Дело № 2-2/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 января 2020 года с. Карпогоры
Пинежский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Жук О.Ю., при секретаре судебного заседания Варзумовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании по иску Горбуля Л.Ф. к администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» о включении квартиры в наследственную массу и признании права собственности на квартиру,
у с т а н о в и л:
Горбуля Л.Ф. обратилась в Пинежский районный суд Архангельской области с исковым заявлением к администрации МО «Пинежский муниципальный район» о признании заключенным договора №*** передачи квартиры в частную собственность, включении квартиры в наследственную массу и признании права собственности на квартиру.
В обоснование требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ г. умер ее супруг ФИО1, который до своей смерти проживал по договору социального найма по адресу: Архангельская область, Пинежский район, <адрес>. 25 июня 2019 г. он обратился к главе МО «Пинежский муниципальный район» с заявлением о передаче в частную собственность данного жилого помещения, выразив свою волю на обращение в собственность данной квартиры. В результате был составлен договор №*** о передаче квартиры в частную собственность, однако ФИО1 не смог подписать договор в связи со смертью. Она является наследником первой очереди после смерти ФИО1. Просит (с учетом заявления об уточнении исковых требований от 29.01.2020), включить квартиру в состав наследства ФИО1 и признать за ней право собственности на указанную квартиру.
Истец Горбуля Л.Ф., представитель истца Воронцов М.В., представитель ответчика – администрации МО «Пинежский район», представитель третьего лица Управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, третье лицо - нотариус Пинежского нотариального округа, третьи лица – ФИО2, ФИО3, ФИО4 в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель администрации МО «Пинежский район» по доверенности Зубова Н.В. представила письменный отзыв, в котором указала, что ФИО1 25 июня 2019 г. обратился в администрацию МО «Пинежский район» с заявлением о приватизации жилого помещения, находящегося по адресу: Архангельская область, Пинежский район, <адрес>, в котором проживал и был зарегистрирован на основании договора социального найма от ДД.ММ.ГГГГ г. Государственная пошлина за государственную регистрацию права была им оплачена 25 июня 2019 г. Умерший не успел подписать со своей стороны договор и оформить право собственности на жилое помещение. Включение жилого помещения в наследственную массу по требованию наследника допускается в том случае, когда гражданин (наследодатель), желавший приватизировать жилое помещение, подал заявление о приватизации и все необходимые для этого документы, не отозвал его, но умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность (до государственной регистрации права собственности). С учетом изложенного не возражает против удовлетворения исковых требований, просит рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о том, что исковые требования Горбуля Л.Ф. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
На основании п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию, по наследственному договору и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных ГК РФ.
В соответствии со ст. ст. 1112, 1113 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Наследство открывается со смертью гражданина.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО1, проживавший по договору социального найма и зарегистрированный по адресу: Архангельская область, Пинежский район, <адрес>.
Указанная квартира состоит из двух комнат, общей площадью <...> м2, расположена на <...> этаже двухквартирного дома, имеет кадастровый номер №*** (л.д.16).
В материалах дела представлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Архангельской области и НАО о том, что сведения о зарегистрированных правах на указанную квартиру в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют (л.д. 44).
Согласно выписке из реестра объектов муниципальной собственности МО Пинежский район» от 17.06.2019 №*** спорная квартира значится в реестре муниципального имущества МО «Пинежский район» в соответствии с распоряжением Правительства Архангельской области от № 460-рп 15.12.2015 и акта приема-передачи объектов нефинансовых активов от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Архангельской области и НАО от 16.08.2019 №*** кадастровая стоимость квартиры по состоянию на 14.08.2019 составляет <...> руб. (л.д. 18).
Статья 35 Конституции РФ гарантирует каждому право иметь имущество в собственности.
В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные ГК РФ положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В статье 2 Закона РФ от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее - Закон) перечислены условия, при наличии которых граждане Российской Федерации могут получить в собственность занимаемые жилые помещения.
Таким образом, государство гражданину гарантировало, что при соблюдении этих условий гражданин не может быть лишен права на приватизацию занимаемого жилого помещения, поскольку Закон предполагает создание гражданам равных условий для реализации данного права. Иное означало бы нарушение норм ст. 35 Конституции РФ о праве каждого иметь имущество в собственности и ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
В силу ст. 11 Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно ст. 7 Закона передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Из представленных в материалах дела заявления ФИО1 от 25 июня 2019 г., карточки обращения граждан, квитанции об уплате государственной пошлины за регистрацию права следует и ответчиком не оспаривается, что при жизни ФИО1 25 июня 2019 г. обратился с заявлением к главе администрации МО «Пинежский район» о передаче квартиры, расположенной по адресу: Архангельская область, Пинежский район, <адрес>, в частную собственность, оплатил государственную пошлину за регистрацию прав в сумме <...> руб., но не успел подписать договор передачи квартиры в собственность от ДД.ММ.ГГГГ г., а также оформить и зарегистрировать право собственности на указанную квартиру по независящим от него причинам - в связи со смертью ДД.ММ.ГГГГ г., что подтверждается свидетельством о смерти от ДД.ММ.ГГГГ №***.
Пленум Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в пункте 8 разъяснил, что, исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1,2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием. При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст. ст. 7,8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).
Однако если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.
Таким образом, ФИО1 выразил при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения и по не зависящим от него причинам (смерти) был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.
При таких обстоятельствах исковые требования Горбуля Л.Ф. о включении квартиры в наследственную массу подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 ГК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии с ч. 1 ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В силу ч. 1 ст. 1152, ч. 1 ст. 1153 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Из представленной ДД.ММ.ГГГГ копии наследственного дела №*** к имуществу ФИО1, умершего в ДД.ММ.ГГГГ года, после смерти ФИО1 истец Горбуля Л.Ф. своевременно обратилась к нотариусу Пинежского нотариального округа Архангельской области с заявлением о принятии наследства.
Согласно копии свидетельства о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ №*** Горбуля Л.Ф. является супругой умершего (л.д.76).
Согласно копиям свидетельств о рождении от ДД.ММ.ГГГГ №***, от ДД.ММ.ГГГГ №***, от ДД.ММ.ГГГГ №***, умерший ФИО1 приходится отцом ФИО4, ФИО2, ФИО3.
Таким образом, в судебном заседании нашло подтверждение, что наследниками первой очереди ФИО1 являются его супруга (Горбуля Л.Ф.) и три сына (ФИО4, ФИО2, ФИО3).
В представленном наследственном деле имеется заявление ФИО3 об отказе от доли на наследство ФИО1. в пользу его жены Горбуля Л.Ф. №***, заявление ФИО2 об отказе от доли на наследство ФИО1 в пользу супруги наследодателя Горбуля Л.Ф. №***, заявление ФИО4 об отказе от доли на наследство ФИО1 в пользу его жены Горбуля Л.Ф. №*** (л.д. 74,75).
Как следует из п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (ст. 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
На 29 января 2020 г. (дата вынесения судом решения по иску Горбуля Л.Ф.) срок принятия наследства после смерти ФИО1 истек.
Таким образом, учитывая, что других наследников, принявших наследство после смерти ФИО1, не имеется, требование истца о признании ее права собственности на квартиру в порядке наследования подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Горбуля Л.Ф. удовлетворить.
Включить в наследственную массу наследодателя ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ года, квартиру, находящуюся по адресу: Архангельская область, Пинежский район, <адрес>, с кадастровым номером №***.
Признать за Горбуля Л.Ф. право собственности на квартиру, находящуюся по адресу: Архангельская область, Пинежский район, <адрес>, с кадастровым номером №***.
Право собственности Горбуля Л.Ф. на квартиру подлежит регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Копию вступившего в законную силу решения суда в отношении прав на недвижимое имущество в трехдневный срок направить в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Пинежский районный суд Архангельской области.
Судья (подпись) Жук О.Ю.