Решение по делу № 2а-200/2021 от 29.06.2021

Дело № 2а-200/2021 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Поселок Глушково                         «27» июля 2021 года.

Глушковский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Родионовой Л.А., при секретаре Буденной Н.А.,

с участием административного истца прокурора Глушковского района Курской области Лащинина И.В.,

представителя административного ответчика Администрации Глушковского района Курской области Свириденко Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Глушковского района Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Глушковского района Курской области, администрации Марковского сельсовета Глушковского района Курской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности принять меры к ликвидации несанкционированной свалки ТКО,

         

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Глушковского района Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Глушковского района Курской области, администрации Марковского сельсовета Глушковского района Курской области, в котором просит признать незаконным бездействие, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки ТКО, расположенной в границах территории муниципального образования «Марковский сельсовет» Глушковского района Курской области по адресу: <адрес> <адрес>, в 80 метрах от правой обочины автомобильной дороги «Марково-Дроновка», проходящей по <адрес>, обязать в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по ликвидации вышеуказанной несанкционированной свалки ТКО, указав, что прокуратурой Глушковского района Курской области, во исполнение задания прокуратуры Курской области от ДД.ММ.ГГГГ , проведена проверка исполнения требований законодательства, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами, в ходе которой установлено что Администрацией Глушковского района Курской области, Администрацией Марковского сельсовета Глушковского района Курской области допускаются нарушения требований законодательства в указанной сфере, а именно: в границах территории МО «Марковский сельсовет» Глушковского района Курской области по адресу: по адресу: <адрес> <адрес>, в 80 метрах от правой обочины автомобильной дороги «Марково-Дроновка», проходящей по <адрес>, на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, находится несанкционированная свалка ТКО, по своему морфологическому составу представляющая собой горючие материалы: бывшую в употреблении упаковочную тару из-под продуктов питания и напитков, в том числе, стеклотара, использованные товары народного потребления, утратившие свои потребительские качества, бытовые отходы, которые образовались в процессе производства и потребления граждан. В нарушение требований ч. 1, ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 220 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, ст. 42 Земельного кодекса РФ, на земельном участке допускается размещение (хранение) отходов на открытом грунте в отсутствие твердого покрытия (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка). В нарушение ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» размещение отходов осуществляется на объекте не внесенном, в Государственный реестр объектов размещения отходов. Неприятие Администрацией Глушковского Курской области и Администрацией Марковского сельсовета Глушковского района Курской области мер по ликвидации несанкционированной свалки ТКО является несоблюдением требований действующего законодательства и ухудшает санитарно-эпидемиологическую обстановку данного муниципального образования, противопожарную безопасность поселения, ведет к нарушению законных интересов и прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает угрозу возникновения пожара в результате воспламенения горючих отходов.

В судебном заседании административный истец прокурор Глушковского района Курской области Лащинин И.В. поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации Глушковского района Курской области Свириденко Ю.С. административный иск признала и не возражала против его удовлетворения.

В судебное заседание не явились надлежащим образом уведомленные о дне, месте и времени рассмотрения дела: представитель административного ответчика Администрации Марковского сельсовета Глушковского района Курской области – заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие, представитель заинтересованного лица ООО «Экопол» - в ходатайстве просил дело рассмотреть в отсутствие его представителя, указав в отзыве, что договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО между ООО «Экопол» и администрацией Марковского сельсовета Глушковского района Курской области не заключался.

Принимая во внимание положения ч.6 ст.226 КАС РФ о том, что неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, а также, что суд не признавал явку административного ответчика: администрации Марковского сельсовета Глушковского района Курской области, заинтересованного лица ООО «Экопол» обязательной, суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие их представителей.

Кроме того, в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информация о времени и месте рассмотрения настоящего дела была заблаговременно размещена на интернет-сайте Глушковского райсуда Курской области.

Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ защита нарушенных прав и свобод граждан осуществляется в судебном порядке.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе, обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных, интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим, уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В силу ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии со ст. 42, ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относится к природным богатствам.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Согласно п. 18 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 4 ст. 1 Закона Курской области от 23.08.2016 № 57-ЗКО «О закреплении за сельскими поселениями Курской области отдельных вопросов местного значения», к вопросам местного значения сельского поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В силу ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства й потребления» отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Согласно ч. 6 и ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.

Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В силу требований ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

При этом, ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федераций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.

В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. 4.11 Международного стандарта «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» ГОСТ 30772-2001, введенного в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 № 607, объекты размещения отходов: полигоны, шламохранилища, хвостохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на установленные сроки.

Согласно п. 4.13 ГОСТа 30772-2001, территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов являются несанкционированными свалками отходов.

Вместе с тем, согласно п. 220 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3, при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарнозащитным зонам; поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков И ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом); поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).

В силу требований ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В соответствии с п. 69 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479, на территориях общего пользования городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, на территориях садоводства или огородничества, в том числе вне границ указанных территорий, в охранных зонах линий электропередачи, электрических станций и подстанций, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельскохозяйственного назначения запрещается устраивать свалки отходов.

В силу требований п. 73 вышеуказанных Правил, руководитель организации, лица, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся объектами защиты, обеспечивают очистку объекта защиты от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Глушковского района Курской области, во исполнение задания прокуратуры Курской области от ДД.ММ.ГГГГ , ДД.ММ.ГГГГ. проведена проверка исполнения требований законодательства, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами, в ходе которой установлено что Администрацией Глушковского района Курской области, Администрацией Марковского сельсовета Глушковского района Курской области допускаются нарушения требований законодательства в указанной сфере, а именно: в границах территории МО «Марковский сельсовет» Глушковского района Курской области по адресу: по адресу<адрес> <адрес>, в 80 метрах от правой обочины автомобильной дороги «Марково-Дроновка», проходящей по <адрес>, на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, находится несанкционированная свалка ТКО, по своему морфологическому составу представляющая собой горючие материалы: бывшую в употреблении упаковочную тару из-под продуктов питания и напитков, в том числе, стеклотара, использованные товары народного потребления, утратившие свои потребительские качества, бытовые отходы, которые образовались в процессе производства и потребления граждан. В нарушение требований ч. 1, ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 220 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, ст. 42 Земельного кодекса РФ, на земельном участке допускается размещение (хранение) отходов на открытом грунте в отсутствие твердого покрытия (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка). В нарушение ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» размещение отходов осуществляется на объекте не внесенном, в Государственный реестр объектов размещения отходов.

Данные обстоятельства подтверждены решением прокурора Глушковского района о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ., актом проверки с фототаблицами от ДД.ММ.ГГГГ., объяснениями Главы администрации МО «Марковский сельсовет» Глушковского района Курской области ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ., информацией администрации Марковского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ., сведениями госреестра объектов размещения отходов, копией Устава МО «Глушковский район» Курской области, копией Устава МО «Марковский сельсовет» Глушковского района Курской области, справкой о результатах проверки от ДД.ММ.ГГГГ., составленной помощником прокурора Глушковского района Борисовым Н.А.

Оценивая все обстоятельства по делу, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление прокурора Глушковского района является обоснованным и подлежит удовлетворению в полном объеме, так как бездействие администрации Глушковского района Курской области, администрации Марковского сельсовета Глушковского района Курской области, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки ТКО, расположенной в границах территории МО «Марковский сельсовет» Глушковского района Курской области по адресу: по адресу: <адрес> <адрес>, в 80 метрах от правой обочины автомобильной дороги «Марково-Дроновка», проходящей по <адрес>, является несоблюдением требований действующего законодательства и ухудшает санитарно-эпидемиологическую обстановку данного муниципального образования, противопожарную безопасность поселения, ведет к нарушению законных интересов и прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает угрозу возникновения пожара в результате воспламенения горючих отходов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

     Административное исковое заявление прокурора Глушковского района Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Глушковского района Курской области, администрации Марковского сельсовета Глушковского района Курской области полностью удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Глушковского района Курской области, администрации Марковского сельсовета Глушковского района Курской области, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки ТКО, расположенной в границах территории муниципального образования «Марковский сельсовет» Глушковского района Курской области по адресу: по адресу: <адрес> <адрес>, в 80 метрах от правой обочины автомобильной дороги «Марково-Дроновка», проходящей по <адрес>.

Обязать администрацию Глушковского района Курской области, администрацию Марковского сельсовета Глушковского района Курской области в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры по ликвидации вышеуказанной несанкционированной свалки ТКО, расположенной в границах территории муниципального образования «Марковский сельсовет» Глушковского района Курской области по адресу: по адресу: <адрес> <адрес>, в 80 метрах от правой обочины автомобильной дороги «Марково-Дроновка», проходящей по <адрес>.

Решение может быть в апелляционном порядке обжаловано в Курский областной суд через Глушковский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, с которым стороны могут ознакомиться ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья: Родионова Л.А.

2а-200/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Лащинин Игорь Владимирович
Ответчики
администрация МО " Марковский сельсовет"
Администрация Глушковского района Курской области
Другие
ООО "Экопол"
Суд
Глушковский районный суд Курской области
Судья
Родионова Лилия Алексеевна
Дело на сайте суда
glushkovsky.krs.sudrf.ru
29.06.2021Регистрация административного искового заявления
30.06.2021Передача материалов судье
01.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
01.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.07.2021Подготовка дела (собеседование)
14.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.07.2021Судебное заседание
28.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее