Решение по делу № 33-7554/2021 от 26.10.2021

судья Акимова Л.Н.

дело в суде 1 инстанции 2-1356

дело в суде 2 инстанции 33-7554

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Махачкала 1 декабря 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Загирова Н.В.

судей Хавчаева Х.А. и Гаджимагомедова Т.С.

при секретаре судебного заседания Исмаиловой А.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хавчаева Х.А. апелляционную жалобу представителя Абдулазизова М.А. по доверенности Хант Морган Витте на решение Кировского районного суда г.Махачкалы от 3 сентября 2021 г.,

установила:

Абдулазизов М.А. обратился в Тверской районный суд г.Москвы с иском к Министерству финансов РФ о возмещении имущественного ущерба, причиненного действиями сотрудников правоохранительных органов.

В обоснование иска указано, что 24 октября 2014 г. в ходе проведения разведывательно-поисковых мероприятий, направленных на установление местонахождения лиц, разыскиваемых за посягательство на жизнь сотрудников полиции, СОБР МВД России по Республике Дагестан было выявлено нахождение двоих боевиков в жилом доме, расположенном по адресу: Республика Дагестан, Тляратинский район, село Чорода. При проведении операции по обезвреживанию боевики были уничтожены. Следователем Хунзахского межрайонного СО СУ СК по РД факту посягательства на жизнь сотрудников милиции и незаконного приобретения, ношения боеприпасов и взрывчатых веществ 24 октября 2014 г. было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 317, ст.222 УК РФ. В результате проведенного силовыми структурами мероприятия причинен значительный вред имуществу истца. Как следует из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от25.10.2014 г., боевики оказали вооруженное сопротивление, в связи с чем сотрудники СОБР МВД России по РД были вынуждены применить оружие, в результате чего боевики Алисултанов Н.М. и Омаров О.Г. были убиты, а дом, из которого они отстреливались, выгорел дотла.Согласно ст. 16 Федерального закона «О противодействии терроризму» в случае если переговоры с террористами не разрешили ситуацию, руководитель контртеррористической операции вправе принять решение и отдать боевой приказ о проведении контртеррористической операции. Таким образом, проведение операции является единственно возможным способом действий для устранения опасности, созданной террористами.Вред истцу, собственнику домовладения был причинен в состоянии крайней необходимости. Вред причинен ему как третьему лицу, которое не имеет отношения к возникшей опасности, причинение такого вреда представлялось единственным выходом из положения, когда предотвращение опасности недостижимо другими средствами. Причинение вреда в состоянии крайней необходимости силами, уполномоченными на проведение контртеррористической операции, является правомерным, так как, действуя в состоянии крайней необходимости, эти силы вступают в отношения, допускаемые государством, и выполняют исключительно требования и предписания Федерального закона «О противодействии терроризму».В силу ст. 1067 ГК РФ, вред, причиненный в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей самому причинителю вреда или другим лицам, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена иными средствами, должен быть возмещен лицом, причинившим вред.Поскольку речь идет об ответственности за правомерные действия, которые в силу своей природы не могут быть виновными, никакие другие условия для наступления ответственности причинителя не имеют значения.Тот факт, что вред домовладению истца был причинен в результате проведения специальной операции, подтвержден материалами уголовного дела, постановлением об отказе в возбуждении дела, т.е. имеется причинно-следственная связь между действиями причинителя и наступившим вредом.27.10.2014 г. была создана межведомственная комиссия для определения ущерба, причиненного жилому дому истца в результате данной контртеррористической операции. Согласно отчету оценщика рыночная стоимость ущерба, нанесенного жилому дому с сараем общей площадью 200 кв.м. в результате проведенной спецоперации 24.10.2014 г. по состоянию на 16.11.2015 г. составляет 2040 750 руб., а рыночная стоимость ущерба, нанесенного имуществу истца, - 497 000 руб. В силу ст. ст. 1069 - 1071 ГК РФ причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы. По данному уголовному делу истец и члены его семьи были признаны потерпевшими, о чем свидетельствуют постановления о признании их потерпевшими. Письмом главы МР «Тляратинский район» РД № 123 от 23 июня 2017 г. истцу было предложено обратится в суд для защиты своих прав на получение компенсационной выплаты за причиненный материальный и моральный ущерб. В связи с изложенным истец просил взыскать с Министерства финансов России имущественный ущерб, причиненный действиями сотрудников правоохранительных органов в результате проведенной спецоперации в размере 2851 262 рублей.

