Дело № 3а-20/2021
УИД 19OS0000-01-2020-000153-30
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Абакан 18 февраля 2021 г.
Верховный Суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Петровой Т.Л.,
при секретаре Абрамовой С.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сюськина Игоря Анатольевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Сюськин И.А. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Выражая несогласие с кадастровой стоимостью указанного объекта недвижимости, просит установить кадастровую стоимость равной его рыночной стоимости, определенной на основании отчета № №
Определением суда от 21 января 2021 г. к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия.
В судебном заседании представитель административного ответчика - Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия ФИО7 не оспаривала право административного истца на установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости ни по основаниям возникновения, ни по содержанию, в том числе по размеру рыночной стоимости.
Представитель административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия Музалева ФИО8 просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в письменном отзыве не оспаривала право административного истца на установление кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.
Административный истец Сюськин И.А., представители заинтересованных лиц ФГБУ «ФКП Росреестра» администрации МО Ширинский район, администрации Соленоозерного сельсовета в судебном заседании не присутствовали.
Выслушав объяснения представителя административного ответчика исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) установлено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с п. 1 статьей 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (п. 7 ст. 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ).
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных указанным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Из материалов дела видно, что Сюськин И.А. являлся собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
Согласно части 1 статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки).
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 28 октября 2016 г. № № утверждены результаты определения кадастровой стоимости земельных участков на территории Республики Хакасия. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № установлена в размере 9 066 000 руб. Сведения о кадастровой стоимости внесены в ЕГРН 29 декабря 2016 г.
Административный истец признается плательщиком земельного налога в отношении спорных земельных участков, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости земельных участков (статьи 390, 391 Налогового кодекса Российской Федерации), и относящегося к местным налогам.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость не соответствует рыночной и нарушает права плательщика налога, 14 декабря 2020 г. Сюськин И.А. обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Оспаривая установленную кадастровую стоимость земельного участка, административный истец представил отчет № №, оценщик ФИО9 согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № составляет 1 700000 (один миллион семьсот тысяч) руб.
В пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 обращено внимание, что, исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии со статьями 12, 15 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Оценщик обязан при осуществлении оценочной деятельности соблюдать требования Федеральных законов, федеральные стандарты оценки, а также стандарты и правила оценочной деятельности, утверждённые саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является.
Суд полагает возможным принять отчет № № в качестве относимого и допустимого доказательства по делу, поскольку он составлен оценщиком, имеющим специальное образование, квалификационный аттестат в области «Оценка недвижимости», являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков; отчет содержит подробное описание проведенных исследований, ссылки на использованные при проведении оценки материалы, отвечает требованиям научности, обоснованности, логичности; выводы оценщика понятны и соответствуют поставленным на его разрешение вопросам.
Возражений относительно достоверности определенной в отчете стоимости земельного участка и его соответствия требованиям законодательства лицами, участвующими в деле, не заявлено.
Часть 3 статьи 24.20 Федерального закона об оценочной деятельности предусматривает, что сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
На основании пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Пунктом 1.1 статьи 391 НК РФ предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Поскольку при взыскании с Сюськина И.А. недоимки по земельному налогу (налоговое уведомление от 1 сентября 2020 г.) подлежит применению оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка, то у административного истца по настоящее время сохраняется право применить результаты пересмотра кадастровой стоимости.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровыми номером № по состоянию на 1 января 2016 г. превышала его рыночную стоимость, в связи с чем имеются основания для установления кадастровой стоимости этого земельного участка равной его рыночной стоимости в размере 1 700000 (один миллион семьсот тысяч) руб.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ в ЕГРН подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения заявителя с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной считать дату обращения в суд – 14 декабря 2020 г.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление Сюськина Игоря Анатольевича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 1 700000 (один миллион семьсот тысяч) руб. по состоянию на 1 января 2016 г.
Настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 14 декабря 2020 г.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Т.Л. Петрова
В окончательной форме решение изготовлено 24 февраля 2021 г.