Копия Мотивированное решение суда изготовлено 19.10.2021
Гражданское дело № 2-2551/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12.10.2021 г. Сысерть
Сысертский районный суд Свердловской области в составе председательствующего Баишевой И.А., с участием истца Кузнецовой Е.А., представителя истца Рощина Д.С., представителя ответчика Вареникова И.Н., при ведении протокола секретарем судебного заседания Свиридовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузнецовой ФИО7 к ООО «Агроторг» о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда,
установил:
Кузнецова Е.А. обратилась с иском к ООО «Агроторг» о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда.
В обоснование указала, что с 15.02.2020 состояла с ответчиком в трудовых отношениях. Условиями трудового договора ей была установлена тарифная ставка в размере 129 рублей за час рабочей смены. График работы составлял 2 рабочих дня через 2 дня выходных. Нормальное число рабочих часов, исходя из еженедельной продолжительности рабочего времени, составляло 40 часов. Вместе с тем, с самого начала работы работодатель постоянно привлекал ее к сверхурочной работе. Фактическая продолжительность рабочей смены составляла 14 часов в день. Кроме того, истец неоднократно выходила на работу в свои выходные дни. Работодателем сверхурочные часы не оплачивались.
03.03.2021 истец написала заявление об увольнении по собственному желанию. С 19.03.2021 перестала выходить на работу. 13.01.2021 получила от ответчика денежные средства в размере 4 320 рублей 42 копеек, 07.06.2021 – 9 217 рублей 92 копейки. До настоящего времени заявление об увольнении работодателем не подписано, трудовая книжка не выдана.
Истец просила суд возложить на ответчика обязанность выдать ей трудовую книжку и иные копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказа об увольнении с работы, справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у работодателя); взыскать с ответчика в свою пользу оплату за сверхурочную работу в размере 124 026 рублей 66 копеек; компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 10 320 рублей; компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.
В судебном заседании истец заявила от отказе от поддержания исковых требований в части возложения на ответчика обязанности выдать трудовую книжку и копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказа об увольнении с работы, справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у работодателя), а также в части требований о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск в размере 10 320 рублей. Отказ принят судом, производство по делу в указанной части было прекращено.
В судебном заседании истец Кузнецовой Е.А. и ее представитель Рощин Д.С. доводы иска поддержали по указанным в нем основаниям, просили иск удовлетворить.
Ответчик ООО «Агроторг» иск не признало. В письменном отзыве на иск указав, что согласно пункту 4.1 трудового договора истцу был установлен суммированный учет рабочего времени с учетным периодом один календарный год. Следовательно, установленная трудовым договором еженедельная продолжительность рабочего времени 40 часов не указывает на необходимость соблюдать данную норму в течение рабочей недели, а используется для определения нормального количества часов, которые работник должен отработать в учетном периоде (за год). Для истца на период с 01.02.2020 по 31.12.2020 нормальное число рабочих часов составило 1 858, 50 часов. Однако, согласно табелям учета рабочего времени, за указанный период истцом отработано 1 312, 50 часов, что меньше. Аналогично за период с 01.01.2021 по 30.09.2021 работнику установлена нормальная продолжительность рабочего времени 1 171 часов, из которых истцом отработано только 236, 50 часов. Таким образом, указанная истцом сверхурочная работа отсутствует. Поскольку какие-либо нарушения прав истца со стороны ответчика отсутствуют, отсутствуют и основаниям для присуждения истцу компенсации морального вреда.
Представитель ответчика Вареников И.Н. в судебном заседании доводы отзыва на иск поддержал, просил в удовлетворении иска отказать.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 21 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы; а работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Согласно статье 97 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель имеет право в порядке, установленном настоящим Кодексом, привлекать работника к работе за пределами продолжительности рабочего времени, установленной для данного работника в соответствии с указанным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором для сверхурочной работы.
Статьей 99 названного Кодекса предусмотрено, что сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
Привлечение работодателем работника к сверхурочной работе допускается с его письменного согласия в следующих случаях: при необходимости выполнить (закончить) начатую работу, которая вследствие непредвиденной задержки по техническим условиям производства не могла быть выполнена (закончена) в течение установленной для работника продолжительности рабочего времени, если невыполнение (незавершение) этой работы может повлечь за собой порчу или гибель имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), государственного или муниципального имущества либо создать угрозу жизни и здоровью людей; при производстве временных работ по ремонту и восстановлению механизмов или сооружений в тех случаях, когда их неисправность может стать причиной прекращения работы для значительного числа работников; для продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва. В этих случаях работодатель обязан немедленно принять меры по замене сменщика другим работником.
Привлечение работодателем работника к сверхурочной работе без его согласия допускается в следующих случаях: при производстве работ, необходимых для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия; при производстве общественно необходимых работ по устранению непредвиденных обстоятельств, нарушающих нормальное функционирование централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, систем газоснабжения, теплоснабжения, освещения, транспорта, связи; при производстве работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.
В других случаях привлечение к сверхурочной работе допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Согласно статье 149 Трудового кодекса Российской Федерации при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации, сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
В соответствии со статьей 104 Трудового кодекса Российской Федерации, когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать одного года. Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что 15.02.2020 между истцом и ответчиком заключен трудовой договор, согласно которому истец принята на работу к ответчику на должность продавца-кассира в обособленное структурное подразделение 1 Арамиль/ООО «Агроторг».
Согласно п. 4.1 трудового договора, в связи с невозможностью по условиям труда соблюдения установленной для работника нормальной продолжительности ежедневной и еженедельной работы, ей установлен суммированный учет рабочего времени с учетным периодом один календарный год. При этом, нормальное число рабочих часов за указанный учетный период определяется исходя из еженедельной продолжительности рабочего времени, равной 40 часам.
В соответствии с п. 5.2, 5.2.1 трудового договора истцу установлена заработная плата по тарифной ставке в размере 129 рублей за один час работы.
Как усматривается из представленных сторонами графиков сменности и не оспаривается сторонами, истцу был установлен следующий режим работы: 2 рабочих дня через 2 выходных дня, продолжительность рабочей смены составляла 12 часов, время работы с 09.00 часов до 21.00 часов, при этом рабочее время в день составляло 10 час. 30 мин., плановое количество рабочих часов в месяц не превышало 168. С графиком сменности истца знакомили, что ею также не отрицалось.
Разделом 4 Правил внутреннего трудового распорядка ООО «Агроторг», предусмотрено, что при суммированном учете рабочего времени каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком работы, который доводится до сведения работников под роспись. Нормальное количество рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени. Для работников, работающих неполный рабочий день и (или) неполную рабочую неделю, нормальное число рабочих часов за учетный период соответственно уменьшается. Введение суммированного учета рабочего времени оформляется приказом работодателя и отражается в трудовом договоре с работником. Для работников с суммированным учетом рабочего времени устанавливается учетный период, равный одному году, если иная продолжительность учетного периода не предусмотрена трудовым договором. Работодатель обеспечивает учет фактически отработанного времени каждым работником посредством ведения табеля учета рабочего времени. Приложением N 1 к Правилам установлено, что для работников торговых объектов с суммированным учетом рабочего времени, работающих по графику работы, время начала и окончания рабочего дня, его конкретная продолжительность и чередование выходных и рабочих дней, количество перерывов для отдыха и питания и их продолжительность устанавливаются графиком работы. Максимальная ежедневная продолжительность рабочего дня без учета перерыва для отдыха и питания не может быть более 10 часов 30 минут. При этом общая продолжительность рабочего дня с учетом перерывов для отдыха и питания не должна превышать 12 часов в день. Продолжительность перерыва для отдыха и питания, который не включается в рабочее время и не оплачивается, при продолжительности рабочего дня более 8 часов установлена в 1,5 часа. С Правилами внутреннего трудового распорядка истец также была ознакомлена.
В силу требования статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение.
В условиях состязательности гражданского процесса по трудовым спорам истец обязан представить доказательства нарушения своих прав, а ответчик - соответственно, доказательства соблюдения трудового законодательства в правоотношениях с истцом.
Оценив представленные сторонами доказательства, в том числе, табеля учета рабочего времени, расчетные листки, суд приходит к выводу об отсутствии у ответчика перед истцом задолженности по заработной плате за сверхурочную работу.
Учитывая согласованные сторонами условия трудового договора, которые в судебном заседании истцом не оспаривались, при суммированном учете рабочего времени при определении количества рабочих часов, отработанных сотрудником сверхурочно, стороны исходили из количества фактически отработанных работником часов за год, и количества рабочих часов за год при нормальной продолжительности рабочей недели, которая по условиям трудового договора, заключенного с истцом, составляет 40 часов в неделю, а не из ежемесячных расчетов, представленных истцом, составленным по его собственному усмотрению.
В нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истцом в условиях состязательного процесса, не представлено доказательств того, что ее функциональные обязанности продавца-кассира выполнялись с 08.00 до 23.00 часов, а не с 09.00 до 21.00 часов. Кроме объяснений самого истца, каких-либо доказательств выполнения ею сверхурочной работы, равно как и инициативу работодателя по привлечению истца к сверхурочным работам, суду представлено не было.
При таких обстоятельствах, руководствуясь вышеприведенными нормами права, исходя из представленных табелей учета рабочего времени, отсутствия относимых и допустимых доказательств сверхурочной работы со стороны истца, письменных приказов или распоряжений работодателя о привлечении к сверхурочной работе истца с его согласия, либо случаев привлечения, не требующих его согласия, суд приходит к выводу о том, что истец работала в режиме рабочего времени, предусмотренном графиком сменности, в связи с чем, заявленные истцом требования о взыскании заработной платы за сверхурочную работу удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора, а в случае спора, судом.
Поскольку судом не установлено нарушений трудовых прав истца, то оснований для удовлетворения требования истца о взыскании компенсации морального вреда также не имеется.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении иска Кузнецовой ФИО6 к ООО «Агроторг» о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Сысертский районный суд Свердловской области.
Судья подпись И.А. Баишева