Дело №2-6372/2024 17 декабря 2024 года
29RS0014-01-2024-007904-74
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Ждановой А.А.
при секретаре судебного заседания Максимовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску Юриковой Н. Э. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании незаконным решения, включении в стаж периодов, перерасчете пенсии,
установил:
Юрикова Н.Э. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании незаконным решения от 14 марта 2024 года <№> в части отказа во включении в страховой стаж и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, периода осуществления предпринимательской деятельности в 2023 году, понуждении включить в страховой стаж и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, периода с 01 января 2023 года по 22 марта 2024 года, перерасчете пенсии с 01 января 2024 года.
В обоснование требований истец указала, что является получателем страховой пенсии по старости. Истец обращалась в пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии. Решением ответчика <№> от 14 марта 2024 года истцу отказано в перерасчете пенсии, при этом в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не были включены периоды осуществления предпринимательской деятельности с 01 января 2023 года по 31 декабря 2023 года, с 01 января 2024 года по 22 марта 2024 года. Полагая, что ответчиком необоснованно исключены указанные периоды из данного стажа, истец обратилась в суд с заявленным иском, считая также, что с учетом включения в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, указанных периодов у нее возникнет право на перерасчет пенсии с учетом повышенной фиксированной выплаты за работу в районе Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с 01 января 2024 года.
В судебном заседании истец поддержала заявленные требования по аналогичным основаниям. Пояснила, что просит признать оспариваемое решение пенсионного органа незаконным.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в представленном суду письменном отзыве возражал против удовлетворения иска.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав пояснения истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что с 06 января 2011 года истцу назначена страховая пенсия по старости по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях», Закон № 400-ФЗ).
Порядок исчисления и перерасчета пенсии в настоящее время регулируется Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Частью 1 статьи 11 Закона № 400-ФЗ определено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В части 1 статьи 4 Закона № 400-ФЗ указаны граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Согласно статье 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованные лица – лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, в том числе работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями).
В силу статьи 14 Закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
На основании пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 (далее – Правила № 516), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как указано в пункте 5 Правил № 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04 августа 2021 года № 538н (далее – Перечень).
Пунктом 6 Перечня предусмотрено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", а также документы о работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Положения Закона № 400-ФЗ предусматривают повышенный размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, в том числе в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Ранее такое обстоятельство являлось основанием для повышенного фиксированного базового размера трудовой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях», утратившего силу с 01 января 2015 года.
Согласно части 1 статьи 16 Закона № 400-ФЗ фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам (за исключением лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", а также лиц, указанных в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы) устанавливается в сумме 3 935 рублей в месяц.
На основании ч. 4 ст. 17 Закона № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на сумму, равную 50 процентам суммы соответствующего повышения фиксированной выплаты.
В соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на сумму, равную 30 процентам суммы соответствующего повышения фиксированной выплаты.
Согласно ч. 6 ст. 17 Закона № 400-ФЗ лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
При назначении пенсии ответчик не установил истцу повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости, предусмотренную для лиц, проработавших не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, либо не менее 15 лет в районах Крайнего Севера.
Судом установлено, что 13 марта 2024 года истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч.4 ст.17 Закона № 400-ФЗ.
Решением пенсионного органа <№> от 14 марта 2024 года истцу было отказано в перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях – 15 лет.
При этом страховой стаж истца установлен пенсионным орган как 34 года 04 месяца 4 дня, стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (приведенный к РКС) – 13 лет 09 месяцев 12 дней (без учета периодов 2022-2024 года).
После отражения на индивидуальном лицевом счете истца сведений об уплате страховых взносов за 2022 год при ответе на обращение истца от 01 июля 2024 года в письме пенсионного органа от 24 июля 2024 года указано на включение в страховой стаж и стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периода осуществления предпринимательской деятельности в 2022 году.
При этом страховой стаж истца установлен пенсионным орган как 35 лет 04 месяца 5 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (приведенный к РКС) – 14 лет 06 месяцев 13 дней.
Из материалов дела следует, что спорные периоды не включены пенсионным органом в страховой стаж истца и стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Пунктом 15 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» предусмотрено, что, рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ).
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что истец зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в г.Архангельске с 28 мая 2020 года по 22 марта 2024 года, вид деятельности – производство изделий народных художественных промыслов, деятельность учреждений клубного типа: клубов, дворцов и домов культуры, домов народного творчества, и применяла упрощенную систему налогообложения (далее – УСН).
Индивидуальные предприниматели, как участники системы обязательного пенсионного страхования, имеют право на установление им страховой пенсии по старости на общих основаниях с учетом периодов предпринимательской деятельности, за которые ими уплачены соответствующие страховые взносы. При этом периоды осуществления предпринимательской деятельности могут рассматриваться как периоды работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях в случае документального подтверждения уплаты за эти периоды обязательных платежей и осуществления указанной деятельности в таких районах и местностях.
Согласно пункту 6 Правил № 1015 к уплате страховых взносов при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее – обязательные платежи). Уплата следующих обязательных платежей подтверждается:
а) взносы на государственное социальное страхование за период до 01 января 1991 года – документами финансовых органов или справками архивных учреждений;
б) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 01 января 2001 года и с 01 января 2002 года – документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации;
в) единый социальный налог (взнос) за период с 01 января по 31 декабря 2001 года – документами территориальных налоговых органов;
г) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности – свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.
Согласно ст.ст. 56, 60 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.
Представленными в материалы дела налоговой декларацией по УСН за 2023 год и информацией от налогового органа подтверждается факт получения истцом дохода от осуществления предпринимательской деятельности в период с 01 января 2023 года по 31 декабря 2023 года, а также уплата страховых взносов за 2023 год в полном размере 16 мая 2024 года.
Налоговой декларации по УСН за период с 01 января 2024 года по 22 марта 2024 года истцом в налоговый орган и в суд не представлено.
Представленными истцом в материалы дела договорами поставки и накладными подтверждается факт реализации истцом, проживающей в ... района Архангельской области, товаров индивидуальным предпринимателям, располагающимся в г.Архангельске, в том числе в спорный период 2023 года.
Истец также включена в Федеральный Реестр «Всероссийская Книга Почета» по организациям, учреждениям, предпринимателям, осуществляющим деятельность в Архангельской области.
На основании изложенного, требования истца о включении в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периода осуществления предпринимательской деятельности с 01 января 2023 года по 31 декабря 2023 года подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований о включении в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периода осуществления предпринимательской деятельности с 01 января 2024 года по 22 марта 2024 года, поскольку истцом не представлено доказательств полной уплаты страховых взносов за данный период и фактического осуществления предпринимательской деятельности в Онежском районе и получения доходов от нее.
С учетом включенного судом по настоящему решению периода и добровольно включенных ответчиком периодов стаж работы истца в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (приведенный к РКС) составит более требуемых 15 лет.
Согласно ч.5.2 ст.23 Закона №400-ФЗ перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с приобретением необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях и страхового стажа, дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, предусмотренного частями 4 и 5 статьи 17 настоящего Федерального закона, в том числе пенсионерам, которым установлено повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотренное частью 9 статьи 17 настоящего Федерального закона, в сумме, не превышающей суммы повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, предусмотренного частями 4 и 5 статьи 17 настоящего Федерального закона, в случае, если орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, располагает сведениями о необходимом календарном стаже работы в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях и страховом стаже, подтвержденными на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором приобретены необходимый календарный стаж работы в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях и страховой стаж, на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, без истребования от пенсионера заявления о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение трех рабочих дней со дня вынесения решения о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии лица извещает его о таком перерасчете.
Таким образом, поскольку с учетом включения в стаж периода осуществления истцом предпринимательской деятельности в 2023 году у истца имелся необходимый стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, требования истца о перерасчете повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с 01 января 2024 года подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, суд не находит оснований для признания незаконным решения пенсионного органа от 14 марта 2024 года <№> в части отказа во включении в страховой стаж и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, периода осуществления предпринимательской деятельности в 2023 году, поскольку на момент принятия данного решения страховые взносы за 2023 год истцом в полном размере уплачены не были, налоговая декларация подана не была.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Юриковой Н. Э. (СНИЛС <№>) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ИНН <№>) о признании незаконным решения, включении в стаж периодов, перерасчете пенсии удовлетворить частично.
Обязать Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу включить в страховой стаж и стаж работы Юриковой Н. Э. в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период с 01 января 2023 года по 31 декабря 2023 года, произвести перерасчет размера пенсии Юриковой Н. Э. с учетом повышенной фиксированной выплаты в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с 01 января 2024 года.
В удовлетворении исковых требований Юриковой Н. Э. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в остальной части отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 28 декабря 2024 года.
Председательствующий А.А. Жданова