№ 88а- 17713/2020
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Челябинск 17 ноября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Савельевой Л.А.,
судей Загайновой А.Ф., Ермолаевой Л.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Департамента земельных отношений администрации г. Перми и государственного казенного учреждения Пермского края «Управление капитального строительства Пермского края» на решение Ленинского районного суда г. Перми от 24 января 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 08 июля 2020 года, вынесенные по административному делу № 2а-55/2020 по административному иску Кузьмина Кирилла Альбертовича, Нефедова Валерия Ивановича, Карпова Вячеслава Ивановича, Овсянниковой Ирины Николаевны, Кузнецовой Елены Владимировны, Машанова Сергея Владимировича, Шафрановой Ольги Владимировны, Томина Виктора Борисовича, Сучковой Татьяны Ивановны, Липина Андрея Игоревича, Фадина Дмитрия Васильевича, Худорожкова Валентина Михайловича, Теплоуховой Марии Ивановны, Пьянковой Ларисы Александровны, Егоровой Елены Алексеевны, Савчук Алексея Михайловича, Ковалевского Артема Игоревича, Бушуевой Ольги Борисовны, Лоскутовой Елены Константиновны, Губина Германа Львовича, Букина Павла Юрьевича, Феденева Сергея Анатольевича, Филиппова Захара Алексеевича, Данилова Александра Владимировича, Гадеева Наиля, Логутова Юрия Борисовича, Шейкина Владимира Александровича, Блинова Василия Александровича, Щегловой Ирины Абрамовны, Игошева Сергея Николаевича, Савостиковой Раисы Григорьевны, Галенко Сергея Станиславовича, Зырянова Алексея Васильевича, Болотова Павла Вениаминовича, Горбунова Сергея Борисовича к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании незаконными распоряжения и решения,
заслушав доклад судьи Загайновой А.Ф., Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
у с т а н о в и л а:
Административные истцы Кузьмин К.А., Нефедов В.И., Карпов В.И., Овсянникова И.Н., Кузнецова Е.В., Машанов С.В., Шафранова О.В., Томин В.Б., Сучкова Т.И., Липин А.И., Фадин Д.В., Худорожков В.М., Теплоухова М.И., Пьянкова Л.А., Егорова Е.А., Савчук А.М., Ковалевский А.И., Бушуева О.Б., Лоскутова Е.К., Губин Г.Л., Букин П.Ю., Феденев С.А., Филиппов З.А., Данилов А.В., Гадеев Н., Логутов Ю.Б., Шейкин В.А., Блинов В.А., Щеглова И.А., Игошев С.Н., Савостикова Р.Г., Галенко С.С., Зырянов А.В., Болотов П.А., Горбунов С.Б. обратились в суд с административным иском к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании незаконным распоряжения о предварительном согласовании предоставления земельного участка от 29.11.2018 № 2011; признании незаконным решения о предоставлении в безвозмездное пользование ГКУ Пермского края «Управления капитального строительства Пермского края» ( далее ГКУ ПК «УКС Пермского края») земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.
Административный иск обоснован тем, что истцам на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества - гаражи-боксы, расположенные по адресу: <данные изъяты> в кадастровом квартале <данные изъяты>. Постановлением администрации г. Перми № 179 от 07.02.1994 ГСК № 1 при администрации Ленинского района был предоставлен земельный участок общей площадью 13835 кв.м в бессрочное пользование под существующие гаражи-боксы для индивидуального автотранспорта, 03.04.2008 ГСК № 1 исключено из ЕГРЮЛ как не действующее по решению налогового органа. Распоряжением начальника Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 19.10.2018 № 1768 постановление № 179 от 07.02.1994 признано утратившим силу. Распоряжением начальника Департамента о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 10701 кв.м
Государственным казенным учреждением Пермского края «Управление капитального строительства Пермского края» (далее по тексту - ГКУ ПК «УКС Пермского края») в безвозмездное пользование предоставлен земельный участок, в том числе, с кадастровым номером <данные изъяты>, что привело к возведению забора вокруг гаражей и ограничению доступа к объектам их собственности. Считают, что образование и последующее предоставление земельного участка ГКУ ПК «УКС Пермского края» с кадастровым номером <данные изъяты> осуществлено Департаментом земельных отношений с существенным нарушением нормы права, что впоследствии привело к нарушению прав и законных интересов административных истцов, выражающихся в невозможности использования исключительного права на приобретение земельных участков под объектами недвижимости. Сведения о наличии зарегистрированных прав на гаражи- боксы содержатся в ЕГРН. При прекращении действия постановления № 179 от 07.02.1994, считают, Департамент земельных отношений администрации г. Перми не мог не знать о наличии на этой территории объектов недвижимости.
Определением суда от 24.01.2020 принят отказ Кузьмина К.А., Нефедова В.И., Карпова В.И., Липина А.И., Худорожкова В.М., Теплоуховой М.И., Пьянковой Л.А., Савчук А.М., Ковалевского А.И., Бушуевой О.Б., Лоскутовой Е.К., Губина Г.Л., Феденева С.А., Филиппова З.А., Данилова А.В., Гадеева Н., Логутова Ю.Б., Блинова В.А., Щегловой И.А., Игошева С.Н., Савостиковой Р.Г., Галенко С.С. от административного иска, производство по делу в этой части прекращено.
Решением Ленинского районного суда г. Перми от 24 января 2020 года административные исковые требования Фадина Д.В., Букина П.Ю., Зырянова А.В. удовлетворены частично. Суд признал незаконным распоряжение Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 29.11.2018 № 2011, в удовлетворении остальной части иска указанным административным истцам отказал; в удовлетворении административных исковых требований Овсянниковой И.Н., Кузнецовой Е.В., Машанова С.В., Шафрановой О.В., Томина В.Б., Сучковой Т.И., Егоровой Е.А., Шейкина В.А., Болотова П.В., Горбунова С.Б. отказал.
В суде апелляционной инстанции Зырянов А.В. заявленное после вынесения судебного акта ходатайство об отказе от исковых требований не поддержал.
Фадин Д.В. в судебном заседании заявил ходатайство об отказе от административного иска.
На основании статьи 304 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отказ от административного иска судом апелляционной инстанции принят, решение суда первой инстанции по указанным мотивам отменено, производство по делу в этой части прекращено.
В остальной части апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 08 июля 2020 года решение суда оставлено без изменения, апелляционные жалобы Зырянова А.В., Департамента земельных отношений администрации г. Перми, ГКУ ПК «УКС Пермского края» - без удовлетворения.
В кассационных жалобах, поданных соответственно 25 сентября и 15 октября 2020 года, Департамент земельных отношений администрации г. Перми и ГКУ ПК «УКС Пермского края» просят отменить судебные акты ввиду несоответствия выводов судов обстоятельствам дела и существенного нарушения норм материального и процессуального права.
Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания суда кассационной инстанции извещены надлежащим образом. Судебная коллегия на основании части 2 статьи 326, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебная коллегия считает, что по административному делу такого рода нарушения не допущены.
При рассмотрении административного дела судами установлено, что решением Исполкома Пермского городского совета депутатов трудящихся № 95 от 19.04.1983 образован Гаражно-строительный кооператив №1 при Ленинском райисполкоме в границах фактического пользования.
Решением Исполкома Пермского городского совета депутатов трудящихся № № 363 от 14.06.1974 «Об отводе земельного участка» Ленинскому райисполкому под строительство кооперативных гаражей-боксов в Ленинском районе отведен земельный участок.
Решением Исполнительного комитета Пермского городского совета депутатов трудящихся от 20.12.1974 №767 дополнительно отведен Ленинскому райисполкому под строительство гаражей- боксов земельный участок площадью 0,25 га северо- восточнее жилого квартала Ленинского района за счет незастроенных городских земель.
Решением Исполнительного комитета Пермского городского совета депутатов трудящихся от 24.01.1975 № 52 Ленинскому райисполкому под строительство кооперативных гаражей-боксов отведен земельный участок площадью 0,31 га восточнее жилого квартала №76 Ленинского района за счет незастроенных городских земель, решение горисполкома № 363 от 14.06.1974 отменено.
Постановлением администрации г. Перми от 07.02.1994 №179 предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование ГСК №1 при администрации Ленинского района г. Перми под существующие гаражи- боксы для индивидуального автотранспорта восточнее квартала № 76 Ленинского района земельный участок общей площадью 1,36 га.
21.02.1994 ГСК №1 выдано свидетельство о праве бессрочного (постоянного) пользования земельным участком.
Постановлением администрации г. Перми от 19.09.1994 №1656 внесены изменения в постановление администрации г. Перми от 07.02.1994 №179, площадь земельного участка изменена на 1,381 га.
30.09.1994 земельный участок площадью 13 388 кв.м, вид разрешенного использования - для гаражей-боксов, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, почтовый адрес ориентира: <данные изъяты>, поставлен на кадастровый учет. Земельному участку присвоен кадастровый номер <данные изъяты>.
Постановлением администрации г. Перми от 15.03.1995 № 524 площадь указанного земельного участка увеличена до 1,397 га.
27.06.2006 в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности юридического лица - ГСК №1 на основании пункта 2 статьи 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Распоряжением начальника Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 19.10.2018 №1768 признаны утратившими силу постановления администрации г. Перми 07.02.1994 №179, от 19.09.1994 №1656, от 15.03.1995 №524.
29.10.2018 ГКУ ПК «УКС Пермского края» обратилось в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в Ленинском районе г.Перми в безвозмездное пользование для стоянки легковых автомобилей на открытых площадках сроком на 11 месяцев, приложив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в соответствии с которой площадь образуемого земельного участка составляет 10 701 кв.м.
29.11.2018 начальник Департамента земельных отношений вынес распоряжение №2011 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании ГКУ ПК «УКС Пермского края» предоставления земельного участка площадью 10 701 кв.м в Ленинском районе г.Перми для размещения стоянки легковых автомобилей на открытых площадках.
05.12.2018 ГКУ ПК «УКС Пермского края» обратилось в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в безвозмездное пользование. 06.12.2018 земельный участок, площадью 10701 +/- 10.44 кв.м поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер <данные изъяты>.
14.12.2018 Департамент земельных отношений администрации г. Перми и ГКУ ПК «УКС Пермского края» заключили договор № 229-401 безвозмездного пользования указанным земельным участком на приведенных выше условиях.
11.07.2019 земельный участок площадью 13 388 кв.м, границы которого не были установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, снят с кадастрового учета.
26.07.2019 на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> зарегистрировано право собственности Пермского края, изменен вид разрешенного использования земельного участка на театры, театры- студии, концертные залы, филармонии.
Гаражные боксы по адресу: <данные изъяты>, административным истцам принадлежат на праве собственности: Овсянниковой И.Н. - бокс <данные изъяты>, Кузнецовой Е.В., Машанову С.В., Шафрановой О.В. - по 1/3 доли каждому в праве на бокс <данные изъяты>, Томину В.Б. - бокс <данные изъяты>, Сучковой Т.И. - 5/6 доли в праве на бокс <данные изъяты>, Фадину Д.В. - 1/6 доли в праве на бокс <данные изъяты>, Егоровой Е.А. - бокс <данные изъяты>, Букину П.Ю. - бокс <данные изъяты>, Шейкину В.А. - бокс <данные изъяты>, Зырянову А.В. - бокс <данные изъяты>, Болотову П.В. - бокс <данные изъяты> Горбунову С.Б. - бокс <данные изъяты>.
В соответствии с графической схемой расположения зданий ГСК № 1 относительно земельных участков с кадастровыми номерами в том числе, <данные изъяты>, являющейся приложением к заключению кадастрового инженера <данные изъяты> от 07.10.2019, уточненным заключением кадастрового инженера <данные изъяты> на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> расположены здания под литерами Р, П, У, Ф, X, Ц, Ч, С, Т и Ш, в которых находятся гаражные боксы <данные изъяты>.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований Овсянниковой И.Н., Кузнецовой Е.В., Машанову С.В., Шафрановой О.В., Томину В.Б., Сучковой Т.И., Болотову П.В. отказал с учетом того, что принадлежащие им гаражные боксы не находятся на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>. Нарушения прав и законных интересов указанных истцов оспариваемым распоряжением от 29.11.2018 № 2011 о предварительном согласовании предоставления земельного участка и его предоставлением ГКУ ПК «УКС Пермского края» не установлено.
Егоровой Е.А., Шейкину В.А. и Горбунову С.Б. суд отказал в удовлетворении иска с учетом того, что между ними и ГКУ ПК «УКС Пермского края» заключены соглашения об осуществлении денежной компенсации стоимости указанных строений и их освобождении. При указанных обстоятельствах нарушения прав указанных административных истцов также судом первой инстанции не установлено.
В связи с тем, что на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> расположены принадлежащие на праве собственности Букину П.Ю. и Зырянову А.В. гаражи - боксы <данные изъяты> суд первой инстанции, руководствуясь статьями 39.14 - 39.17, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации пришел к выводу о том, что решение о предварительном согласовании предоставления ГКУ ПК «УКС Пермского края» спорного земельного участка нарушает права указанных административных истцов на исключительное право на приобретение земельного участка под существующими гаражами. При этом учтено, что в результате принятия оспариваемого распоряжения изменен вид разрешенного использования земельного участка, что в силу статьи 11.9, 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в предоставлении земельного участка под существующие гаражи - боксы.
Поскольку решение о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование ГКУ ПК «УКС Пермского края» Департаментом не принималось в удовлетворении иска Фадина Д.В., Букина П.Ю., Зырянова А.В. в части признания незаконным такого решения судом отказано.
Суд апелляционной инстанции обоснованно согласился с решением суда первой инстанции, основанном на правильном применении нормы материального права и с учетом фактических обстоятельств, установленных по делу.
В силу пункта 4 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка в случае, если на указанном земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам. Департаменту земельных отношений администрации г. Перми на основании пункта 2 части 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации следовало отказать в предварительном согласовании предоставления ГКУ ПК «УКС Пермского края» спорного земельного участка при наличии на нем гаражей и с учетом преимущественного права на земельные участки для лиц, владеющих ими.
Доводы кассационной жалобы Департамента земельных отношений администрации г. Перми о необоснованности выводов судов о нарушении прав административных истцов вынесением оспариваемого распоряжения направлены на иную оценку выводов нижестоящих судов при отсутствии на то полномочий суда кассационной инстанции.
Члены кооператива являются фактическими владельцами гаражных боксов, расположенных на земельном участке и возникшее у них ранее право постоянного (бессрочного) пользования до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации дает право зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность. Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 25 октября 2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях сроком не ограничивается. Тот факт, что ГСК 1 ликвидирован на указанные права граждан - собственников недвижимости не влияет.
14.12.2018 Департамент земельных отношений администрации г. Перми и ГКУ ПК «УКС Пермского края» заключили договор безвозмездного пользования спорным земельным участком, который не был предметом спора по настоящему делу. Однако, данное обстоятельства не влияет на выводы судов о незаконности распоряжения от 29.11.2018 № 2011 о предварительном согласовании предоставления земельного участка и его предоставлении ГКУ ПК «УКС Пермского края», поскольку указанный в кассационной жалобе Департамента договор является производным от принятого распоряжения.
По смыслу положений пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - возложение решением суда на административного ответчика обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, возможно при условии удовлетворения заявленных требований о признании оспариваемых решения, действий (бездействия) незаконными, то есть не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. Однако выбор меры, направленной на восстановление нарушенного права, остается за судом. В связи с чем, доводы кассационной жалобы Департамента о недостаточности принятого судом решения для восстановления нарушенного права административных истцов несостоятельны.
Процессуальных нарушений по делу судом первой инстанции не допущено.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, граждане, являющиеся участниками административных или иных публичных правоотношений, иные лица в случаях, указанных в федеральном законе, вправе обратиться с коллективным административным исковым заявлением в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц.
В силу части 6 статьи 42 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в случае, если в результате вступления в административное дело административных соистцов будет установлено наличие обстоятельств, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, и с учетом мнения сторон вправе вынести определение о рассмотрении административного дела в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и рассмотрение административного дела начинается сначала.
Однако вопрос о праве обращения в суд с коллективным иском решают сами административные истцы и к тому, же это право, а не обязанность суда. Пункт 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» не содержит обязательных указаний такого характера для судов, как на это обращает внимание в кассационной жалобе ГКУ Пермского края «УКС Пермского края».
Согласно части 2 статьи 136 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд выделяет одно административное исковое требование или несколько соединенных требований в отдельное производство, если признает целесообразным раздельное рассмотрение заявленных требований.
Оснований для выделения в отдельное производство административный иск Букина П.Ю. в связи с отказом от мирного урегулирования вопроса не имелось и данное обстоятельство никак не повлияло на итоговое решение по делу и срок его рассмотрения.
Зырянов А.В. независимо от мирного решения вопроса с административным ответчиком, апелляционную жалобу поддержал, а отказ от иска не поддержал, то суд апелляционной инстанции обоснованно рассмотрел его апелляционную жалобу.
Решение принято по иску Зырянова А.В. 24 января 2020 года, соглашение с административным ответчиком им заключено 25 февраля 2020 года, оснований для отмены судебного акта по указанным мотивам и вынесения нового решения об отказе административному истцу в удовлетворении иска у суда апелляционной инстанции, проверяющего законность судебного акта на момент его вынесения, не было. Доводы кассационной жалобы государственного казенного учреждения Пермского края «Управление капитального строительства Пермского края» судебная коллегия также находит необонсованными.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
о п р е д е л и л а:
решение Ленинского районного суда г. Перми от 24 января 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от 08 июля 2020 года оставить без изменения, кассационные жалобы Департамента земельных отношений администрации г. Перми и государственного казенного учреждения Пермского края «Управление капитального строительства Пермского края» - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 01 декабря 2020 года.
Председательствующий
Судьи