Дело № 3а-79/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 18 января 2021 года
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего – судьи Астапенко С.А.,
при секретаре – Кузнецове А.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Архиреева Дениса Валерьевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
установил:
индивидуальный предприниматель Архиреев Д.В. обратился в Ленинградский областной суд с административным иском, в котором просит:
- установить кадастровую стоимость земельного участка категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объекты материально-технического снабжения, кадастровый номер №, общая площадь <данные изъяты> кв.м., адрес: <адрес>, в размере равном его рыночной стоимости <данные изъяты> рублей по состоянию на 26.08.2010 в соответствии с отчетом № от 10.11.2020 г. выполненным АО «Региональное управление оценки»;
- обязать административных ответчиков внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости земельного участка его рыночную стоимость, которая составляет <данные изъяты> рублей.
В обоснование административного иска указано, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №. Кадастровая стоимость земельного участка составляет <данные изъяты> рублей, что значительно превышает его рыночную стоимость. Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет увеличение его налоговых обязательств.
В судебном заседании представитель административного истца Кузнецова Н.Н. требования административного искового заявления подержала в полном объеме.
К участию в деле привлечены в качестве административных ответчиков: ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области, Управление Росреестра по Ленинградской области, Правительство Ленинградской области. В качестве заинтересованного лица привлечена администрация муниципального образования «Волховский муниципальный район» Ленинградской области.
В письменном отзыве и в судебном заседании представитель Правительства Ленинградской области Вилаева М.А. удовлетворение требований оставила на усмотрение суда.
В возражениях представителя административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области Караника Р.В. отмечается, что земельный участок с кадастровым номером № имеет статус (ранее учтённый»). Дата постановки на кадастровый учет – 01.01.2005, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – под объекты материально-технического снабжения, кадастровая стоимость <данные изъяты> руб. (исходя из УПКС 1 126,85 руб./кв.м. и площади земельного участка <данные изъяты> кв.м.). Дата утверждения кадастровой стоимости – 29.12.2007. Дата определения кадастровой стоимости - 01.01.2007. Дата внесения кадастровой стоимости – 26.08.2010. Дополнительно указал, что рыночная стоимость земельного участка в отчете об оценке установлена по состоянию на 26.08.2010, в то время, как кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена по состоянию на 01.01.2007. Таким образом, представленный административным истцом отчет об оценке не может являться надлежащим доказательством, поскольку составлен не на надлежащую дату. Учреждение может выступать лишь исполнителем принятого судом решения. Самостоятельного решения об изменении кадастровой стоимости земельных участков Учреждение принять не может, так как не является уполномоченным на то органом. Учреждение не является заказчиком проведения работ по государственной кадастровой оценке на территории Ленинградской области, не является исполнителем указанных работ, не утверждало результаты государственной кадастровой оценки.
Представители административных ответчиков Управления Росреестра по Ленинградской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области, администрации муниципального образования «Волховский муниципальный район» Ленинградской области в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.
Изложенное в силу ч.4 ст.247 КАС РФ не препятствует рассмотрению дела по существу в отсутствие названных представителей.
Изучив материалы дела, заслушав явившихся лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1, 2 и 5 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость). Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Абзацем первым пункта 2 и пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 данной статьи. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, действующими нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления его рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого земельного участка.
Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает права собственника данного земельного участка.
Частью 1 статьи 245 КАС РФ, статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) за физическими лицами закреплено право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 24.19 Закона об оценочной деятельности датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений о вновь учтённом объекте недвижимости, ранее учтённом объекте недвижимости в случае изменения его количественных и (или) качественных характеристик, повлёкших за собой необходимость определения кадастровой стоимости, является дата внесения таких сведений об объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Постановлением Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 №356 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ленинградской области.
Согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 23.10.2020 г. Архиреев Д.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под объекты материально-технического снабжения, для иных видов жилой застройки, расположенного по адресу: <адрес>. Сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные».
В выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 23.10.2020 г. указано, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет – <данные изъяты> руб. Дата внесения сведений о кадастровой стоимости в реестр объектов недвижимости и дата определения кадастровой стоимости 26.08.2010. Дата утверждения кадастровой стоимости – 26.08.2010.
Из представленного административным истцом в суд отчета об оценке АО «Региональное управление оценки» № от 10.11.2020 г. следует, что по состоянию на 26.08.2010г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет <данные изъяты> руб.
Отчет подготовлен оценщиком АО «Региональное управление оценки» ФИО7, являющимся членом Саморегулируемой организации оценщиков СРО Ассоциация оценщиков «СПО».
В отчете № от 10.11.2020 об оценке проведен анализ рынка и диапазона значений ценообразующих факторов, дано описание объекту оценки, изложены принятые допущения и ограничительные условия, приведены применяемые стандарты; проведен анализ наиболее эффективного использования. Оценщиком сделан вывод о том, что наиболее эффективным вариантом использования земельного участка является использование под объекты производственно-складского назначения.
Исследовав приведенные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
С учетом требований ст.24.19 Закона об оценочной деятельности, разъяснений, содержащихся в п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», выписок из ЕГРН, пояснений лиц, участвующих в деле, суд полагает, что кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 26.08.2010 г.
По состоянию на указанную дату оценщиком в отчете № от 10.11.2020 и определена рыночная стоимость земельного участка.
Представленный отчет об оценке № от 10.11.2020 как одно из доказательств подлежит оценке судом в соответствии со ст. 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.
У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов оценщика, так как представленный отчет № от 10.11.2020 соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, положениям и нормам федеральных стандартов оценки. Отчет об оценке мотивирован, выводы оценщика предельно ясны, обоснованы исследованными обстоятельствами и не содержат противоречий. Отчет об оценке отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
Доказательства, опровергающие изложенные в отчете выводы о рыночной стоимости земельного участка, а также содержащих сведения об иной его рыночной стоимости, не представлены.
Суд признает отчет об оценке надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость земельного участка в установленном оценщиком в отчете об оценке размерах по состоянию на 26.08.2010 г.
Вместе с тем, суд не усматривает оснований для удовлетворения административных исковых требований об обязании административных ответчиков внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о новой кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из взаимосвязанных положений статей 24.18 и 24.20 Закона об оценочной деятельности следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости. Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В пункте 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 г.
№ 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что в кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Следовательно, обязанность органа регистрации по внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о вновь установленной по решению суда величине кадастровой стоимости возникает в силу закона, а потому судебного вмешательства при рассмотрении административного спора о результатах определения кадастровой стоимости по мотиву её несоответствия рыночной стоимости не требуется.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление индивидуального предпринимателя Архиреева Дениса Валерьевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости равном <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей по состоянию на 26.08.2010 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 10.11.2020 года.
В удовлетворении требований об обязании административных ответчиков внести в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой стоимости земельного участка его рыночную стоимость – отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в апелляционную инстанцию в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья С.А. Астапенко
Решение принято в окончательной форме 26.01.2021 года.