Дело № 2-1087/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Интинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Изюмовой Е.С.,
при секретаре Белозеровой О.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Инте Республики Коми 21 августа 2018 года дело по исковому заявлению Шипулиной З.Н. к Администрации МОГО «Инта», Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми о понуждении предоставить социальную выплату для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера без учета отчуждения жилых помещений в части требований о понуждении предоставить социальную выплату для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера с применением ст. 6 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» без учета отчуждения жилых помещений, расположенных по адресам: <....>; <....>
УСТАНОВИЛ:
Истица обратилась в суд с иском к ответчикам о понуждении предоставить социальную выплату для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера по категории «инвалиды 1 и 2 группы» с составом семьи 6 человек без учета отчуждения жилых помещений. В обоснование своих требований указала, что является инвалидом <....> группы, 16.05.2012 была поставлена на учет в Администрации МОГО «Инта» на получение жилищной субсидии по категории «инвалиды» в связи с переселением из районов Крайнего Севера. Решением Интинского городского суда № 2-492/2017 от 28.02.2017, вступившим в законную силу, членами ее семьи признаны внуки Шипулин И.А., 04.11.2006 года рождения и Каргапольцев М.В., <....> года рождения. В 2017 году она с составом семьи 6 человек была включена в предварительный список граждан-претендентов на получение сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2018 год по категории «инвалиды» с датой постановки на учет 16.05.2012. В феврале 2018 года в устной беседе ей стало известно, что ей отказано в предоставлении жилищной субсидии в 2018 году, поскольку в период с 1996 года по 2012 год у членов ее семьи имелись жилые помещения в собственности. С отказом она не согласна. Жилое помещение, расположенное по адресу: <....> находилось в собственности Каргапольцевой Т.И. с 11.09.1996 по 11.09.2007. Жилое помещение, расположенное по адресу: <....>, находилось в собственности Шипулиной З.Н. с 10.10.2006 по 30.04.2010. 25/26 доли жилого помещения, расположенного по адресу: <....>, находилось в собственности Каргапольцевой Т.И. с 26.11.2003 по 14.03.2012.
Истица увеличила исковые требования и просила признать за ней право на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по категории «инвалиды 1 и 2 группы» по дате постановки на учет 16.05.2012 с составом семьи 6 человек: Шипулина З.Н., Шипулин И.С., Шипулина Е.И., Каргапольцева Т.И., Шипулин И.А., Каргапольцев М.В.; обязать Администрацию МОГО «Инта» включить Шипулину З.Н. в очередь на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по категории «инвалиды 1 и 2 группы» с составом семьи 6 человек с датой постановки на учет 16.05.2012; обязать ответчиков предоставить социальную выплату для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера с применением ст. 6 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по категории «инвалиды 1 и 2 группы» с составом семьи 6 человек без учета отчуждения жилых помещений.
Истица 08.05.2018 уточнила исковые требования и просила восстановить в очереди на получение социальной выплаты с 16.05.2012 по категории «инвалиды» с составом семьи 6 человек без учета жилых помещений, расположенных по адресам: <....>; <....>
Определением Интинского городского суда от 08.05.2018 прекращено производство по делу по иску Шипулиной З. Н. к Администрации МОГО «Инта», Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми о понуждении предоставить социальную выплату для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера без учета отчуждения жилых помещений в части требований о понуждении предоставить социальную выплату для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера с применением ст. 6 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» без учета отчуждения жилых помещений, расположенных по адресам: <....>; <....>
Указанное определение было отменено апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 16.07.2018 № 33-4069/2018, дело в указанной части направлено на новое рассмотрение.
Истец, надлежащим образом извещенная о дате и месте судебного заседания, не явилась.
Представитель ответчика администрации МОГО «Инта», надлежащим образом извещенного о дате и месте судебного заседания, не явился.
Представитель ответчика Минстрой Республики Коми, надлежащим образом извещенного о дате и месте судебного заседания не явился.
Третьи лица – Шипулин И.С., Шипулина Е.И., Каргапольцева Т.И. о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Исследовав письменные материалы дела, обозрев гражданское дело № 2-1868/2017, 2-503/2017, учетное дело Шипулиной З.Н. суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Шипулина З.Н. состоит в списках учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с 20.03.1996 по категории «пенсионеры».
10.08.2007 Шипулина З.Н. обратилась с заявлением о вступлении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» с составом семьи 4 человека.
Шипулина З.Н. является инвалидом <....> группы по общему заболеванию с 15.05.2012.
16.05.2012 Шипулина З.Н. обратилась с заявлением о переводе из категории «пенсионеры» в категорию «инвалиды».
Постановлением Администрации МОГО "Инта" № 6/1752 от 09.06.2012 Шипулина З.Н. переведена из категории «пенсионеры» в категорию «инвалиды» с датой перевода – 16.05.2012.
Письмом от 11.01.2017 № 3-11-12/1248 Минстрой Республики Коми сообщило Шипулиной З.Н. о том, что размер жилищной субсидии подлежит уменьшению на стоимость отчужденных жилых помещений, расположенных по адресам: <....> (с 20.11.2008 на праве собственности принадлежало Шипулиной (Каргапольцевой) Т.И.); Ленинградская <....> (с 01.12.2003 на праве долевой собственности в размере 25/56 доли принадлежало Шипулиной (Каргапольцевой) Т.И.); <....> (с 31.10.2006 на праве собственности принадлежало Шипулиной З.Н.).
Письмом от 10.01.2018 № 02-21-12/18678 Минстрой Республики Коми уведомило истца об отказе в праве на получение жилищного сертификата, т.к. у дочери истца имелись жилые помещения за пределами РКС: <....>, <....>
Решением Интинского городского суда по делу № 2-503/2018 отказано в удовлетворении исковых требований Шипулиной З.Н. к Администрации МОГО «Инта», Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми о понуждении признать право на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по категории «инвалиды 1 и 2 группы» по дате постановки на учет 16.05.2012 с составом семьи 6 человек: Шипулина З. Н., Шипулин И. С., Шипулина Е. И., Каргапольцева Т. И., Шипулин И. А., Каргапольцев М. В.; понуждении восстановить в очереди на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по категории «инвалиды 1 и 2 группы» с составом семьи 6 человек с датой постановки на учет 16.05.2012 и предоставить социальную выплату для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера по категории «инвалиды 1 и 2 группы» с составом семьи 6 человек.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 16.07.2018 № 33-4069/2018 решение оставлено без изменения.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Предоставление жилищных субсидий за счёт средств федерального бюджета на приобретение жилья гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее – Федеральный закон от 25.10.2002 № 125-ФЗ), подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы и Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы (далее – Правила), утверждёнными постановлением правительства РФ от 21.03.2006 № 153.
Статьёй 1 Федерального закона установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
Как установлено вступившим в законную силу решением Интинского городского суда от 08.05.2018 по делу № 2-503/2018, а также апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам от 16.07.2018 по делу № 33-4069/2018, в соответствии с п. «д» Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановление Правительства РФ от 10.12.2002 N 879 Шипулина З.Н. подлежала снятию с учета 11.09.1996, поскольку ее семья была обеспечена жильем за пределами РКС по адресу: <....>
Таким образом, основания для получения социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера у истца отсутствуют.
Статьей 6 ФЗ от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (в редакции Федерального Закона от 17.07.2011 г. № 212-ФЗ, действующей с 01.07.2017), на которую ссылается в возражениях на иск представитель Минархстрой РК, установлено, что в случае, если после постановки гражданина на учет в качестве имеющего права на получение жилищной субсидии этот гражданин и (или) члены его семьи осуществили отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений или перевод жилого помещения в нежилое помещение в течение пяти лет, предшествующих дате выдачи ему государственного жилищного сертификата, размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на величину кадастровой стоимости жилого помещения, применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату заключения такого договора (перевода жилого помещения в нежилое помещение). При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм. В случае отсутствия кадастровой стоимости жилого помещения на указанную дату при определении размера предоставляемой жилищной субсидии учитывается величина инвентаризационной стоимости жилого помещения.
Согласно пункту 15.1 Правил утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 в случае если после постановки гражданина, относящегося к категории граждан, указанной в подпункте «з» пункта 5 настоящих Правил, на учет в качестве имеющего права на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» этот гражданин и (или) члены его семьи осуществили отчуждение принадлежащих им на праве собственности жилых помещений или перевод жилого помещения в нежилое помещение в течение 5 лет, предшествующих дате выдачи ему сертификата, размер предоставляемой социальной выплаты уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на величину кадастровой стоимости жилого помещения, применяемой для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по состоянию на дату заключения такого договора (перевода жилого помещения в нежилое помещение). При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер социальной выплаты, учитывается наибольшая из указанных сумм. В случае отсутствия кадастровой стоимости жилого помещения на указанную дату при определении размера предоставляемой социальной выплаты учитывается величина инвентаризационной стоимости жилого помещения.
Между тем, указанные положения закона распространяются на лиц, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера, в целях определения размера субсидии, а не самого права на нее.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать Шипулиной З. Н. в иске к Администрации МОГО «Инта», Министерству строительства и дорожного хозяйства Республики Коми о понуждении предоставить социальную выплату для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера без учета отчуждения жилых помещений в части требований о понуждении предоставить социальную выплату для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего Севера с применением ст. 6 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» без учета отчуждения жилых помещений, расположенных по адресам: <....>
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Е.С. Изюмова
Мотивированное решение изготовлено 27.08.2018