Определением Тверского районного суда г.Москвы от 02.12.2020 г. к участию в деле в качестве ответчика привлечена Российская Федерация в лице Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, - Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Дагестан, дело передано для рассмотрения по подсудности в Кировский районный суд города Махачкалы Республики Дагестан.

Решением Кировского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан от 3 сентября 2021 г. постановлено: в удовлетворении ходатайства представителя Управления Росгвардии по РД о прекращении производства по делу отказать; в удовлетворении исковых требований Абдулазизова М.А. к Министерству финансов России, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации о возмещении ущерба, причиненного действиями сотрудников правоохранительных органов в ходе проведения разведывательно-поисковых мероприятий в результате проведенной спецоперации, отказать.

В апелляционной жалобе представитель истца Хант Морган Витте просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование указывает, что вред истцу, являющемуся собственником домовладения, был причин в результате проведения правоохранительными органами разведывательно-поисковых мероприятий, направленных на установление местонахождения лиц, разыскиваемых за посягательство на жизнь сотрудников милиции СОБР МВД по РД, и при проведении операции по их обезвреживанию боевики были уничтожены, из чего следует, что вред был причинен истцу в состоянии крайней необходимости силами, уполномоченными на проведение контртеррористической операции, правомерными действиями, так как, действуя в состоянии крайне необходимости, они вступают в отношения, допускаемые государством и выполняют предписания Федерального закона «О противодействии терроризму». В силу ст.1067 ГК РФ вред, причиненный в состоянии крайне необходимости, должен быть возмещен лицом, причинившим вред. Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 г. № 110 предусмотрены компенсационные выплаты, являющиеся расходными обязательствами Российской Федерации, и которые осуществляются Министерством финансов РФ. По искам к Российской Федерации Министерство финансов РФ представляет его интересы в суде. Из правовой позиции Конституционного Суда РФ, приведенной в Определении от 27.12.2005 г. № 523-О следует, что государство принимает на себя ответственность за действия третьих лиц, выступая гарантом возмещения ущерба пострадавшим, поскольку они во многих случаях не имели бы практической возможности реализовать свое право на возмещение ущерба.

В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации Султанова К.М. просит оставить решение суда без изменения, полагая его законным и обоснованным, указывает, что обязанность государства по выплате компенсаций в возмещение ущерба, причиненного, среди прочего, при пресечении террористического акта, возникает только при условии соблюдения надлежащего порядка и срока для сбора и представления в Правительство РФ уполномоченными органами исполнительной власти, местного самоуправления соответствующей информации и обосновывающих документов. Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 г. № 110, принятым во исполнение Федерального закона «О противодействии терроризму», не предусмотрено выделение федеральным органам исполнительной власти и (или) органам исполнительной власти субъектов РФ бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ в целях возмещения гражданам, лишившихся жилья при пресечении террористического акта правомерными действиями его действительной стоимости. Имеется ответ МЧС по РД от 15.05.2015 г., в котором указано, что 24.10.2014 г. на территории Тляратинского района режим контртеррористической операции не вводился. Истцом пропущен трехлетний срок исковой давности. Имеется вступившее в законную силу решение Тляратинского районного суда от 12 марта 2018 г. об отказе в удовлетворении исковых требований истца к Министерству финансов РФ о взыскании ущерба за счет казны РФ, причиненного при пресечении террористического акта, в связи с чем истец не мог заявлять эти же требования повторно.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Абдулазизова М.А. по доверенности Хант Морган Витте просил отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об удовлетворении исковым требований по доводам апелляционной жалобы.

Представитель Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации Султанова К.М. и представитель МВД России Зейналова К.Т. просили оставить решение суда без изменения, полагая его законным и обоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как видно из материалов дела, в обоснование заявленных по настоящему делу исковых требований о возмещении ущерба истец ссылается на то, что 24.10.2014 г. сотрудниками СОБР МВД России по РД была проведена спецоперация во время проведения разведывательно-поисковых мероприятий, в результате которой причинен ущерб его домовладению, расположенному по адресу: Республика Дагестан, Тляратинский район, селение Чорода, в котором проживали он и члены его семьи. Согласно представленным истцом отчетам об оценке от 16.11.2015 г. № 15/11-305 и № 15/11-306 рыночная стоимость утраченного истцом жилого дома составляет 2040750 руб., находившегося в нем имущества – 497000 руб.

Постановлением следователя Хунзахского межрайонного СО СК СК РФ по РД от 24.10.2014 г. по данному факту возбуждено уголовное дело по ч.2 ст.222 и ст.317 УК РФ.

Постановлением следователя от 25.10.2014 г. истец Абдулазизов М.А. и члены его семьи ФИО7 (жена), ФИО8 (дочь), ФИО9 (сын), ФИО10 (дочь), ФИО11 (отец), ФИО16 (мать) признаны потерпевшими по уголовному делу N 44020. В последующем, постановлением следователя от 24.02.2015 г. уголовное дело № 44020 в отношении подозреваемых Алисултанова Н.М. и Омарова О.Г. прекращено в связи с их смертью по п.4 ч.1 ст.24 УПК РФ.

1 ноября 2014 г. Абдулазизов А.М. обратился с письменным заявлением к главе администрации МО «Тляратинский район» о включении его и членов его семьи в список на оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества.

Распоряжением администрации МО «Тляратинский район» от 27.10.2014 г. № 105-а создана межведомственная комиссия для определения ущерба, причиненного в результате спецоперации 24.10.2014 г.

28.10.2014 г. главой администрации МО «Тляратинский район» РД утвержден список граждан, лишившихся жилого помещения в результате контртеррористической операции, проведенной 24 октября 2014 г. в с.Чорода Тляратинского района Республики Дагестан, на получение государственных жилищных сертификатов, и список граждан на оказание финансовой помощи за утраченное имущество в результате указанной контртеррористической операции, согласованные с администрацией МО «сельсовет Чородинский», отделом ГО ЧС администрации МО «Тляратинский район», территориальным подразделением УФМС РФ по РД в Тляратинском районе, в которые включены Абдулазизов М.А. и вышеуказанные члены его семьи.

Вместе с тем из имеющихся в материалах дела документов, в том числе ответа врио министра МЧС РД от 15.05.2015 г. в Правительство РД и администрацию МО «Тляратинский район» РД, письма первого заместителя начальника ГУ МЧС России по РД от 23.12.2016 г. на имя Абдулазизова М.А. усматривается, что УФСБ России по РД не подтвердило факт проведения 24.10.2014 г. на территории Тляратинского района РД контртеррористической операции, в связи с чем Абдулазизову М.А. был дан ответ об отсутствии оснований для выделения бюджетных ассигнований по возмещению ущерба на основании Постановления Правительства РФ от 15.02.2014 г. № 110 с разъяснением права обратиться по данному вопросу в суд.

Судом первой инстанции установлено, что ущерб истцу причинен в результате правомерных действий правоохранительных органов во время проведения мероприятий, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии терроризму», по обнаружению и нейтрализации членов вооруженных формирований.

Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности и имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии со ст. 16.1 ГК РФ в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица правомерными действиями государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, а также иных лиц, которым государством делегированы властные полномочия, подлежит компенсации.

Согласно п. 2 ст. 18 Федерального закона "О противодействии терроризму" возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Возмещение ущерба, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, предусмотрено Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 г. N 110, действовавшими в период утраты истцом имущества.

В соответствии с вышеуказанными Правилами выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, производится на основании решения Правительства РФ, которому предшествует обращение органа исполнительной власти субъекта РФ с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на указанные цели. Обращение должно содержать обоснование предполагаемых расходов с указанием данных о количестве людей, получивших ущерб (вред), о размере материального ущерба и об объемах направленных на ликвидацию последствий террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями расходов соответствующих бюджетов. Пунктом 10 Правил установлено, что для обоснования необходимых расходов на мероприятия, предусмотренные подпунктом «а» пункта 4 Правил (погашение государственного жилищного сертификата), к документам, обосновывающим размер запрашиваемых бюджетных ассигнований, прилагается заключение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ по объектам (зданиям и сооружениям), имеющим повреждения основных несущих конструкций. Для обоснования необходимых расходов на мероприятия, предусмотренные пунктом 3 (в том числе и оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества) и подпунктом «а» пункта 4 Правил к документам, обосновывающим размер запрашиваемых бюджетных ассигнований, прилагаются подготовленные в установленном порядке соответствующими компетентными органами материалы, подтверждающие: факт совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями, факт причинения физическим и юридическим лицам ущерба в результате террористического акта и (или) вреда при пресечении террористического правомерными действиями.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 3 месяцев со дня совершения террористического акта или завершения мероприятий по пресечению террористического акта правомерными действиями (окончания контртеррористической операции) обращаются в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями (п. 6 Правил).

Обращения, предусмотренные п.п. 5 и 6 настоящих Правил, должны содержать обоснование предполагаемых расходов с указанием данных о количестве людей, погибших или получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба и об объемах направленных на ликвидацию чрезвычайной ситуации, последствий террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями расходов соответствующих бюджетов, а также расходов страховых фондов и других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 7 Правил).

Выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также для осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, производится на основании решения Правительства Российской Федерации (п. 8).

Рассмотрение вопросов о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда и внесение по результатам их рассмотрения в Правительство Российской Федерации соответствующих предложений осуществляются по поручению Председателя Правительства Российской Федерации или одного из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации (далее - поручение) в части финансового обеспечения мероприятий, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с Министерством финансов Российской Федерации, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями - в срок, установленный в поручении, или в 3-месячный срок, если в поручении срок не указан (пп. «в» п. 9 Правил).

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для рассмотрения вопросов о выделении им бюджетных ассигнований из резервного фонда представляют в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий документы, обосновывающие размер запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда.

Для обоснования необходимых расходов на мероприятия, предусмотренные подпунктом "б" пункта 2, подпунктом "в" пункта 3 и подпунктом "а" пункта 4 настоящих Правил, к документам, обосновывающим размер запрашиваемых бюджетных ассигнований, прилагается заключение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по объектам (зданиям и сооружениям), имеющим повреждения основных несущих конструкций. Объекты (здания, сооружения), имеющие повреждения основных несущих конструкций, должны иметь присвоенные им в установленном порядке адреса местонахождения.

Для обоснования необходимых расходов на мероприятия, предусмотренные пунктом 3 и подпунктом "а" пункта 4 настоящих Правил, к документам, обосновывающим размер запрашиваемых бюджетных ассигнований, прилагаются подготовленные в установленном порядке соответствующими компетентными органами материалы, подтверждающие: факт совершения террористического акта и (или) пресечения террористического акта правомерными действиями; факт причинения физическим и юридическим лицам ущерба в результате террористического акта и (или) вреда при пресечении террористического акта правомерными действиями (п. 10).

Порядок подготовки документов, указанных в пункте 11 Правил, утверждается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (п. 12).

Исполнение решений Правительства Российской Федерации в части финансового обеспечения мероприятий, указанных пункте 3 настоящих Правил, осуществляется в 20-дневный срок со дня принятия соответствующего решения Правительства Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, сведения о подготовке в установленном порядке компетентными органами заявки о потребности в бюджетных ассигнованиях на финансовое обеспечение указанных мероприятий отсутствуют, в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий документы, обосновывающие размер запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда, а также обращение в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда не поступали.

Сведений о том, что истцом оспаривались решение, а также действие (бездействие) соответствующего органа власти по организационному обеспечению осуществления указанных выплат в материалы дела не представлено.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно указал, что указанные документы в отношении истца не представлялись, произведение выплат на возмещение рыночной стоимости утраченного домовладения не предусмотрено действующим законодательством, положения Федерального закона «О противодействии терроризму» не связывают установление права лица на компенсацию вреда с фактом признания лица потерпевшим по уголовному делу, уполномоченным органом Республики Дагестан решение, предусмотренное вышеуказанными Правилами, не принималось, а УФСБ России по Республике Дагестан факт проведения контртеррористической операции 24 октября 2014 г. не подтвержден.

С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что без соблюдения установленного законодательством порядка возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, оснований для возложения на Министерство финансов РФ обязательств по выплате суммы возмещения не имеется.

Кроме того, Правила регулируют лишь порядок осуществления ограниченных компенсационных выплат, в частности оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества, а не возмещение причиненного вреда лицу, пострадавшему в результате проведения спецоперации, правомерными действиями сотрудниками СОБР МВД, правопреемником которого является Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, образованная Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 2157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии российской Федерации».

Как следует из материалов дела, в судебном заседании представителями ответчиков было заявлено о применении к требованиям истца срока исковой давности.

В силу п.1 ст. 196 ГК РФ срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст.200 ГК РФ. В соответствии с п.1 ст. 197 ГК РФ для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о пропуске истцом трехлетнего срока исковой давности и отсутствии правовых оснований для признания причин пропуска срока уважительными, поскольку о нарушении своего права истец должен был узнать из письменного ответа, направленного в его адрес первым заместителем начальника ГУ МЧС России по РД от 23.12.2016 г., в котором указывалось, что УФСБ России по РД не подтвердило факт проведения 24.10.2014 г. на территории Тляратинского района контртеррористической операции, в связи с чем не представляется возможным рассмотреть вопрос о возмещении ему вреда, однако в суд истец обратился с настоящим иском 26 июня 2020 г., что подтверждается штампом на почтовом конверте, то есть по истечении указанного срока, а доказательств уважительности причин срока истец суду не представил.

Кроме того, учитывая, что по настоящему делу в качестве соответчика привлечена Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, являющаяся правопреемником МВД России, структурное подразделение которого (СОБР МВД по РД) проводило операцию по нейтрализации членов незаконного вооруженного формирования, то по требованиям к вышеуказанному ответчику срок исковой давности подлежит применению с момента причинения вреда, поскольку отказ ГУ МЧС в удовлетворении заявления истца о возмещении ущерба в порядке, установленном Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 г. N 110, не может влиять на начало исчисления указанного срока по требованиям к другому ответчику.

В соответствии абзаца 2 п.2 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является самостоятельным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Из материалов дела также усматривается, что ранее Абдулазизов М.А. уже обращался в суд с аналогичным иском к Министерству финансов Российской Федерации, а также к администрации МО «Тляратинский район», ОМВД России по Тляратинскому району о взыскании за счет казны Российской Федерации денежных средств в виде возмещения имущественного вреда, причиненного при пресечении террористического акта или признании права на получение государственного жилищного сертификата.

Вступившим в законную силу решением Тляратинского районного суда Республики Дагестан от 12.03.2018 г. в удовлетворении вышеуказанного искового заявления Абдулазизова М.А. отказано в полном объеме.

Ссылаясь на данное обстоятельство, представители ответчиков просили суд прекратить производство по делу в указанной части.

Отказывая в удовлетворении ходатайства о прекращении производства в указанной части, суд сослался на то, что ранее Абдулазизовым М.А. заявлялись требования о возмещении ущерба, причиненного при пресечении террористического акта или признании права на получение государственного жилищного сертификата, а в рамках настоящего дела им заявлены требования о возмещении ущерба, причиненного действиями сотрудников правоохранительных органов.

Не соглашаясь с указанным выводом суда, судебная коллегия считает необходимым указать, что из содержания вышеуказанного решения Тляратинского районного суда РД с учетом обозначенного истцом субъектного состава, предмета требований, указываемого способа восстановления права, приводимых оснований, следует, что требования к Министерству финансов Российской Федерации им заявлены о том же предмете и по тем же основаниям.

В соответствии с абзацем 3 статьи 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон.

С учетом изложенного решение суда в части отказа в удовлетворении соответствующего ходатайства и отказа в удовлетворении исковых требований Абдулазизова М.А. к Министерству финансов РФ подлежит отмене, производство по делу в указанной части прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Кировского районного суда г.Махачкалы от 3 сентября 2021 года в части отказа в удовлетворении ходатайства представителя Управления Росгвардии по РД о прекращении производства по делу и в части отказа в удовлетворении исковых требований Абдулазизова М.К. к Министерству финансов РФ о возмещении ущерба отменить, производство по делу в указанной части прекратить. В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его оглашения и может быть обжаловано в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Мотивированное апелляционное определение составлено 6 декабря 2021 г.

Председательствующий Н.В.Загиров

Судьи Х.А. Хавчаев

Т.С.Гаджимагомедов

33-7554/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Абдулазизов Муса Абдусамадович
Ответчики
Министерство внутренних дел РФ
Министерство Финансов России
Федеральная служба национальной гвардии РФ
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Республике Дагестан
Правительство РФ
Министерство финансов РД
Другие
Хант Морган Витте
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Судья
Хавчаев Хизри Абдуллаевич
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
27.10.2021Передача дела судье
01.12.2021Судебное заседание
10.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.01.2022Передано в экспедицию
01.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее