Решение по делу № 2-460/2023 от 13.10.2023

Дело № 2-460/2023

УИД-16RS0027-01-2023-000505-66

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М       Р О С С И Й С К О Й       Ф Е Д Е Р А Ц И И

24 ноября 2023 года                                 п.г.т. Богатые Сабы

Сабинский районный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Сабирова Д.Р.,

с участием помощника прокурора <адрес> Республики Татарстан ФИО2,

при секретаре ФИО1,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Татарстан в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты> муниципального района Республики Татарстан о понуждении к исполнению требований законодательства об инвалидах,

У С Т А Н О В И Л:

И.о. прокурора <адрес> Республики Татарстан в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) обратился в суд с названным иском.

В обоснование требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что <данные изъяты> сельским исполнительным комитетом <данные изъяты> муниципального района Республики Татарстан (далее - ответчик) не созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп граждан. При входе в здание <данные изъяты> сельского поселения <адрес> Республики Татарстан, расположенного по адресу: <адрес>, отсутствуют кнопка вызова персонала, необходимая для инвалидов звуковая и зрительная информация, а также надписи, знаки и иная текстовая и графическая информация, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля. По выявленным нарушениям в адрес руководителя <данные изъяты> сельского исполнительного комитета <данные изъяты> муниципального района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление с требованием принять конкретные меры по устранению нарушений законодательства об инвалидах, их причин и условий, им способствующих.

Однако, органом местного самоуправления до настоящего времени меры по устранению нарушений, указанных в представлении, не приняты.

В связи с этим и.о. прокурора просил признать бездействие <данные изъяты> сельского исполнительного комитета <данные изъяты> муниципального района Республики Татарстан, выразившееся в непринятии мер по соблюдению требований законодательства о гражданской обороне незаконным; обязать <данные изъяты> сельский исполнительный комитет <данные изъяты> муниципального района Республики Татарстан в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по созданию условий беспрепятственного доступа инвалидов в здание, расположенное по адресу: <адрес>, а именно: установить кнопку вызова персонала, необходимую для инвалидов звуковую и зрительную информацию, а также надписи, знаки и иную текстовую и графическую информацию знаками, выполненными рельефно – точечным шрифтом Брайля.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Республики Татарстан ФИО2 исковые требования поддержала.

Ответчик – <данные изъяты> Исполнительный комитет <данные изъяты> муниципального района Республики Татарстан надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, просил рассмотреть дело без участия представителя.

При указанных обстоятельствах, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Учитывая обстоятельства, послужившие основанием для предъявления иска, он подан в соответствии с требованиями указанной нормы права.

В силу части 1 статьи 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Одним из основных принципов градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (статья 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 2 Закона № 181-ФЗ социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Частью 1 статьи 15 Закона № 181-ФЗ установлено, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в частности: условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам (пункт 1); возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски (пункт 3); дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля (пункт 6).

Согласно части 4 статьи 15 Закона № 181-ФЗ в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.

Сводом правил СП 59.13330.2020 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденных приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ /пр (далее - СП 59.13330.2020) установлены проектные решения общественных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения (МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта.

Пунктом 6.1.1 СП 59.13330.2020 установлено, что в общественном или производственном здании (сооружении) должен быть минимум один вход, доступный для МГН, с поверхности земли и из каждого доступного подземного или наземного уровня, соединенного с этим зданием.

Наружные вызывные устройства или средства связи с персоналом при входах в общественные здания следует применять, с учетом принятой организации обслуживания посетителей, по заданию на проектирование.

Согласно пункту 6.5.1 СП 59.13330.2020 в местах, в которых находятся недоступные для инвалидов на креслах-колясках элементы здания (входы/выходы, лестницы, лифты, санитарно-бытовые помещения и т.п.), устанавливаются, при необходимости, указатели направления, указывающие путь к ближайшему доступному элементу.

Помещения и места обслуживания, оборудованные стационарной системой обеспечения разборчивости звуковой информации, а также технические средства связи обозначаются по ГОСТ Р 52131.

В соответствии с пунктом 6.5.2. СП 59.13330.2020 технические средства информации и сигнализации, размещаемые в помещениях, предназначенных для пребывания МГН различных групп мобильности, и на путях их движения, должны обеспечивать визуальную, звуковую и тактильную информацию.

В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что ответчиком не созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп граждан. При входе в здание, расположенное по адресу: <адрес>, отсутствуют кнопка вызова персонала, необходимая для инвалидов звуковая и зрительная информация, а также надписи, знаки и иная текстовая и графическая информация, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля.

В этой связи в адрес руководителя <данные изъяты> сельского исполнительного комитета <данные изъяты> муниципального района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление с требованием принять конкретные меры по устранению нарушений законодательства об инвалидах, их причин и условий, им способствующих. Названные обстоятельства ответчиком не оспариваются.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что выявленные прокурором нарушения нашли свое подтверждение. Вопреки приведенным требованиям закона, ответчиком не созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп граждан в принадлежащие им здания, что нарушает права и законные интересы данной категории граждан.

По смыслу указанных положений действующего законодательства в их системной взаимосвязи условия для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры не могут быть поставлены в зависимость от даты постройки здания. Органами государственной власти и местного самоуправления, а также организациями должны приниматься исчерпывающие меры для соблюдения прав и законных интересов данной категории граждан. Иной подход свидетельствовал бы об игнорировании политики государства в указанной сфере деятельности и умалении прав инвалидов и других маломобильных групп граждан, гарантированных Конституцией РФ.

Поскольку доказательств отсутствия технической возможности установки кнопки вызова персонала, необходимая для инвалидов звуковая и зрительная информация, а также надписи, знаки и иная текстовая и графическая информация, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля материалы дела не содержат, суд находит требование прокурора обоснованным.

При указанных обстоятельствах, иск прокурора подлежит удовлетворению.

В силу положений статьи 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

Принимая во внимание, объем и характер выявленных нарушений, а также мнение прокурора, суд считает необходимым установить ответчику срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ, находя его разумным и достаточным применительно к конкретным обстоятельствам дела.

Согласно пункту 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты госпошлины.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 198, 206 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить.

Признать бездействие <данные изъяты> сельского исполнительного комитета <данные изъяты> муниципального района Республики Татарстан, выразившееся в непринятии мер по созданию условий беспрепятственного доступа инвалидов незаконным.

Обязать <данные изъяты> сельский исполнительный комитет <данные изъяты> муниципального района Республики Татарстан (ИНН <данные изъяты> в срок до ДД.ММ.ГГГГ принять меры по созданию условий беспрепятственного доступа инвалидов в здание, расположенное по адресу: <адрес>, а именно: установить кнопку вызова персонала, необходимую для инвалидов звуковую и зрительную информацию, а также надписи, знаки и иную текстовую и графическую информацию знаками, выполненными рельефно – точечным шрифтом Брайля.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан через Сабинский районный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

                          Д.Р. Сабиров

2-460/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Сабинского района РТ
Ответчики
Исполнительный комитет Шеморданского сельского поселения Сабинского муниципального района РТ
Суд
Сабинский районный суд Республики Татарстан
Судья
Сабиров Дамир Раисович
Дело на странице суда
sabinsky.tat.sudrf.ru
13.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.10.2023Передача материалов судье
16.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.11.2023Судебное заседание
28.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.11.2023Дело оформлено
24.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее