Решение по делу № 33-4504/2023 от 16.05.2023

Советский районный суд г. Махачкалы

Судья Алимов Р.М.

Дело №2-103/2023

УИД 05RS0038-01-2022-013748-74

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 июня 2023 года по делу № 33-4504/2023, г.Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

Председательствующего судьи Биремовой А.А.,

судей Акимовой Л.Н. и Шабровой А.А.,

при секретаре судебного заседания Абдуразаковой А.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело иску и.о. заместителя прокурора г. Махачкалы в интересах Абсалимовой Дианы Ахмедовны к Администрации г.Махачкалы и Министерству финансов Республики Дагестан об обязании предоставить Абсалимовой Д.А. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, по апелляционной жалобе представителя ответчика Администрации ГОсВД «г. Махачкала» по доверенности Алиева А.С. на решение Советского районного суда г. Махачкалы от 13 февраля 2023 года.

Заслушав доклад судьи Акимовой Л.Н., объяснение прокурора отдела Прокуратуры Республика Дагестан Дибирова Д.М., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

и.о. заместителя прокурора г. Махачкалы обратился в суд с иском в интересах Абсалимовой Д.А. к Администрации гор. Махачкалы и Министерству финансов Республики Дагестан об обязании Администрацию МО ГОсВД «город Махачкала» предоставить Абсалимовой Д.А., <дата> года рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений, обязании Министерства финансов Республики Дагестан в установленном законодательством порядке обеспечить доведение из республиканского бюджета Республики Дагестан до бюджета МО ГОсВД «город Махачкала» субвенции в объеме необходимом для обеспечения истца жилым помещением в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений.

В обоснование иска указано, что прокуратурой города проведена проверка по обращению Абсалимовой Д.А., <дата> года рождения, о защите ее права на получение жилья, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Администрации г. Махачкалы от <дата> «Об утверждении протокола жилищной комиссии о принятии на учет граждан, имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма», она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории ГОсВД «город Махачкала», поскольку принята на учет 19.07.2013.

В силу требований статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Исходя из этих требований, представление жилых помещений указанной категории граждан не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Обеспечение жильем указанной категории граждан относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. В настоящее время истец собственного жилья не имеет, специализированным жилым помещением не обеспечен (согласно сведениям Управления Росреестра по Республике Дагестан) из-за недоведения из республиканского бюджета Республики Дагестан до бюджета МО ГОсВД «город Махачкала» субвенций на осуществление государственных полномочий в необходимых объемах. Указанные обстоятельства привели к нарушению прав истца на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки в виде жилья.

Решением Советского районного суда г. Махачкалы от 13 февраля 2023 года исковые требования и.о. заместителя прокурора г. Махачкалы удовлетворены, постановлено:

«Обязать администрацию МО «ГОсВД «город Махачкала» предоставить Абсалимовой Дианы Ахмедовны, <дата> года рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений.

Обязать Министерство финансов Республики Дагестан в установленном законодательством порядке обеспечить доведение из республиканского бюджета Республики Дагестан до бюджета МО ГОсВД «город Махачкала» субвенции в объеме, необходимом для обеспечения Абсалимовой Дианы Ахмедовны, 14.05.1998 года рождения, жилым помещением в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений».

В апелляционной жалобе представитель Администрации ГОсВД «г.Махачкала» Алиев А.С. просит решение суда отменить в части возложения на администрацию г.Махачкалы обязанности предоставить Абсалимовой Д.А. жилое помещение вне очереди.

В обоснование жалобы указывает, что в соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ и ч. 3 ст. 18 Конституции РД осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В данном случае обязание ответчика предоставить Абсалимовой Д.А. вне очереди по договору найма специализированное жилое помещение, нарушает законные права остальных первочередников данной категории граждан, что противоречит вышеуказанным положениям Конституции РФ и Конституции РД и ст. 57 Жилищного Кодекса РФ, которая закрепляет, что жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет.

Согласно приведённому выше Закону, благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям указанной категории, при невозможности проживания в ранее занимаемом помещении, однако вопрос возможности проживания Абсалимовой Д.А. в раннее занимаемом жилом помещении судом не исследовался.

Постановлением Правительства РД от 14.12.2020 N 269 утверждена форма заявления о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда. Однако, требуемого заявления о том, что указанное лицо соответствует вышеуказанным требованиям и после достижения 18 лет имеет право на обеспечение жильем до инициирования судебного разбирательства в МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий», которое наделено полномочиями по ведению учета данной категории лиц, не поступало.

При этом, при принятии решения судом первой инстанции не были учтены обстоятельства, касающиеся вопросов финансирования расходов по обеспечению жильем лиц указанной категории, объемы которых ограничивают возможность для администрации г. Махачкалы в пределах возложенных полномочий удовлетворить потребность всех нуждающихся в обеспечении жильем лиц.

Кроме того, обеспечение администрацией г. Махачкалы возложенных полномочий в части предоставления жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в пределах доведенных республиканским бюджетом лимитов бюджетных обязательств и полностью зависит от объемов субвенций, которые устанавливаются в бюджете Республики Дагестан.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились Абсалимова Д.А., представители Администрации ГОсВД «г. Махачкала», Министерства финансов РД, Министерства образования и науки РД, надлежащим образом судом извещены.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, выслушав мнение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что Абсалимова Д.А. постановлением Администрации г. Махачкалы от 21.10.2013 № 2032 признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учет для предоставления помещения по договору социального найма, закреплённого или находящегося в собственности жилого помещения, не имеет.

Удовлетворяя исковые требования прокурора в интересах Абсалимовой Д.А., суд исходил из того, что в соответствии ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. 59 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон РФ), истец имеет право на получение во внеочередном порядке жилого помещения специализированного жилого фонда, и финансовое положение ответчика в данном случае не имеет юридического значения.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда по следующим основаниям.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем, по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.

Как следует из содержания приведённых правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ.

К их числу относятся, в частности, дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.

При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очерёдностью.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объёмах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При изложенных обстоятельствах с учётом приведённых положений закона, обстоятельств дела, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.

Приведённый выше закон Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ не ставит право детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилищных помещений из специализированного жилого фонда в зависимость от бюджета Республики Дагестан и от объёма финансирования расходов по обеспечению жильём указанной выше категории граждан.

Кроме того, статьёй 3 Закона Республики Дагестан от 04.12.2004 N 57 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, имеют право использовать собственные финансовые средства и материальные ресурсы для осуществления указанных государственных полномочий.

При изложенных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Махачкалы от 13 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение составлено 19.06.2023.

Председательствующий

Судьи

Советский районный суд г. Махачкалы

Судья Алимов Р.М.

Дело №2-103/2023

УИД 05RS0038-01-2022-013748-74

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 июня 2023 года по делу № 33-4504/2023, г.Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

Председательствующего судьи Биремовой А.А.,

судей Акимовой Л.Н. и Шабровой А.А.,

при секретаре судебного заседания Абдуразаковой А.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело иску и.о. заместителя прокурора г. Махачкалы в интересах Абсалимовой Дианы Ахмедовны к Администрации г.Махачкалы и Министерству финансов Республики Дагестан об обязании предоставить Абсалимовой Д.А. вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, по апелляционной жалобе представителя ответчика Администрации ГОсВД «г. Махачкала» по доверенности Алиева А.С. на решение Советского районного суда г. Махачкалы от 13 февраля 2023 года.

Заслушав доклад судьи Акимовой Л.Н., объяснение прокурора отдела Прокуратуры Республика Дагестан Дибирова Д.М., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

и.о. заместителя прокурора г. Махачкалы обратился в суд с иском в интересах Абсалимовой Д.А. к Администрации гор. Махачкалы и Министерству финансов Республики Дагестан об обязании Администрацию МО ГОсВД «город Махачкала» предоставить Абсалимовой Д.А., <дата> года рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений, обязании Министерства финансов Республики Дагестан в установленном законодательством порядке обеспечить доведение из республиканского бюджета Республики Дагестан до бюджета МО ГОсВД «город Махачкала» субвенции в объеме необходимом для обеспечения истца жилым помещением в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений.

В обоснование иска указано, что прокуратурой города проведена проверка по обращению Абсалимовой Д.А., <дата> года рождения, о защите ее права на получение жилья, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Администрации г. Махачкалы от <дата> «Об утверждении протокола жилищной комиссии о принятии на учет граждан, имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда Республики Дагестан по договору социального найма», она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории ГОсВД «город Махачкала», поскольку принята на учет 19.07.2013.

В силу требований статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Исходя из этих требований, представление жилых помещений указанной категории граждан не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Обеспечение жильем указанной категории граждан относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. В настоящее время истец собственного жилья не имеет, специализированным жилым помещением не обеспечен (согласно сведениям Управления Росреестра по Республике Дагестан) из-за недоведения из республиканского бюджета Республики Дагестан до бюджета МО ГОсВД «город Махачкала» субвенций на осуществление государственных полномочий в необходимых объемах. Указанные обстоятельства привели к нарушению прав истца на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки в виде жилья.

Решением Советского районного суда г. Махачкалы от 13 февраля 2023 года исковые требования и.о. заместителя прокурора г. Махачкалы удовлетворены, постановлено:

«Обязать администрацию МО «ГОсВД «город Махачкала» предоставить Абсалимовой Дианы Ахмедовны, <дата> года рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений.

Обязать Министерство финансов Республики Дагестан в установленном законодательством порядке обеспечить доведение из республиканского бюджета Республики Дагестан до бюджета МО ГОсВД «город Махачкала» субвенции в объеме, необходимом для обеспечения Абсалимовой Дианы Ахмедовны, 14.05.1998 года рождения, жилым помещением в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений».

В апелляционной жалобе представитель Администрации ГОсВД «г.Махачкала» Алиев А.С. просит решение суда отменить в части возложения на администрацию г.Махачкалы обязанности предоставить Абсалимовой Д.А. жилое помещение вне очереди.

В обоснование жалобы указывает, что в соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ и ч. 3 ст. 18 Конституции РД осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В данном случае обязание ответчика предоставить Абсалимовой Д.А. вне очереди по договору найма специализированное жилое помещение, нарушает законные права остальных первочередников данной категории граждан, что противоречит вышеуказанным положениям Конституции РФ и Конституции РД и ст. 57 Жилищного Кодекса РФ, которая закрепляет, что жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет.

Согласно приведённому выше Закону, благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям указанной категории, при невозможности проживания в ранее занимаемом помещении, однако вопрос возможности проживания Абсалимовой Д.А. в раннее занимаемом жилом помещении судом не исследовался.

Постановлением Правительства РД от 14.12.2020 N 269 утверждена форма заявления о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда. Однако, требуемого заявления о том, что указанное лицо соответствует вышеуказанным требованиям и после достижения 18 лет имеет право на обеспечение жильем до инициирования судебного разбирательства в МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий», которое наделено полномочиями по ведению учета данной категории лиц, не поступало.

При этом, при принятии решения судом первой инстанции не были учтены обстоятельства, касающиеся вопросов финансирования расходов по обеспечению жильем лиц указанной категории, объемы которых ограничивают возможность для администрации г. Махачкалы в пределах возложенных полномочий удовлетворить потребность всех нуждающихся в обеспечении жильем лиц.

Кроме того, обеспечение администрацией г. Махачкалы возложенных полномочий в части предоставления жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в пределах доведенных республиканским бюджетом лимитов бюджетных обязательств и полностью зависит от объемов субвенций, которые устанавливаются в бюджете Республики Дагестан.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились Абсалимова Д.А., представители Администрации ГОсВД «г. Махачкала», Министерства финансов РД, Министерства образования и науки РД, надлежащим образом судом извещены.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, выслушав мнение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено, что Абсалимова Д.А. постановлением Администрации г. Махачкалы от 21.10.2013 № 2032 признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и принята на учет для предоставления помещения по договору социального найма, закреплённого или находящегося в собственности жилого помещения, не имеет.

Удовлетворяя исковые требования прокурора в интересах Абсалимовой Д.А., суд исходил из того, что в соответствии ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. 59 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон РФ), истец имеет право на получение во внеочередном порядке жилого помещения специализированного жилого фонда, и финансовое положение ответчика в данном случае не имеет юридического значения.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда по следующим основаниям.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем, по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.

Как следует из содержания приведённых правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ.

К их числу относятся, в частности, дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.

При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очерёдностью.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объёмах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При изложенных обстоятельствах с учётом приведённых положений закона, обстоятельств дела, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.

Приведённый выше закон Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ не ставит право детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилищных помещений из специализированного жилого фонда в зависимость от бюджета Республики Дагестан и от объёма финансирования расходов по обеспечению жильём указанной выше категории граждан.

Кроме того, статьёй 3 Закона Республики Дагестан от 04.12.2004 N 57 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, имеют право использовать собственные финансовые средства и материальные ресурсы для осуществления указанных государственных полномочий.

При изложенных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Махачкалы от 13 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение составлено 19.06.2023.

Председательствующий

Судьи

33-4504/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура РД
И.о. заместителя прокурора г.Махачкалы Абсалимовой Дианы Ахмедовны
Ответчики
Администрация ГОсВД г.Махачкалы
Министерство финансов РД
Другие
МКУ Управление по реализации программы "Ветхое аврийнное жилье"
Министерство образования и науки РД
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
17.05.2023Передача дела судье
16.06.2023Судебное заседание
17.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.07.2023Передано в экспедицию
16.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее