует текст - между кем было противостояние, и к чему стремятся стороны (л.д. 66-68).
Администрацией города для изучения общественного мнения, касающегося установленного памятного знака был направлен соответствующий запрос в Ассоциацию международного военно-мемориального сотрудничества «Военные мемориалы», которой поручено осуществление задач, вытекающих из Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Итальянской Республики от 27 января 1994 года. На запрос была получена исчерпывающая информация об установленном памятном знаке. Официальная позиция администрации городского поселения город Россошь была опубликована в Россошанской общественно-политической газете «Масштабы плюс» за № 3 от 29.01.2014, газете «Моё» за № 52 от 30.12.2014, информационно - рекламной газете «Россошанский курьер» за № 3 от 30.01.2015.
Свое толерантное отношение к памятному знаку выразили Россошанский районный совет ветеранов войны и труда, вооруженных сил и правоохранительных органов, Ассоциация международного военно-мемориального сотрудничества «Военные мемориалы» (г. Москва), председатель Офицерского собрания (офицеров запаса и в отставке) Россошанского района, председатель местного совета общественно- патриотического движения «Дети войны», председатель районной общественной организации ветеранов погранслужбы, председатель Россошанского отделения Всероссийского общества инвалидов, председатель совета ветеранов Россошанского районного отделения Воронежской региональной организации Общероссийской общественной организации «Российский Союз ветеранов Афганистана (РСВА).
В данном случае установление памятного знака в районе детского сада, построенного на средства итальянских ветеранов альпийских стрелков и подаренного городу Россошь, не имеет ничего общего с распространением нацизма, пропагандой нацистской атрибутики и символики или сходной с ними, а явно служит иным, гуманным целям укрепления мира, содружества народов, сохранения общей памяти и покаяния.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Этот элемент правонарушения, как и противоправная цель, в данном случае отсутствует.
При указанных обстоятельствах состав административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 2 статьи 20.3 КоАП РФ, в действиях юридического лица – администрации городского поселения город Россошь отсутствует, как отсутствуют и основания для удовлетворения жалобы /Волосников С.В./ на определение Россошанского межрайпрокурора от 21 марта 2018 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении администрации городского поселения город Россошь Россошанского муниципального района Воронежской области.
До возбуждения дела об административном правонарушении, а также на стадии обжалования отказа в возбуждении дела об административном правонарушении, назначение экспертизы нормами КоАП РФ не предусмотрено, в связи с чем, ходатайство заявителя о назначении экспертизы оставлено без удовлетворения.
С учетом того, что на стадии обжалования отказа в возбуждении дела об административном правонарушении судом выносится решение, а не постановление о назначении административного наказания (ст. 30.7 КоАП РФ), ошибочным является мнение /Волосников С.В./ о возможности использования такого решения в качестве основания, предусмотренного подпунктом «б» пункта 4 Правил определения перечня организаций, указанных в частях третьей и четвертой статьи 6 Федерального закона «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов», а также атрибутики и символики этих организаций, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2015 г. № 574.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6. – 30.8 КоАП РФ,
решил:
Определение Россошанского межрайпрокурора Воронежской области от 21 марта 2018 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частями 1, 2 статьи 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - администрации городского поселения город Россошь Россошанского муниципального района Воронежской области оставить без изменения, а жалобу /Волосников С.В./ - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Россошанский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Б.Н. Гладько