Дело № 2-37/24
45RS0008-01-2023-001467-81
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кетовский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Харченко И.В.,
при секретаре Беляевой И.М.
с участием представителя ответчика Цидилина Ю.В.
представителя третьего лица Кузьменко О.В. – Бабулина А.С.
рассмотрел 20 февраля 2024 года
в открытом судебном заседании в с.Кетово Курганской области
гражданское дело по иску Федерального агентства лесного хозяйства к Печерских М.В. о признании права собственности отсутствующим, исключении записи из ЕГРН,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд с иском к Печерских М.В. о признании права собственности отсутствующим, исключении записи из ЕГРН, указали, что согласно сведениям ЕГРН Печерских М.В. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером (далее - КН): № площадью 823 кв.м., дата регистрации права собственности - 05.08.2019 г. Спорный земельный участок относится к категории «земли сельскохозяйственного назначения». В соответствии с заключением ФГБУ «Рослесинфорг» «Заплеспроект» от 21.01.2022 г. № Ф09/24, при сопоставлении границ земельного участка с рабочими планово-картографическими материалами лесоустройства, определяющими границы земель лесного фонда, выявлено, что границы земельного участка с КН № полностью расположен в границах земель лесного фонда Курганского лесничества, Кетовского участкового лесничества, Кетовский мастерский участок квартал 121 часть выделов 1,2. Сведения, отраженные в указанном заключении ФГБУ «Рослесинфорг» об отнесении спорных частей участков к землям лесного фонда подтверждаются также сведениями публичной кадастровой карты, согласно которым на участках имеются лесные насаждения, деятельность по сельскохозяйственному производству не ведется. Российская Федерация является единственным и добросовестным собственником указанного участка, относящегося к землям лесного фонда. В силу пункта 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). По смыслу указанной нормы земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом. Земельный участок с кадастровым номером 45:08:0000000:7522, отнесен к категории земель «земли лесного фонда», с указанием правообладателя - Российская Федерация, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости. Право собственности на спорный земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией и по настоящее время никем не оспорено, дополнительно подтверждается выпиской из государственного лесного реестра, таксационными описаниями. Указанные обстоятельства регистрации права собственности Российской Федерации на участок с кадастровым номером 45:08:0000000:7522 свидетельствуют об учете участка в государственном лесном реестре. Земельные участки подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка. Перевод земельного участка из состава земель лесного фонда возможен только в установленном законом порядке с обязательным согласованием собственника. Доказательств перевода земель лесного фонда Курганского лесничества, Кетовского участкового лесничества, Кетовского мастерского участка в квартале 121 части выдела 1, 2 в иную категорию земель в установленном законом порядке у Федерального агентства лесного хозяйства не имеется, равно как и доказательств, свидетельствующих о прекращении права собственности Российской Федерации на данный земельный участок, в том числе путем принятия собственником участка решения о его отчуждении. Учитывая, что сведения о кв. 121 часть выд. 1, 2 Кетовского мастерского участка, Кетовского участкового лесничества, Курганского лесничества содержатся в государственном лесном реестре, в иную категорию земель в установленном законом порядке переведены не были, формирование и постановка на кадастровый учет в их границах вышеуказанного спорного земельного участка произведена в нарушение действующего законодательства Российской Федерации. Полагают, что распоряжение спорной территорией осуществлено без согласия Российской Федерации как собственника земель лесного фонда. Исходя из смысла положений статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок, относящийся к одной категории, не может одновременно являться земельным участком другой категории. Согласно космоснимкам, представленным на публичной кадастровой карте, которая является официальным электронным ресурсом службы Росреестра (https://pkk5.rosreestr.ru) спорные земельные участки представляет собой лесной массив с высокой плотностью лесонасаждений, на спорных земельных участках произрастает лес, средний возраст которого более 60 лет. Данный факт подтверждает, что спорная территория не используется как земля сельскохозяйственного назначения и подтверждает полномочия владения земельным участком единственного собственника спорной территории - Российской Федерации. Согласно сведениям ЕГРН категория земельного участка с КН: № земли сельскохозяйственного назначения, что при установлении факта наложения на земли лесного фонда не изменяет правового статуса земель лесного фонда и не влечет прекращения зарегистрированного права собственности Российской Федерации на лесной участок. Распоряжение лесным участком, в границах которого расположен земельный участок с КН: № произведено без согласия Российской Федерации в лице его уполномоченных органов Департамента лесного хозяйства по Уральскому Федеральному округу, Федерального агентства лесного хозяйства и с нарушением порядка, предусмотренного нормами действующего законодательством, что нарушает права Российской Федерации как собственника земельного участка лесного фонда КН45:08:0000000:7522 в границу которого фактически входит спорный участок, а также препятствуют осуществлению ведения лесного хозяйства. Основанием для обращения в суд с иском явилось то, что земельный участок, зарегистрированный за ответчиком на праве собственности, является землями лесного фонда, собственностью Российской Федерации на которые зарегистрировано в составе участка с кадастровым номером 45:08:0000000:7522. Учитывая тот факт, что право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами – Российской Федерацией и ответчиком – надлежащим способом защиты нарушенного права в данном случае является признание права собственности ответчика на земельный участок отсутствующим.
Просят признать право собственности Печерских М.В. отсутствующим на земельный участок с кадастровым номером: №, указать, что решение по настоящему делу является основанием для внесения изменений в ЕГРН, исключить из ЕГРН сведения о земельном участке в следующих координатах:
№ контура |
№точки |
А |
Y |
1 |
1 |
431314.31 |
2386428.65 |
1 |
2 |
431312.42 |
2386448.55 |
1 |
3 |
431284.58 |
2386446.57 |
1 |
4 |
431272.52 |
2386446.71 |
1 |
5 |
431274.6 |
2386424.86 |
1 |
1 |
431314.31 |
2386428.65 |
В судебное заседание представитель истца не явился, просил рассмотреть дело без его участия, на исковых требованиях настаивала.
Ответчик Печерских М.В.. в судебное заседание не явился, о явке извещался надлежаще.
Представитель ответчика, действующий на основании доверенности, Цидилин В.Ю. в судебном заседании исковые требования не признал, указал, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, спорный участок находится в фактическом владении ответчика. Земельный участок с кадастровым номером № был поставлен на кадастровый учет 29.08.2018 и был образован в результате раздела другого земельного участка, который был поставлен на кадастровый учет в 2013 году. Земельный участок находится во владении ответчика, используется им без нарушения, закрепленного в ЕГРН целевого назначения (для садоводства), подразумевающего не только возделывание сельскохозяйственных культур, но также строительство садового дома. Кроме того полагал, что истцом при подаче иска пропущен срок исковой давности, о нарушенном праве истцу было неоднократно известно, однако в установленный срок истец с иском не обратился.
Представитель третьего лица Кузьменко О.С., действующий на основании доверенности Бабулин А.С., в судебном заседании исковые требования не признал, указал, что согласно договора купли-продажи № 625 от 29.09.2014 года Бабулина Н.П. приобрела земельный участок с кадастровым номером 45:08:030402:115 площадью 18 000 кв.м, по адресу: РФ, Курганская область, Кетовский район, МО Кетовского сельсовета (в районе СНТ «Увальское»), категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для садоводства, о чем в Едином государственном
реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 27.10.2014 г. сделана запись регистрации № 45-45-14/511/2014-467. Из данного земельного участка были образованы спорные земельные участки. Перед проведением вышеуказанной сделки Бабулина Н.П. осмотрела данный участок, на нем находилось небольшое количество деревьев и кустарников. Администрация Кетовского сельсовета предоставила информацию о том, что категория данного земельного участка - земли сельскохозяйственного назначения. При регистрации права в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области ей не сообщили о иных собственниках на данный земельный участок, о каких-либо обременениях или иных категориях данного земельного участка. Позже при переходе права от Бабулиной Н.П. к Кузьменко О.С. и его регистрации на спорные земельные участки, также в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области ей не сообщили о иных собственниках на данные земельные участки, о каких-либо обременениях или иных категориях данного земельного участка. При этом, в материалах дела отсутствуют доказательства о государственной регистрации права, наложении обременений и установления категории земель: земли лесного фонда на спорные земельные участки. В материалах дела имеются только внутренние документы, датированные 2021 годом, то есть спустя более 7 лет после отчуждения спорных земельных участков, о том, что часть спорных участков подпадает под земли лесного фонда. Однако, почему ранее не были зарегистрированы права, категории и обременения на спорные земельные участки не известно. Право на первоначальный участок с кадастровым номером 45:08:030402:115 возникло у Бабулиной Н.П. 29 сентября 2014 года, позже из данного земельного участка были образованы спорные земельные участки, право на которые возникло у Кузьменко О.С. в декабре 2015 года, то есть до 01 января 2016 года. Также полагает, что истцом был пропущен установленный ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации срок для обращения с иском, так как ранее, а именно 18 февраля 2020 года Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу, являющийся территориальным подразделением Федерального агентства лесного хозяйства обращался в суд с требованиями о признании сделки недействительной по тем же основаниям, что указано в иске и с указанной даты истцу было известно о нарушенном праве. Просил применить срок исковой давности.
Третьи лица Бабулина Н.П., Мертвищев Д.В. в судебное заседание не явились, о явке извещались надлежаще.
Представители третьих лиц Управления Росреестра по Курганской области, Администрации Кетовского муниципального округа Курганской области в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия.
Представители третьих лиц Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области, ГКУ «Курганское управление лесами» в судебное заседание не явились, о явке извещались надлежаще.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
Статьей 3 Федерального закона от 04.12.2006 №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации земли лесного фонда отнесены к федеральной собственности. Указанное отражено также в статье 8 Лесного кодекса Российской Федерации. Распоряжение и управление такими лесами осуществляет Российская Федерация.
В соответствии с выпиской из ЕГРН от 11.09.2019 №КУВИ-001/2019-22150047, земельный участок с кадастровым номером 45:08:000000:7522, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Россия, Курганская область, Кетовский район, Курганское лесничество, Кетовское участковое лесничество, Колташевский мастерский участок, кроме: кв.121 выд. 10, кадастровый номер 45:08:0030402:11, Барабинский мастерский участок площадью 190813134 кв.м, категории земель – земли лесного фонда, вид разрешенного использования – для ведения лесного хозяйства принадлежит Российской Федерации. Границы земельного участка не установлены и не описаны в установленном законом порядке.
Печерских М.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: Курганская область, Кетовский район, МО Кетовского сельсовета (в районе СНТ «Увальское»), право собственности зарегистрировано 19.09.2018. Границы земельного участка, принадлежащего ответчику, описаны в соответствии с требованиями законодательства.
Из представленного истцом заключения ФГБУ «Рослесинфорг» «Заплеспроект» следует, что границы земельного участка с кадастровым номером №, принадлежащего ответчику полностью расположены в границах земель лесного фонда Курганского лесничества, Кетовского участкового лесничества, Кетовский мастерский участок квартал 121 часть выделов 1,2.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец полагает, что формирование и постановка на кадастровый учет участка ответчика произведены в нарушение действующего законодательства, поскольку земельный участок из лесного фонда не выбывал, в иные категории земли не переводились.
В судебном заседании установлено, что постановлением Администрации Кетовского сельсовета от 10.02.2014 №02/39 утверждена схема расположения земельного участка площадью 1800 кв.м из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу Курганская область, Кетовский район, муниципальное образование Кетовский сельсовет (в районе СНТ «Увальское»), с целью последующего предоставления Бабулиной Н.П. в аренду на 5 лет для рекреационных целей.
07.02.2014 оформлен межевой план в результате проведения кадастровых работ по образованию земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу Курганская область, Кетовский район, муниципальное образование Кетовский сельсовет ( в районе СНТ «Увальское»).
26.02.2014 указанному выше земельному участку присвоен кадастровый номер 45:08:030402:115.
05.05.2014 между Администрацией муниципального образования Кетовский район Курганской области и Бабулиной Н.П. был заключен договор аренды земельного участка №148, по условиям которого арендодатель, согласно Постановления Администрации Кетовского района Курганской области №814 от 01.04.2014 сдал, а арендатор принял в пользование для рекреационных целей земельный участок с кадастровым номером 24:08:030402:115 площадью 18 000 кв.м, расположенный на землях сельскохозяйственного назначения в границах муниципального образования Кетовский сельсовет, по адресу: Курганская область, Кетовский район, МО Кетовского сельсовета ( в районе СНТ «Увальское»).
29.09.2014 между Администрацией муниципального образования Кетовский район Курганской области и Кузьменко А.А. действующим на основании доверенности за Бабулину Н.П. был заключен договор купли продажи земельного участка №625 по условиям которого продавец обязуется передать в собственность, а покупатель обязуется принять и оплатить в соответствии с условиями настоящего договора для рекреационных целей земельный участок с кадастровым номером 45:08:030402:115 площадью 18000кв.м, расположенный на землях сельскохозяйственного назначения в границах муниципального образования Кетовский сельсовет, по адресу: Курганская область, Кетовский район, МО Кетовского сельсовета (в районе СНТ «Увальское»).
27.12.2014 Бабулиной Н.П. выдано свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером 45:08:030402:115, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения – для садоводства, площадь 18000кв.м, расположенный по адресу: Курганская область, Кетовский район, МО Кетовского сельсовета ( в районе СНТ «Увальское»).
06.08.2015 из данного земельного участка с кадастровым номером 45:08:030402:115 образовано 17 земельных участков, в том числе с кадастровым номером 45:08:030402: 168.
Согласно выписке с ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости земельный участок с кадастровым номером 45:08:030402:168 был зарегистрирован за Бабулиной Н.П. 14.01.2016. 14.08.2017 между Бабулиной Н.П. и Кузьменко О.С. заключен договор дарения земельного участка. С 28.04.2018 на основании договора купли-продажи земельный участок принадлежал Мертвищеву Д.В 06.08.2015 из данного земельного участка с кадастровым номером 45:08:030402:115 образовано 17 земельных участков, в том числе с кадастровым номером 45:08:030402: 168.
14.08.2014 из земельного участка с кадастровым номером 4508:08:030402:168 было образовано два земельных участка с кадастровыми номерами № площадью 823 кв.м и 45:08:030402:405 площадью 537 кв.м.
08.09.2018 между Мертвищевым Д.В. и Печерских М.В. был заключен договор купли продажи земельного участка по условиям которого продавец продал, а покупатель купил в собственность земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения – для садоводства, площадью 823 кв.м, находящийся по адресу: Курганская область, Кетовский район, МО Кетовского сельсовета (в районе СНТ «Увальское»).
До настоящего времени указанный земельный участок находится в фактическом владении ответчика.
Из письма Департамента гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области от 09.11.2021 следует, что на землях лесного фонда располагаются земельные участки с кадастровыми номерами: № образованы из земельного участка 45:086030402:168, 45:08:030402:158, 45:08:030402:174, права на которые у правообладателей возникли до 01.01.2016. Особо охраняемые природные территории на данных земельных участках отсутствуют. Таким образом, в соответствии с п.3 ст. 14 ФЗ от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» данные земельные участка относятся к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения». Департаментом гражданской защиты, охраны окружающей среды и природных ресурсов Курганской области в целях приведения сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости на основании п. 7 ст. 10 ФЗ от 29.07.2017 №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» составлен «акт об изменении документированной информации в государственный лесной реестр».
В соответствии со статьей 4 Основ лесного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденных Законом СССР от 17.05.1977 (далее - Основы лесного законодательства), статьей 4 Лесного кодекса РСФСР 1978 г., статьями 2, 10, 53 Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных постановлением Верховного Совета от 06.03.1993 № 4616-1, частями 1, 2 статьи 130 Лесного кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 № 22-ФЗ (далее – ЛК РФ 1997 г.) единый государственный лесной фонд состоял из лесов государственного значения, то есть лесов, находящихся в ведении государственных органов лесного хозяйства, городских лесов, закрепленных лесов и лесов заповедников; колхозных лесов, то есть лесов, находящихся на землях, предоставленных колхозам в бессрочное пользование; леса могли передаваться в пользование сельскохозяйственным организациям с целью обеспечения их потребностей в древесине и другой продукции леса, при этом оставаясь в силу закона участками лесного фонда ранее государственной, а в дальнейшем федеральной собственности (статья 19 ЛК РФ 1997 г., статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 7 и частью 1 статьи 8 ЛК РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего кодекса. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно части 6 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с законом, признаются ранее учтенными объектами недвижимости; план участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным; лесной участок соответствует участку лесного фонда.
На основании статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, отнесенные к соответствующей категории, должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Часть 2 статьи 8 ЗК РФ предусматривает, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 этой же статьи данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены.
В целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров, установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель, для преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков, если их права или права предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года, был принят Федеральный Закон от 29.07.2017 № 280-ФЗ, которым были внесены изменения в часть 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Закон № 172-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в редакции Федерального закона от 29.07.2017 №280-ФЗ), в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРН, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
Вместе с тем, в силу пункта 2 части 6 статьи 14 Закона № 172-ФЗ положения части 3 этой статьи не распространяются на земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Таким образом, земельные участки подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования. Помимо этого, необходимым условием для применения к отношениям сторон указанных нормативных положений является добросовестность землепользователя – приобретателя земельного участка, выражающаяся в отсутствии его осведомленности об отнесении земельного участка к лесному фонду и отсутствии противоправной цели.
Исходя из положений статей 6, 7, 67-69 Лесного кодекса отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства.
Согласно ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» участки лесного фонда государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда зарегистрированы в соответствии с законом, признаются ранее учтенными объектами недвижимости; план участка леечного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенные соответствующим органом, осуществляющим учет участков лесного фонда, признается юридически действительным; лесной участок соответствует участку лесного фонда.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 21.09.2017 №1795 указал, что Закон №280-ФЗ, которым внесены изменения в статью 14 Закона №172-ФЗ, был принят в целях преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков. Федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документов и ЕГРН исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятие земельных участков у лиц, которые приобрели их на законном основании, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
По смыслу правовой позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2019 №307-ЭС19-2293 по делу №А05-1395/2018, единственным основанием для неприменения положений Федерального закона от 29.07.2017 №280-ФЗ в ситуации, когда спорный участок не только учтен в государственном лесном реестре, но и права на него зарегистрированы за Российской Федерацией в ЕГРН, является возникновение на него прав иных лиц после 01.01.2016.
Поскольку сведения о спорном земельном участке как сформированном из земель сельскохозяйственного назначения внесены в ЕГРН в 2014 году (то есть до 01.01.2016), тогда же право собственности на участок зарегистрировано за физическим лицом, имеет место приоритет сведений ЕГРН над сведениями государственного лесного реестра.
Целью принятия Федерального закона №280-ФЗ является устранение противоречий в сведениях государственных реестров, установление принадлежности земельного участка к определенной категории земель и защита законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков, если их права или права предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016, путем установления в качестве общего правила приоритета сведений ЕГРН, а при их отсутствии - сведений правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов над сведениями государственного лесного реестра.
Изменение границ лесных участков осуществляется органом регистрации прав самостоятельно, согласие собственника земель лесного фонда по общему правилу не требуется.
Истцом доказательств в подтверждение доводов, что земельный участок с кадастровым номером 45:08:030402:115 (из которого образован земельный участок с кадастровым номером 45:08:030402:168, и впоследствии из указанного земельного участка образован земельный участок с кадастровым номером №)) входил когда-либо в состав земель лесного фонда в материалы дела в силу ст. 56 ГПК РФ не представлено.
В качестве доказательства факта пересечения земельного участка с кадастровым номером № с лесным участком Рослесхоз ссылается на заключение специалистов филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Заплеспроект» №11 от 21.01.2022, где в свою очередь имеется ссылка на Кетовский мастерский участок кв.121 выд.1,2. На основании каких нормативно-технических документах подготовлено заключение не указано.
Также к иску истцом приложены выкопировка с планшета, выкопировка с плана насаждений, таксационное описание применительно к Кетовскому мастерскому участку кв. 121 выд.1,2. Дата составления материалов лесоустройства не указана.
Приказ Федеральной службы лесного хозяйства России №265 от 15.12.1994 «Об утверждении инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России» (период действия 27.07.1995 по 19.12.2011) определял порядок проведения лесоустройства лесного фонда.
Согласно лесному законодательству (пункт 1.2.2 Инструкции по проведению лесоустройства) материалы лесоустройства приобретают юридическую силу и становятся обязательными с момента их утверждения, а до утверждения являются рабочими материалами лесоустройства.
Согласно пунктам 5.4.12, 5.5 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства проведение лесоустройства обеспечивается Рослесхозом. К компетенции Рослесхоза относилось утверждение материалов лесоустройства. Аналогичные положения предусматривались ранее действовавшим лесным законодательством (статьи 8, 9, 72, 73 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года).
Аналогичные положения содержатся также в Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Минприроды России от 29.03.2018 №122 и содержатся в действующей Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Минприроды России от 05.08.2022 №510.
При определении границ могут учитываться только утвержденные в установленном порядке материалы лесоустройства (Приказе Росреестра от 14.12.2021 №П/0592 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке», ранее Приказ Минэкономразвития от 24.11.2008 №412).
Истцом каких-либо доказательств утверждения материалов лесоустройства, либо документов, отвечающих признакам материалов лесоустройства, не представлено.
В ходе судебного разбирательства, судом сторонам было предложено рассмотреть вопрос о проведении по делу судебной экспертизы в целях определения наличия либо отсутствия пересечения спорного земельного участка с землями лесного фонда, однако ходатайство о проведении судебной экспертизы стороны не заявили. Более того, представитель истца в судебном заседании пояснила, что не считает необходимым проведение экспертизы по настоящему делу, полагает достаточным заключение специалистов филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Заплеспроект».
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Как было указано выше, при наличии конкуренции сведений в государственных реестрах, в силу части 3 статьи 14 Закона № 172-ФЗ (в редакции Закона № 280-ФЗ) принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016.
Однако, в данном деле конкуренция сведений отсутствует, доказательств, подтверждающих, что спорный земельный участок, на момент формирования его в качестве объекта, обладающего индивидуально-определенными признаками, отнесен к категории земель лесного фонда, не представлено.
Кроме того, из смысла положений статей 1, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что предъявление иска заинтересованным лицом имеет целью восстановление нарушенного права. При этом лицо, обратившееся за защитой права или интереса, должно доказать, что его право или интерес действительно нарушены противоправным поведением ответчика, а также доказать, что выбранный способ защиты нарушенного права приведет к его восстановлению (часть 1 статьи 3, статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом выбор способа защиты гражданских прав осуществляется заинтересованным лицом не произвольно, а предопределен характером спорного правоотношения и регулирующих его норм права.
В соответствии с пунктом 52 абзаца 4 совместного Постановления №10/22 в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Таким образом, истец должен доказать, что его право не может быть защищено никаким иным способом, а также, что оно является нарушенным.
Из смысла пункта 52 указанного Постановления следует, что иск о признании зарегистрированного права отсутствующим, является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством.
При этом невозможность защиты должна быть обусловлена наличием государственной регистрации.
Таким образом, оспаривание зарегистрированного права собственности возможно путем оспаривания оснований приобретения ответчиком права собственности на спорный объект и представления истцом доказательств наличия у него вещных прав на это имущество с использованием установленных гражданским законодательством способов защиты, применяемых с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения.
Поскольку между сторонами фактически имеет место спор о праве на земельный участок, его невозможно разрешить в порядке исключения сведений из государственного кадастра недвижимости.
Согласно письму Рослесхоза от 16.09.2014 №ВЛ-03-54/11079 «О защите прав и законных интересов Российской Федерации на земли лесного фонда», иск об истребовании имущества из незаконного владения приобретателя должен быть избран в случае неправомерного отчуждения земельных участков из состава земель лесного фонда по возмездным сделкам с одновременным признанием таких сделок недействительными.
Вопреки приведенным нормам, акту их толкования, а также собственным разъяснениям Рослесхоз виндикационных требований в порядке статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации к Печерских М.В. владеющему в настоящее время спорным земельным участком, не предъявил.
Из материалов дела следует, что Рослесхоз обратился в суд с требованием о признании права собственности отсутствующим на земельный участок с кадастровым номером №. При таких обстоятельствах избранный Рослесхозом способ защиты права является ненадлежащим, не может привести к восстановлению прав Российской Федерации, которые истец считает нарушенными, что выступает самостоятельным основанием для отказа в иске.
Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В случае нарушения права собственности разрешение вещно-правового конфликта зависит от того, в чьем фактическом владении находится спорное имущество, что влияет и на срок исковой давности, который для виндикационного иска является общим и составляет три года (пункт 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации), в то время как на негаторные требования исковая давность не распространяется (абзац 5 статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание тот факт, что с 2014 года спорный земельный участок используется физическими лицами, с регистрацией прав в ЕГРН, суд приходит к выводу, что обращение Рослесхоза с настоящим иском осуществлено с пропуском срока исковой давности, поскольку за истекший с 2014 года по 2023 год период времени истец должен был узнать об указанных обстоятельствах, которые, по его мнению, свидетельствуют о нарушении права собственности Российской Федерации на земельный участок.
В обязанности истца входит проверка земель лесного фонда, в связи с чем, истец не мог не знать о том, что спорный земельный участок находится в собственности граждан и выбыл из правообладания Российской Федерации еще в 2014 году. Действуя разумно и добросовестно, и интересуясь судьбой земельного участка, который образован из земельного участка поставленного на кадастровый учет 26.02.2014 с определенными границами, и на данный участок было зарегистрировано право собственности, истец должен был знать о нарушении своего права, за защитой которого он обратился в суд лишь в 2023 году, то есть с пропуском срока исковой давности.
Таким образом, оценив все представленные доказательства в их совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Федеральному агентству лесного хозяйства в удовлетворении исковых требований к Печерских Михаилу Владимировичу о признании права собственности отсутствующим на земельный участок с кадастровым номером №, исключении записи из Единого государственного реестра недвижимости отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд через Кетовский районный суд Курганской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Харченко И.В.