Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 марта 2015 года г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего Дудусова Д.А.
при секретаре Коротковой В.В.,
с участием прокурора Миськовой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям Минусинского межрайонного прокурора в интересах Ткачева ВЕ, Кяргина СВ, Медченко ЛИ, Милюхина АД, Кяргиной СА, Мальцевой ЛА и Кузмича НП к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Лугавская средняя общеобразовательная школа № 19» о взыскании денежных сумм по трудовому договору,
УСТАНОВИЛ:
Минусинский межрайонный прокурор в интересах истцов обратился в суд с исковыми требованиями к МКОУ «Лугавская средняя общеобразовательная школа № 19» о взыскании сумм по трудовому договору. Определениями судьи от 12 января 2015 года, 20 января 2015 года и от 10 марта 2015 года гражданские дела были объединены в одно производство.
Определением суда от 19 марта 2015 года выделено из настоящего гражданского дела в отдельное производство гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Шнайдмиллера Владимира Юрьевича к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Лугавская средняя общеобразовательная школа № 19» о взыскании денежных сумм по трудовому договору.
Свои исковые требования, заявленные в интересах истцов, прокурор в исковых заявлениях и в судебном заседании мотивировал следующим. Истцы состоят в трудовых отношениях с ответчиком МКОУ «Лугавская средняя общеобразовательная школа № 19»: Ткачев В.Е. в должности <данные изъяты>; Кяргин С.В. в должности <данные изъяты>; Медченко Л.И. в должности <данные изъяты>; Милюхин А.Д. в должности <данные изъяты>; Кяргина С.А. в должности <данные изъяты>; Мальцева Л.А. в должности <данные изъяты> Кузмич Н.П. в должности <данные изъяты>.
В соответствии с ч.2 ст. 7, ч.3 ст. 37 Конституции Российской Федерации: в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата- это вознаграждение за труд, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Согласно данной статьи тарифная ставка - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад - базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Согласно ч.3 ст. 133 ТК РФ (в редакции Федеральных законов от 30.06.06г. № 90-ФЗ и от 20.04.07г. № 54-ФЗ) месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Данный размер МРОТ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Согласно статье 146 ТК РФ в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах с особыми климатическими условиями.
Согласно статье 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. В данном случае, в период с 01.01.14г. – не менее 5554 рублей в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.12.13 № 336-ФЗ.
При этом, районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.
В силу главы 50 ТК РФ районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса РФ.
Заработная плата конкретного работника устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, при этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Согласно статье 315 ТК РФ: «Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.».
Статьи 316 и 317 ТК РФ содержат отсылочные нормы о размерах и порядке выплаты указанной надбавки.
Постановлением Администрации Красноярского края № 393-п от 13.11.92г. «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» с 01.11.92г. районный коэффициент для заработной платы для г. Минусинска и Минусинского района установлен в размере 1,30; при этом затраты на введение районного коэффициента 1,30 осуществляются за счет средств предприятий и организаций.
Согласно Положению об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.07 г. № 922, при минимальном размере оплаты труда 5554 рубля в месяц, северная надбавка и районный коэффициент с 01.01.14г. должны были начисляться на данную сумму.
Истцам были недоплачены указанные суммы, истцы просят взыскать в их пользу суммы исходя из приведенных расчетов.
Ткачеву В.Е. причитается за сентябрь-ноябрь 2014 года 5848 рублей 91 копейка, указанная сумма подлежит доплате.
Кяргину С.В. причитается за сентябрь-ноябрь 2014 года 11786 рублей 06 копеек, указанная сумма подлежит доплате.
Медченко Л.И. причитается за октябрь и ноябрь 2014 года 12784 рубля 10 копеек, указанная сумма подлежит доплате.
Милюхину А.Д. причитается за сентябрь-ноябрь 2014 года 10427 рублей 45 копеек, указанная сумма подлежит доплате.
Кяргиной С.А. причитается за сентябрь и ноябрь 2014 года 5333 рубля 80 копеек, указанная сумма подлежит доплате.
Мальцевой Л.А. причитается за октябрь-декабрь 2014 года 7546 рублей 20 копеек, указанная сумма подлежит доплате.
Кузмичу Н.П. причитается за декабрь 2014 года 3873 рубля 15 копеек, указанная сумма подлежит доплате.
Указанные суммы прокурор просит взыскать в пользу истцов с ответчиков, полагая их виновными в не исполнении требований действующего законодательства РФ.
Истцы в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования поддержали.
Представители ответчика- МКОУ «Лугавская средняя общеобразовательная школа № 19»и третьего лица - Управления образования Администрации Минусинского района в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, в представленном отзыве исковые требования полагали не подлежащими удовлетворению, мотивировав свою позицию следующим. Минусинский район не содержится в перечне районов Крайнего Севера и местностей приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 и от 26.09.1967 о льготах для лиц, работающих в этих района ( в ред. от 24.04.2007 № 245), утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 03.01.1983 № 12. Согласно ст. 133.1 ТК РФ в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте РФ. Размер заработной платы работников МКОУ «Лугавская средняя общеобразовательная школа № 19» рассчитывается в соответствии с Законом Красноярского края от 29.10.09г. № 9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений», в соответствии с которым региональная выплата по муниципальному образованию Минусинский район по состоянию на сентябрь 2014 года составляла 6068 рублей, что выше минимального размера оплаты труда – 5554 рубля. Совокупный размер заработной платы истцов, включая должностной оклад им стимулирующие выплаты, превышает минимальной размер оплаты труда и составляет 6068 рублей, что не противоречит федеральному законодательству РФ. На основании изложенного просят в удовлетворении требований истцов отказать.
В суд в качестве доказательств представлены и судом истребованы: заявления истцов; расчетные листки истцов; копии паспортов истцов; копии трудовых книжек истцов.
Выслушав прокурора и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Суд полагает установленными изложенные прокурором обстоятельства; соглашается с истцами в том, что их трудовые права были нарушены невыплатой работодателем- МКОУ «Лугавская средняя общеобразовательная школа № 19» сумм районного и северного коэффициентов в размере 30 % каждый, начисленных на минимальный размер оплаты труда.
При этом, суд соглашается с правовой оценкой установленных обстоятельств, данной истцами, соглашается с расчетами подлежащих выплате истцам денежных сумм.
При этом, суд соглашается с прокурором в том, что расчет подлежащих выплате истцам Ткачеву В.Е. и Медченко Л.И. первоначально произведен неверно, выплате данными истца подлежат следующие суммы.
Истцу Ткачеву В.Е. - 5848 рублей 91 копейка, исходя из расчета: за сентябрь 8886,4:22х8=3231,42 -1654,91=1576 рублей 50 копеек, за октябрь 8886,4:23х11=4250,01 -2493=1757 рублей 01 копейка, расчет за ноябрь произведен верно - 2515 рублей 40 копеек, всего подлежит выплате сумма 1576,50+ 1757,01 = 2515,40 = 5848 рублей 91 копейка.
Истцу Медченко Л.И. подлежит выплате сумма за октябрь и ноябрь 2014 года 12784 рубля 10 копеек, исходя из расчета: за октябрь по должности кастелянши 8886,4х0,5 ставки – 1787,80=2655 рублей 40 копеек, в остальной части суд соглашается с расчетом суммы. Всего подлежит выплате сумма 2655,40 +2733, 30 +4737 +2658,40 =12784 рубля 10 копеек.
Оценивая доводы ответчика, суд полагает следующее.
Территории, относящиеся к районам Крайнего Севера и местностям, приравненным к ним, определяются в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 3 января 1983 года № 12 «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029» (с последующими изменениями и дополнениями). Указанное постановление содержит Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера. Согласно п. 1 Постановления СМ СССР и ВЦСПС от 24.09.1989 г. № 794 размер процентных надбавок к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края установлен в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка.
Согласно представленным расчетным листкам истцов, работодателем- МКОУ «Лугавская средняя общеобразовательная школа № 19», за спорные периоды производилось начисление заработной платы с учетом надбавки за работу в местностях с особыми климатическими условиями в размере 30%. Следовательно, расчет подлежащей взысканию в пользу истцов заработной платы с применением надбавки к заработной плате в размере 30% за работу в местностях с особыми климатическими условиями истцами произведен верно.
Доводы ответчика о том, что размер заработной платы работников МКОУ «Лугавская средняя общеобразовательная школа № 19» рассчитывается в соответствии с Законом Красноярского края от 29.10.09г. № 9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений» и за спорный период региональная выплата по муниципальному образованию Минусинский район составляла 6068 рублей, что выше минимального размера оплаты труда- 5554 рубля, суд полагает несостоятельными, так как в соответствии с нормами трудового законодательства районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должны начисляться к заработной плате сверх установленного минимального размера оплаты труда и с 01.01.14г. заработная плата истцов должна была составлять 8 886 рублей 40 копеек ( 5554 рубля- минимальный размер оплаты труда + 30% районный коэффициент + 30% надбавка за работу в особых климатических условиях), что выше региональной выплаты 6068 рублей.
Учитывая изложенное, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Минусинского межрайонного прокурора в интересах Ткачева ВЕ, Кяргина СВ, Медченко ЛИ, Милюхина АД, Кяргиной СА Мальцевой ЛА и Кузмича НП к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Лугавская средняя общеобразовательная школа № 19» о взыскании денежных сумм по трудовому договору удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Лугавская средняя общеобразовательная школа № 19» в пользу: Ткачева ВЕ- 5848 рублей 91 копейку, Кяргина СВ- 11786 рублей 06 копеек, Медченко ЛИ 12784 рубля 10 копеек, Милюхина АД- 10427 рублей 45 копеек, Кяргиной СА- 5333 рубля 80 копеек, Мальцевой ЛА-7546 рублей 20 копеек и Кузмича НП-3873 рубля 15 копеек.
Решение может быть обжаловано через Минусинский городской суд в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия судом мотивированного решения.
Председательствующий: