Административное дело № 3а-163/2020
21OS0000-01-2020-000067-44
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
10 июля 2020 года г.Чебоксары
Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Евлогиевой Т.Н.
при секретаре Львовой Е.В.,
с участием:
представителя административного истца Петровского С.В.,
представителя административного ответчика Бюджетного учреждения «Чуваштехинвентаризация» Минэкономразвития Чувашии Артемьевой А.В.,
представителя Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Васильева С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Афанасьевой Светланы Алексеевны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
у с т а н о в и л :
Индивидуальный предприниматель Афанасьева С.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта капитального строительства – магазина с общепитом, трехэтажного здания с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенного по <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2018 года в размере 14532 980 рублей.
Иск мотивирован тем, что спорный объект недвижимости принадлежит истцу на праве собственности; постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2018 года № 457 утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости по состоянию на 1 января 2018 года, по данным Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) кадастровая стоимость спорного нежилого здания на указанную дату составляет 28434754,26 рублей, однако согласно отчету ИП Кудряшова Д.Г. № 0398/2020 от 13.03.2020 рыночная стоимость нежилого здания по состоянию на ту же дату составляет 14532980 руб.
Административный ответчик - Министерство экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики в письменном отзыве на иск от 08.06.2020 сообщило, что разрешение спора оставляет на усмотрение суда, а также сообщило, что утвержденная Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2018 года № 457 кадастровая стоимость спорного здания с кадастровым № <данные изъяты> в размере 28434754,26 рублей была определена по состоянию на 1 января 2018 года в ходе государственной кадастровой оценки, проведенной в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее-Закон о государственной кадастровой оценке) на основании Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 декабря 2016 года № 512, установившего, что проведение государственной кадастровой оценки в соответствии с указанным федеральным законом на территории Чувашской Республики осуществляется с 1 января 2017 года; в соответствии с распоряжением Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 18 сентября 2017 года № 913-р в 2018 году была проведена государственная кадастровая оценка объектов капитального строительства и земель промышленности и иного специального назначения; оспариваемую административным истцом кадастровую стоимость рассчитывало БУ «Чуваштехинвентаризация». Утвержденная Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2018 года № 457 кадастровая стоимость спорного здания с кадастровым №<данные изъяты> в размере 28434754,26 рублей была определена по состоянию на 1 января 2018 года в ходе государственной кадастровой оценки, проведенной в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке». При определении кадастровой стоимости использовались методы массовой оценки в соответствии с регламентированной процедурой в рамках утвержденных определенных федеральных законов, методики, последовательности процедур, моделей построения массовой оценки, в рамках действующего законодательства.
БУ «Чуваштехинветаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики в письменном отзыве на административный иск от 05.06.2020 указало, что разрешение исковых требований оставляет на усмотрение суда, поскольку разница между кадастровой стоимостью и рыночной стоимостью, которая отражена в отчете, представленном административным истцом, установлена в пределах приемлемого и допустимого расхождения в оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, что объясняется учетом эксперта индивидуальных характеристик при исследовании объекта недвижимости.
В судебном заседании представитель административного истца Петровский С.В. поддержал административный иск.
Представитель административного ответчика БУ «Чуваштехинветаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Артемьева А.В. разрешение исковых требований оставила на усмотрение суда, пояснив, что разница между кадастровой стоимостью и рыночной стоимостью, которая отражена в отчете, представленном административным истцом, установлена в пределах приемлемого и допустимого расхождения в оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, что объясняется учетом эксперта индивидуальных характеристик при исследовании объекта недвижимости.
Представитель административного ответчика – Кабинета Министров Чувашской Республики, извещенный надлежащим образом о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил. В материалах дела имеется уведомление о получении им судебного извещения.
Представитель заинтересованного лица - Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике в судебное заседание не явился, о судебном заседании извещен надлежащим образом, представил суду письменный отзыв на административное исковое заявление.
Представитель заинтересованного лица – администрации г.Канаш Чувашской Республики в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил. В материалах дела имеется отзыв от 04.06.2020, в котором администрация оставляет разрешение исковых требований на усмотрение суда.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, суд приходит к следующему.
Согласно выписке из ЕГРН от 28.03.2020 № (л.д.6-9), с 09.06.2015 за Афанасьевой С.А. на праве собственности зарегистрировано нежилое здание, наименование «Магазин с общепитом», с кадастровым № <данные изъяты>, расположенное по <адрес>
В соответствии со ст.400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст.401 настоящего Кодекса.
Согласно ст.401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
На основании п.1 ст.402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.
Пункт 2 ст.402 НК РФ определяет, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
В абзаце третьем пункта 1 ст.402 НК РФ указано, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
Законом Чувашской Республики от 30 сентября 2015 года № 42 «Об установлении единой даты начала применения на территории Чувашской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Чувашской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – с 1 января 2016 года.
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», вступившим в силу с 1 января 2017 года.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 декабря 2016 № 512 установлено, что с 1 января 2017 года проведение государственной кадастровой оценки на территории Чувашской Республики осуществляется в соответствии с Законом о государственной кадастровой оценке.
Согласно п.п.2 п.1 ст.3 названного выше Закона кадастровая стоимость – стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со ст.16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.
Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (п.1, 2 ст.6 Закона о государственной кадастровой оценке).
Распоряжением Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики от 18 сентября 2017 года № 913-р принято решение о проведении в 2018 году государственной кадастровой оценки объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов) на территории Чувашской Республики в соответствии с Законом о государственной кадастровой оценке.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 19 сентября 2016 года № 391 полномочиями по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости наделено бюджетное учреждение «Чуваштехинвентаризация» Министерства юстиции и имущественных отношений Чувашской Республики (в настоящее время переименовано в БУ «Чуваштехинветаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики).
По результатам проведенных данным учреждением работ был составлен отчет об итогах государственной кадастровой оценки от 1 октября 2018 года № 01-ГКО-21-2018.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 ноября 2018 года № 457 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов) на территории Чувашской Республики.
Согласно выписке из ЕГРН от 06.03.2020 № <данные изъяты> кадастровая стоимость здания с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2018 года составляет 28434754,26 рублей (л.д.10).
Таким образом, установленная кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости затрагивает права и обязанности административного истца.
В соответствии с п.1 ст.22 Закона о государственной кадастровой оценке результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, … в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п.7 ст.22 Закона о государственной кадастровой оценке).
В силу ч.5 ст.247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее- КАС РФ), а также исходя из разъяснений, изложенных пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» обязанность доказывания величины рыночной стоимости объекта недвижимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, возложена на административного истца.
В обоснование заявленного требования об установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости равной его рыночной стоимости административным истцом представлен отчет от 13.03.2020 № 0398/2020, выполненный оценщиком ИП Кудряшовым Д.Г., согласно которому рыночная стоимость здания с кадастровым № <данные изъяты> по состоянию на 1 января 2018 года составляет 14532 980 рублей (л.д.13-134).
В отчете ИП Кудряшова Д.Г. от 13.03.2020 № 0398/2020 содержится подробное описание объекта оценки нежилого торгового здания – магазин с общепитом. Мотивированно отказавшись от использования затратного подхода, оценщик использовал при определении рыночной цены предмета оценки сравнительный подход и метод капиализации.
В силу ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Оценив представленный административным истцом отчет об оценке, суд приходит к выводу о том, что оснований не доверять ему не имеется, поскольку доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость объекта недвижимости, и сведений о его рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено; судом выносился на обсуждение лиц, участвующих в деле, вопрос о назначении судебной экспертизы, вместе с тем, ходатайство о назначении судебной экспертизы не заявлено, оснований для назначения судебной экспертизы по собственной инициативе судом не установлено.
Оснований не доверять представленному административным истцом отчету не имеется.
ИП Кудряшов Д.Г. является членом саморегулируемой организации оценщиков Некоммерческое партнерство «Экспертный совет», имеет соответствующие квалификацию и образование в области оценочной деятельности; стаж его работы в оценочной деятельности составляет более 20 лет - с 1997 года; при проведении исследования оценщик руководствовался Законом об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки; применил сравнительный подход к оценке методом сравнения продаж. В качестве аналогов объекта оценки им взяты объекты, сходные по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам объекта оценки, изложенные в таблице 3.1 отчета.
Основными источниками информации, использованными ИП Кудряшовым Д.Г., явились данные открытых изданий, где в режиме свободного доступа размещаются сведения о публичных офертах, аналитические материалы, в частности архивы оценщика, указанные в отчете, специализированные сайты, в том числе https://www.avito.ru и др.
В расчет стоимости сопоставимых объектов экспертом внесены корректировки, учитывающие отличие объекта оценки от объектов сравнения: на площадь, на местоположение, на объем передаваемых прав, условия продаж и финансирования, на физические характеристики объекта.
В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Оценив заключение в отчете от 13.03.2020 № 0398/2020 об определении рыночной стоимости нежилого здания, суд полагает, что оно соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Каких-либо доказательств, опровергающих данные обстоятельства, в материалы дела не представлено,
Таким образом, административный истец доказал величину рыночной стоимости объекта недвижимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, которая административными ответчиками и заинтересованными лицами не опровергнута и не оспаривается.
Потому суд считает возможным определить кадастровую стоимость спорного объекта недвижимости с кадастровым № <данные изъяты> на основании результатов независимой оценки в размере 14532 980 рублей.
В соответствии со ст.17 Закона о государственной кадастровой оценке орган регистрации прав в течение двадцати рабочих дней со дня получения сведений о кадастровой стоимости, но не позднее 1 января года, следующего за годом определения кадастровой стоимости, определенной в результате проведения государственной кадастровой оценки или в порядке, предусмотренном ст.16, 19, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона, осуществляет внесение в ЕГРН таких сведений, в том числе о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
В силу п.4 ст.18 Закона о государственной кадастровой оценке в случае изменения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января года, в котором в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об оспариваемой кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости внесены в ЕГРН 1 января 2019 года, с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости ИП Афанасьева С.А. в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости не обращалась, а административное исковое заявление предъявила в суд 12 мая 2020 года.
Таким образом, датой подачи ИП Афанасьевой С.А. заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать 12 мая 2020 года.
Руководствуясь ст.175-177, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилого здания, наименование магазин с общепитом, с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 1144,8 кв.м, расположенного по <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 14532980 (четырнадцать миллионов пятьсот тридцать две тысячи девятьсот восемьдесят) рублей 00 коп. по состоянию на 1 января 2018 года.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 12 мая 2020 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости нежилого здания, наименование магазин с общепитом, с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 1144,8 кв.м, расположенного по <адрес>.
Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (г.Нижний Новгород) в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда через Верховный Суд Чувашской Республики.
Председательствующий Т.Н. Евлогиева
Мотивированное решение составлено 24 июля 2020 года.