РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
29 апреля 2019г. г. Миллерово
Миллеровский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Бугаевой Е.А.
при секретаре Л.В.А.
с участием истца А.С.А.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску А.С.А. к ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, ООО «ДомТеплоМир» о защите прав потребителя,
у с т а н о в и л:
В Миллеровский районный суд Ростовской области обратился истец А.С.А.. с иском к ООО « Главное управление жилищным фондом» о защите прав потребителя и согласно исковым требованиям просил суд: понудить ответчика восстановить недостающую документацию для постановки на коммерческий учет прибора учета тепла и ввести его в эксплуатацию в доме № по адресу: <адрес>; обязать ответчика произвести перерасчет и корректировку оплаты коммунальных услуг с октября 2017г. по апрель 2018; обязать ответчика производить начисления за отопление по формуле: дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, при снятии показаний прибора учета допускать представителей жильцов дома №; взыскать с ответчика в пользу истца штраф в размере 50% от суммы причиненного ему ущерба; взыскать в пользу истца компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб. и судебные расходы, связанные с рассмотрением иска.
В обоснование иска было указано, что ООО «ГУЖФ» является поставщиком жилищно-коммунальных услуг дома №, расположенного по адресу: <адрес>
В октябре 2017 г. в доме были закончены работы капитального ремонта систем теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, в том числе, и по установке счетчика-вычислителя количества теплоты дома (ВКТ-9 №).
Руководителем ОП «Южное ООО «ГУЖФ» ФИО6 был подписан акт приема-передачи оборудования.
Указанное обстоятельство существенно влияет на размер оплаты за отопление. Несмотря на это, с истца незаконно взыскивают оплату за услуги за отопление с октября 2017г., поскольку ответчик при начислении размера оплаты за отопление продолжает незаконно применять порядок расчета, указанный в Постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (приложение № Правил, раздел I п. 2), учета тепла по формуле: P (размер оплаты) =S (общая площадь жилого помещения) xN (норматив потребления коммунальной услуги по отоплению) xT (тариф на тепловую энергию). Таким образом, 1856,03 (размер оплаты) =52,6 кв.м. (общая площадь жилого помещения) x 0, 0255 (норматив потребления коммунальной услуги по отоплению) x 1383, 76 (тариф на тепловую энергию согласно постановлению РСТ РО от 19.12.2016 № 73/61). Указанная формула применима только к дому, не оборудованному коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии (КПУ).
Однако, дом № оборудован прибором учета тепловой энергии с октября 2017г., поэтому начисление оплаты за отопление следует производить по формуле, указанной в п. 3 раздела № 1 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354, согласно которой: P=VxS1/S об х T, где P (сумма за отопление); V (объем (количество) тепла); S1 (площадь квартиры) ; S об (общая площадь всех жилых и нежилых помещений); T (тариф на тепловую энергию). Согласно представленному расчету истец должен был за период с октября 2017 по апрель 2018 за отопление заплатить <данные изъяты>.
Однако, им было оплачено <данные изъяты> руб., согласно платежным документам. Таким образом, незаконно взысканная с истца сумма составляет <данные изъяты> руб.
Истец пытался разрешить спор с ответчиком в досудебном порядке, однако это не дало никаких результатов, поскольку ответчик отсылает его к другим организациям, которые также не признают свою вину. Кроме того, ответчик ссылается на то, что счетчик не поставлен на коммерческий учет. Истец не согласен с указанными доводами, поскольку не требуется ставить прибор на коммерческий учет для того, чтобы снимать показания прибора, во-вторых, прошло время более года и, кроме того, Миллеровское ОП «Южное» препятствует представителю жильцов в снятии показаний.
Таким образом, ответчик и подчиненное ему ОП «Южное ООО «ГУЖФ» умышленно нарушают правила оформления документов, продолжает взыскивать с жителей дома № №, в том числе и истца, завышенную плату за отопление, тем самым нарушает права А.С.А.
В ходе рассмотрения гражданского дела истец А.С.А. отказался от требований к ООО «ГУЖФ» в полном объеме и определениями Миллеровского районного суда Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ производство по гражданскому делу в части требований к ООО «ГУЖФ» прекращено.
Вместе с тем, при рассмотрении гражданского дела к участию в гражданском деле в качестве соответчиков определением Миллеровского районного суда Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ были привлечены ООО «ДомТеплоМир», которого истец просил принудить к постановке на коммерческий учет прибора учета тепла ВКТ-9 № в многоквартирном жилом доме № по адресу: <адрес>, и ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, которого истец просил принудить принять в эксплуатацию общедомовой прибор учета тепла ВКТ-9 по указанному адресу и обязать производить начисления по формуле: дома, оборудованного общедомовым прибором учета тепла.
Истец неоднократно изменял исковые требования, и в окончательной редакции истец просил обязать соответчиков ООО «ДомТеплоМир», ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России обеспечить ввод в эксплуатацию общедомового прибора учета тепла ВКТ-9 № в МКД (многоквартирном доме) по адресу: <адрес>. Обязать ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России производить начисления по формуле: дома, оборудованного общедомовым прибором учета тепла. Взыскать с соответчиков ООО «ДомТеплоМир», ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в его пользу судебные расходы в размере <данные изъяты> руб. солидарно. А также взыскать с соответчика ООО «ДомТеплоМир» в пользу истца компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рубля.
В судебном заседании истец поддержал свои исковые требования, изложенные в последней редакции, и просил суд их удовлетворить, пояснив при этом, чтов соответствие с п. 68 Постановления Правительства РФ № 1034 от 18.11.2013, акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания. Требования истца к ООО «ДомТеплоМир» о взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> руб. обоснованы тем, что ответчик намеренно затягивает исполнение обязательств, не передал своевременно проектную документацию ООО «ЦЖКУ» Минобороны России, ответчик не принял соответствующих мер для постановки на коммерческий учет узла учета тепловой энергии, хотя, согласно Постановлению Правительства № 491, как управляющая компания должны были это сделать. В результате бездействия ООО «ДомТеплоМир» истец испытывает неудобство, моральную неудовлетворенность. В части требований о взыскании с ответчиков судебных расходов, истец пояснил, что они складываются из расходов на выдачу справки из ГУПТИРО, которая ему нужна была для обращения в суд для защиты своих интересов как потребителя.
В судебное заседание ответчик ООО «ДомТеплоМир», надлежаще уведомленный о дате и времени проведения судебного заседания, явку представителя в судебное заседание не обеспечил. В материалах дела имеется ходатайство ответчика о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя. Кроме того, ответчик в своем отзыве на исковое заявление просил суд отказать А.С.А. в удовлетворении иска на том основании, что в соответствии с п. 49 Постановления правительства РФ №1034 от ДД.ММ.ГГГГ проект узла учета, устанавливаемого у потребителя тепловой энергии, подлежит согласованию с теплоснабжающей организацией (теплосетевой), выдавшей технические условия на установку приборов учета. Из чего следует, что подрядная организация до проведения работ по капитальному ремонту должна была направить техническую документацию в ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ. Согласно п.53 Постановления для ввода в эксплуатацию узла учета, установленного на источнике тепловой энергии, владельцем источника тепловой энергии (ФГБУ «ЦЖКУ МО РФ) назначается комиссия по вводу узла учета в эксплуатацию в следующем составе: а) представитель владельца источника тепловой энергии; б) представитель смежной теплосетевой организации; в)представитель организации, осуществляющей монтаж и наладку сдаваемого в эксплуатацию оборудования. Согласно п. 60 перед началом отопительного периода после очередной поверки или ремонта осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на источнике тепловой энергии в порядке, установленном пунктами 53-59 настоящих Правил.
Таким образом, ввод узла учета тепловой энергии должен был осуществляться ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ совместно с подрядной организацией, выполнявшей капитальный ремонт до начала отопительного периода 2018-2019 (в г. Миллерово до ДД.ММ.ГГГГ). Подготовкой дома к отопительному периоду 2018-2019 занималась ООО «ГУЖФ» совместно с теплоснабжающей организацией ФГБУ «ЦЖКУ». ООО «ДТМ» приступило к управлению многоквартирным домом только в ноябре 2018 года. По решению общего собрания собственниками заключены прямые договоры с ФГБУ «ЦЖКУ» на предоставление коммунальных ресурсов. ООО «ДомТеплоМир» не является исполнителем коммунальной услуги по отоплению, не выставляет плату жильцам за отопление. На основании вышеизложенного ответчик считает, что требования истца не обоснованны и не подлежат удовлетворению.
Ответчик ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны России о дате и времени проведения судебного заседания был уведомлен надлежаще, однако, явка представителя в судебное заседание не обеспечена, в материалах дела имеется ходатайство ответчика о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя, а также указана позиция ответчика по делу, согласно которой с требованием в части понуждения ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны России принять на коммерческий учет общедомового прибора тепловой энергии по адресу: <адрес>, не согласна и просит в удовлетворении иска отказать на том основании, что акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с использованием получаемой измерительной информации с даты его подписания. В случае поступления необходимой документации в адрес ответчика, при соответствии ее и осматриваемого общедомового (коллективного) прибора учета Правилам коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034, измерительное устройство будет принято в коммерческий учет.
Также в ходе рассмотрения гражданского дела в качестве свидетеля был допрошен Л.А.С., который является учредителем ООО «ДомТеплоМир» и по существу заданных ему вопросов пояснил, что ООО «ДомТеплоМир» приступило к управлению многоквартирным домом по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ на основании Протокола. Задачами ООО «ДомТеплоМир» является содержание общедомового имущества, а именно, содержание жилья, мест общего пользования, а коммунальные платежи за горячую воду и теплоснабжение выставляет ООО «ЦЖКУ». Прибор учета тепловой энергии установлен в месте общего пользования, находится на балансе у ООО «ДомТеплоМир» в рабочем состоянии и на гарантии. У ООО «ЦЖКУ» доступа к прибору учета нет. После проведения капитального ремонта со стороны предыдущей управляющей компании никаких действий по вводу в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии не предпринималось. Техническая документация на прибор учета ООО «ГУЖФ» также не была передана ООО «ДомТеплоМир», хотя согласно протоколу общего собрания они обязаны были это сделать. Вся документация, которая имелась у ООО «ГУЖФ», была обнаружена в январе 2019г. Хранилась она в подвале в коробке, среди документов проекта согласования узла прибора учета тепла не было. Также свидетель указал на то, что при приеме-передаче документов акт не составлялся, получили имеющуюся документацию письмом из НК «Фонда капитального ремонта», и эта документация была передана в адрес ООО «ЦЖКУ» с требованием ввести в эксплуатацию прибор учета. От ООО «ЦЖКУ» только поступил запрос о паспортных данных собственников. ООО «ДомТеплоМир» также заинтересовано в вводе в эксплуатацию прибора учета тепловой энергии, потому что программа капитального ремонта была очень дорогостоящая. По-прежнему ООО «ЦЖКУ» выставляет счета, рассчитывая их по нормативам.
Суд, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения истца, определил рассмотреть гражданское дело при сложившейся явке.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в части по следующим основаниям.
В силу положений ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные, в том числе, к системам централизованного теплоснабжения и (или) системам централизованного водоснабжения.
В соответствии ч.1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу положений ч. 2.3 ст.161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и(или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, а также за предоставление коммунальных услуг.
Отношения по содержанию общего имущества в многоквартирном доме регулируются Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 (далее - Правила N 491), в соответствии с пунктом 16 которых надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией (часть 5 статьи 161, статья 162 ЖК РФ).
Подпунктом "к" пункта 11 Правил N 491 определено, что содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В соответствии с пунктами 5, 6 Правил N 491 внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие, в том числе, из коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, а также внутридомовая система отопления, включающая в себя коллективные (общедомовые) приборы учета тепловой энергии, входят в состав общего имущества.
В Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, также закреплена обязанность исполнителя коммунальных услуг по обеспечению установки и ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (подпункт "с" пункта 31 Правил N 354).
При наличии коллективного (общедомового) прибора учета, в силу подпункта "е" пункта 31 Правил N 354, на исполнителе лежит обязанность ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета.
Порядок организации коммерческого учета тепловой энергии предусмотрен положениями ст. 19 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Согласно ст. 19 Федерального закона "О теплоснабжении" коммерческий учет поставляемых потребителям тепловой энергии (мощности), теплоносителя может быть организован как теплоснабжающими организациями, так и потребителями тепловой энергии.Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя может включать в себя: установку приборов учета; эксплуатацию приборов учета, в том числе снятие показаний приборов учета и передачу их заказчикам данной услуги, поверку, ремонт и замену приборов учета (часть 6).
Исходя из системного толкования названных положений, а также Правил 491 и 354 в обязанности управляющей организации входит обеспечение ввода установленного прибора учета в эксплуатацию, предполагающего документальное оформление прибора учета, в том числе, организацию мероприятий по его постановке (принятию) на коммерческий учет.
Таким образом, обеспечение ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета как часть отношений, возникающих при обеспечении граждан коммунальными услугами, входит в число обязанностей управляющей организации на основании заключенного договора управления многоквартирным домом.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что управляющей компанией многоквартирного жилого дома №, расположенного по адресу: <адрес>, в период отопительного сезона 2017-2018 являлось ООО «ГУЖФ».
Договор на управление с ООО «ГУЖФ» был заключен ДД.ММ.ГГГГ с собственниками помещений. До ДД.ММ.ГГГГ ООО «ГУЖФ» осуществляла функции управляющей компании и выполняла работы по содержанию общего имущества, а также являлась исполнителем коммунальных услуг в отопительный период 2017-2018 годы.
В соответствии с региональной программой по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Ростовской области на 2015-2049г., утверждённой Постановлением Правительства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ №, в 2017 г. в многоквартирном доме № расположенном по адресу: <адрес>, произведён капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения и водоотведения.
Работы выполнялись подрядной организацией ООО «РСА» в рамках договора № (л.д.74-77 т. 1). В ходе капитального ремонта на внутридомовой системе отопления был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии.
Комиссией в составе представителей: подрядной организации ООО «РСА», инженера строительного контроля СК «Строй Инжиниринг», представителя собственников жилого дома ФИО7, представителя управляющей организации ООО ГУЖФ ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ был составлен и подписан акт о том, что подрядная организация передает обслуживающей организации многоквартирный жилой дом №, расположенный по адресу: <адрес>, после проведения капитального ремонта системы отопления, ХВС, ГВС, водоотведения (л.д.95 т. 1).
Подписав данный акт, обслуживающая организация подтвердила, что не имеет претензий к подрядной организации ООО «РСА» и принимает объект после проведенного капитального ремонта для дальнейшей эксплуатации. Также был составлен акт приема-передачи оборудования, из которого следует, что ответчику передано оборудование: погружной насос, тепловые пункты ( прибор учета тепловой энергии) и узел учета ХВС и ГВС (л.д.94 т. 1).Подписав данные акты, ответчик проверил комплектность передаваемого оборудования и документации и претензий по качеству и составу принятого оборудования и документов не имел.Кроме того, был составлен и подписан акт приема-передачи документов, согласно которому территориально-удаленным отделом в <адрес> НКО «Ростовский областной фонд содействия капитальному ремонту» передал начальнику РЭУ № ООО «ГУЖФ» ФИО6 согласованные проекты узлов учета тепловой энергии и теплоносителя отопления ДД.ММ.ГГГГ, согласно акту приема-передачи документов (т. 2 л.д.190-191).
Вместе с тем, до настоящего времени общедомовой прибор учета тепловой энергии не введен в эксплуатацию.
Согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, проведенного в форме очно-заочного голосования, было принято решение расторгнуть договор управления с ДД.ММ.ГГГГ с управляющей организацией ООО «ГУЖФ» в связи с неисполнением условий договора в части содержания и текущего ремонта многоквартирного жилого дома. Выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией. Утверждена ООО «ДомТеплоМир» управляющей организацией с ДД.ММ.ГГГГ (т. 2 л.д.183-188). Согласно п. 6 протокола общего собрания собственниками помещений принято решение о заключении прямых договорных отношений между ресурсоснабжающими организациями и собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме на поставку коммунальных ресурсов с прямыми платежами ресурсоснабжающим организациям за электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, газоснабжение, вывоз мусора, по платежным документам, выставляемым ресурсоснабжающими организациями. ООО «ГУЖФ» было обязано передать в ООО «ДомТеплоМир всю техническую документацию и иные документы на многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, в сроки, установленные действующим законодательством, с момента получения копии решения собственников помещений о расторжении договора управления.
Между ООО «ДомТеплоМир» и собственниками помещений многоквартирного жилого дома № по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ заключен договор управления многоквартирным домом №ЕФ-10. Согласно п. 1.3 предметом указанного выше договора является выполнение управляющей организацией по заданию собственников в течение срока действия договора за плату услуг по управлению, услуг и работ по надлежащему содержанию общего имущества и предоставлению коммунальных услуг в многоквартирном доме, а также по текущему и капитальному ремонту общего имущества. Также в договоре указано, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающих в таком доме (т. 2 л.д.174-180). В Перечне услуг и работ по содержанию общего имущества в многоквартирном доме указано, что в обязанность управляющей компании входит подготовка многоквартирного дома к сезонной эксплуатации, в том числе, ремонт, регулировка и испытание систем центрального отопления. Управляющая компания также обязана проверять и осуществлять ремонт коллективных приборов учета ( т.2 л.д.181-182 ).
Ранее, между ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России и ООО «ГУЖФ» был заключен договор теплоснабжения от 01.04.2017 № 02-1-61-050, согласно которому ответчик оказывал услуги теплоснабжения, подавая тепловую энергию исполнителю (ООО «ГУЖФ») для последующего оказания коммунальных услуг по отоплению собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах ( т. 1 л.д. 150-156).
Однако, поскольку по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ возникла задолженность ООО «ГУЖФ» по указанному выше договору, ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны России ДД.ММ.ГГГГ направило в адрес ООО «ГУЖФ» уведомление об одностороннем отказе от исполнения договора и просило с ДД.ММ.ГГГГ считать договор прекращенным в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления коммунальной услуги отопления собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, и с ДД.ММ.ГГГГ договор считать действующим только в части приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирных домах ( т. 1 л.д. 138).
В период отопительного сезона 2017 (октябрь) по 2018 (апрель), 2018 (октябрь) по 2019 (апрель ) истцу начислялись ежемесячно платежи за отопление.
Как видно из платёжных документов, за указанный период времени расчет платы за отопление производился по нормативам, то есть, без учета показаний общедомового прибора учета (т. 1 л.д. 22-29).
Вместе с тем, ввод в эксплуатацию узла учета тепловой энергии и теплоносителя, установленного в многоквартирном доме по указанному выше адресу, осуществляется согласно законодательству Российской Федерации, а именно, Постановлению Правительства РФ от 18.11.2013г. № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя», согласно которому ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется в следующем составе: представитель теплоснабжающей организации; представитель потребителя; представитель организации, осуществляющей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета.
Документы для ввода узла учета в эксплуатацию представляются в теплоснабжающую организацию для рассмотрения не менее чем за десять рабочих дней до предполагаемого дня ввода в эксплуатацию.
При приемке узла учета в эксплуатацию комиссией проверяется: а) соответствие монтажа составных частей узла учета проектной документации техническим условиям и Правилам; б) наличие паспортов, свидетельств о поверке средств измерений, заводских пломб и клейм; в) соответствие характеристик измерений характеристикам, указанным в паспортных данных узла учета; г) соответствие диапазонов измерений параметров, допускаемых температурным графиком и гидравлическим режимом работы тепловых сетей, значениям указанных параметров, определяемым договором и условиями подключения к системе теплоснабжения.
При отсутствии замечаний к узлу учета комиссией подписывается акт ввода в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя.
Акт ввода в эксплуатацию узла учета служит основанием для ведения коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя по приборам учета, контроля качества тепловой энергии и режимов теплопотребления с учетом получаемой измерительной информации с даты его подписания.
Действия управляющей организации по обеспечению ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета, снятию показаний с таких приборов вытекали из функций этой организации по управлению и оплачиваются потребителями управляющей организации в составе платы, предусмотренной договором управления.
Как видно из материалов дела, в соответствии с договором управления ООО «ДомТеплоМир» взяло на себя обязательства по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома. Однако, как установлено судом, общедомовой (коллективный) прибор учета тепловой энергии в данном доме управляющей организацией не эксплуатируется, показания с них исполнителем коммунальной услуги не снимаются.
С учетом анализа установленных обстоятельств по делу, на основании выше приведенных нормативно-правовых норм, суд приходит к выводу о том, что ООО "ДомТеплоМир" в силу того, что является управляющей организацией, с которой был заключен договор управления многоквартирным домом №,и владельцем общедомового прибора учета тепловой энергии в многоквартирном жилом доме совместно с ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны России как поставщиком коммунальных услуг по теплоснабжению, должны были обеспечить ввод в эксплуатацию общедомового прибора учета, так как указанная часть отношений входит в число обязанностей управляющей организации на основании заключенного договора управления многоквартирным домом и ресурсоснабжающей организации на основании договора теплоснабжения.
Однако, бездействие ответчиков привело к существенному завышению стоимости коммунальной услуги и, как следствие, нарушению прав истца как потребителя. Он обращался в различные компетентные инстанции по вопросу нарушения его прав и просил ввести в эксплуатацию общедомовой прибор учета тепловой энергии. А.С.А.., в том числе, обращался в Государственную жилищную инспекцию Ростовской области, которой в ходе внеплановой проверки ООО «ДомТеплоМир» были выявлены нарушения лицензионных требований, а именно, выявлено несоблюдение требований об оснащении многоквартирного дома общедомовым прибором учета тепловой энергии в части его ввода в эксплуатацию. Предписанием № от ДД.ММ.ГГГГ было установлено в срок до ДД.ММ.ГГГГ осуществить ввод общедомового прибора учета тепловой энергии в эксплуатацию с целью последующего начисления платы за коммунальные услуги с учетом его показаний ( л.д.168-169 т. 2).
Таким образом, материалами дела подтверждается, что ответчиками не были предприняты совместные действия по вводу в эксплуатацию коллективного прибора учета тепловой энергия и расчетов с истцом по прибору учета.
В свете изложенного довод ответчика ООО «ДомТеплоМир» о том, что за правильную установку и ввод в коммерческий учет прибора учета он не может нести ответственность, не заслуживает внимания.Более того, согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> ООО «ДомТеплоМир» вправе был потребовать от ООО «ГУЖФ» передать всю проектную и иную документацию, оборудование и объект в целом, необходимые для ввода в эксплуатацию прибора учета тепловой энергии. Однако, соответствующих доказательств ответчиком суду не представлено.
Суд приходит к выводу о том, что за указанный период своей деятельности как управляющей компании МКД № по указанному адресу ООО "ДомТеплоМир" и ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны России как ресурсоснабжающая организация имели возможность и наделены были полномочиями по вводу в эксплуатацию общедомового прибора учета тепловой энергии, однако не достигли взаимной согласованности в своих действиях, что, по мнению суда, и явилось одним из факторов недопущения узла учета тепловой энергии к эксплуатации и начислению платы за коммунальные услуги по нормативам потребления тепловой энергии, вследствие чего затронуты интересы истца, проживающего в вышеуказанном многоквартирном жилом доме, для которого не введение в эксплуатацию и не использование приборов учета влияет на стоимость предоставляемой услуги по теплоснабжению.
С учетом изложенного требования истца о компенсации морального вреда являются обоснованными согласно ст. 15 ФЗ "О защите прав потребителей", в соответствии с которой потребитель в случае нарушения его прав вправе требовать компенсации морального вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
При этом суд также принимает во внимание, что требование истца о компенсации морального вреда заявлено только к ООО «ДомТеплоМир». Это право истца, и при конкретных обстоятельствах суд не может выйти за рамки заявленных требований.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Согласно ч.1 ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса. В ч. 2 настоящей статьи указано, что моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает принципы разумности и справедливости, а также степени нравственных страданий истца, и приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований А.С.А. о компенсации причиненного ему морального вреда со стороны ответчика ООО «ДомТеплоМир» в сумме <данные изъяты> рублей.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ч.1 ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг в разумных пределах.
Как усматривается из материалов дела, А.С.А.. в ноябре 2018 в ходе подготовки искового заявления обратился в ГУПТИ РО о выдаче архивной справки о сведениях, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> с инвентаризационным номером 3427 и, согласно квитанции от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 20), стоимость выданной справки составила <данные изъяты> руб.
Поскольку истец понёс расходы в связи с обращением в суд, то требования в указанной части иска также подлежат удовлетворению, и с ответчиков в солидарном порядке надлежит взыскать в пользу истца судебные расходы в размере <данные изъяты> руб.
Руководствуясь ст.157,161 ЖК РФ, ст.15 ФЗ "О защите прав потребителей", ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление А.С.А. к ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, ООО «ДомТеплоМир» о защите прав потребителя удовлетворить частично.
Обязать ООО «ДомТеплоМир», ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны России обеспечить ввод в эксплуатацию общедомового прибора учета тепла ВКТ-9 № в МКД (многоквартирном доме) по адресу: <адрес>
Обязать ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны России осуществлять расчет размера платы за теплоснабжение в соответствии с показаниями общедомового прибора учета тепла.
Взыскать с ООО «ДомТеплоМир» в пользу А.С.А. компенсацию морального вреда в размере 500 руб.
В удовлетворении остальной части требований о взыскании с ООО «ДомТеплоМир» в пользу А.С.А. компенсации морального вреда - отказать.
Взыскать с ООО «ДомТеплоМир», ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны России в пользу А.С.А. судебные расходы в размере <данные изъяты> руб. солидарно.
Взыскать с ООО «ДомТеплоМир», ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны России в доход Муниципального образования «Миллеровский район» солидарно государственную пошлину в размере 400 рублей 00 копеек.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца в Ростовский областной суд через Миллеровский районный суд с даты вынесения решения в окончательной форме.
Судья Е.А. Бугаева
решение в окончательной
форме составлено 30.04.2019