Решение по делу № 2-91/2024 (2-1494/2023;) от 21.06.2023

УИД: 47RS0-43

город Луга 20 марта 2024 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гражданское дело №2-91/2024

Лужский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Скопинской Л.В.

при секретаре Трифоновой О.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лужского городского прокурора действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Лужского муниципального района <адрес>, МОУ «Торошковская средняя общеобразовательная школа» об обязании обеспечить финансирование, о возложении обязанности по оборудованию замками безопасности оконных блоков здания образовательной организации,

УСТАНОВИЛ:

Лужский городской прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц (далее – истец) обратился в Лужский городской суд <адрес> с исковым заявлением к администрации Лужского муниципального района <адрес>, МОУ «Торошковская средняя общеобразовательная школа» (далее – ответчики) в котором просит:

- обязать администрацию Лужского муниципального района <адрес> обеспечить финансирование МОУ «Торошковская средняя общеобразовательная школа» на оборудование оконных блоков замками безопасности в соответствии с требованиями ГОСТ 23166-2021 «Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие», в срок не позднее 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

- МОУ «Торошковская средняя общеобразовательная школа» обеспечить оборудование оконных блоков замками безопасности помещений учебных классов здания образовательной организации, расположенной по адресу: <адрес>, пер. Школьный, <адрес>, в срок не позднее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований Лужский городской прокурор указал, что Лужской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних в муниципальном образовательном учреждении «Торошковская средняя общеобразовательная школа» <адрес>, пер. Школьный, <адрес>. В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый гражданин, в том числе ребенок, имеют право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В силу ч. 1 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательство об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизни и здоровья обучающихся, работников образовательной организации. Проведенной проверкой выявлены нарушения требований законодательства о безопасности несовершеннолетних в период пребывания в МОУ «Торошковская средняя общеобразовательная школа». Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ «398-СТ утвержден международный стандарт ГОСТ 23166-2021 «Конструкции оконные и балочные светопрозрачные ограждающие», который введен в действие ДД.ММ.ГГГГ Указывает, что нарушения МОУ «Торошковская средняя общеобразовательная школа» является недопустимым.

Истец, в лице помощника Лужского городского прокурора ФИО, в ходе судебного разбирательства заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске, дополнительно указав, что выявленные нарушения до настоящего времени в полном объеме не устранены, что является недопустимым.

Ответчик – МОУ «Торошковская средняя общеобразовательная школа», будучи уведомленное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание явку представителя не обеспечило, представило ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, одновременно представило письменные возражения, в которых возражало против удовлетворения заявленных требований.

Ответчик - администрация Лужского муниципального района <адрес>, будучи уведомленная надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание явку представителя не обеспечило, ходатайств о рассмотрении дела в своё отсутствие не представила.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщили суду о причинах неявки, не ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, суд определил о рассмотрении дела при данной явке.

Установив юридически значимые обстоятельства, выслушав пояснения прокурора, огласив письменные материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на их всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В ч. 1 ст. 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно статье 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Р. Ф. устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. Отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (отношения в сфере образования) регулирует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон).

Данный Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования. В соответствии с п.1 ст.2 Закона, образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

В силу п.2 ст.2 Закона воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в Р. обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Согласно ч.3 ст.5 Закона в Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования.

Ст.28 Закона устанавливает: к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (п.2 ч.3).

В силу ч.1 ст.12.1 Закона воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых такими организациями самостоятельно, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно п.91 «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» к традиционным Р. духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Традиционные Р. духовно-нравственные ценности объединяют нашу многонациональную и многоконфессиональную страну.

В соответствии с п.1 Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" Минпросвещения России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, воспитания несовершеннолетних граждан.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ помощником Лужской городской прокуратуры ФИО в МОУ «Торошковская средняя общеобразовательная школа» проведен осмотр оконных блоков с целью выявления наличия (отсутствия) замков безопасности. В ходе осмотра установлено, что в группах МОУ «Торошковская средняя общеобразовательная школа», отсутствуют замки безопасности предусмотренные ГОСТ. Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ -СТ утвержден международный стандарт ГОСТ 23166-2021 «Конструкции оконные и балочные светопрозрачные ограждающие», который введен в действие ДД.ММ.ГГГГ

Согласно возражениям представленным в материалы дела, представитель ответчика МОУ «Торошковская средняя общеобразовательная школа» указал, что с ДД.ММ.ГГГГ приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ -ст международный стандарт ГОСТ 23166-2021 «Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия» введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации. В настоящее время в Учреждении применяется ГОСТ 23166-99 «Блоки оконные. Общие технические условия», которым требования, предъявляемые истцом, не установлены. Ответчик полагает, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силу и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действия.

Отклоняя доводы ответчика об отсутствии оснований для применения при разрешении настоящего спора положений ГОСТ 23166-99, суд исходил из того, что в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" строительные нормы и правила, утвержденные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются сводами правил (часть 2 статьи 42). Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ -ст ГОСТ 23166-2021 "Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие. Общие технические условия" введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации взамен ГОСТ 23166-99 "Блоки оконные. Общие технические условия". При этом действие ГОСТ 23166-99 "Блоки оконные. Общие технические условия" отменено с ДД.ММ.ГГГГ в целях обеспечения переходного периода при производстве и оценке соответствия светопрозрачных ограждающих конструкций.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Статьей 45 Конституции Российской Федерации закреплены государственные гарантии защиты прав и свобод (часть 1) и право каждого защищать свои права всеми не запрещенными законом способами (часть 2).

В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», целями государственной политики в интересах детей являются осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий, прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений, а также содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, а также защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относятся реализация государственной политики в интересах детей (п. 2 ст. 5 названного Федерального закона).

При осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка (п. 1 ст. 9 того же Федерального закона).

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предметом регулирования данного Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечение государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и создание условий для реализации права на образование.

Положения указанного закона вступили в силу с ДД.ММ.ГГГГ. Этот Закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в РФ, основные принципы государственной политики РФ в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 указанного Федерального закона N 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Согласно пп. 2 п. 6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу подпункта 8 п. 1 ст. 41 указанного Федерального закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение их безопасности во время пребывания в образовательной организации.

Приказом Росстандарта от ДД.ММ.ГГГГ -ст утвержден межгосударственный стандарт ГОСТ 23166-2021 «Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие», который введен в действие ДД.ММ.ГГГГ.

В силу пункта 5.1.8. Изделия должны быть безопасными в эксплуатации и обслуживании. Для обеспечения безопасности, в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон в детских, дошкольных и школьных учреждениях, а также в жилых домах оконные блоки должны быть укомплектованы замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование параллельно-выдвижного открывания створок.

Ненадлежащее выполнение возложенных законом обязанностей администрацией образовательного учреждения создает реальную угрозу возможности причинения вреда здоровью обучающихся.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования, заявленные прокурором в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «Торошковская средняя общеобразовательная школа» подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно Уставу МОУ «Торошковская средняя общеобразовательная школа» является самостоятельным юридическим лицом, обладает статусом общеобразовательного учреждения и имеет право осуществлять образовательную деятельность, в этой связи несет обязанность по обеспечению безопасности обучающихся во время пребывания в организации.

Пунктами 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона №273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности отнесено: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Помимо прочего, образовательное учреждение обязано создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п.8 ч.1 ст.41 названного Закона).

Вышеизложенные доводы также нашли свое отражение в судебной практике второго кассационного суда общей юрисдикции определение от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии с Уставом учредителем МОУ «Торошковская средняя общеобразовательная школа» является муниципальное образование Лужский муниципальный район <адрес>, в лице администрации Лужского муниципального района <адрес>.

К компетенции учредителя в области управления Учреждением относится, в том числе обеспечение содержания здания и сооружения Учреждения, обеспечение прилегающих к ним территорий, утверждение плана финансово-хозяйственной деятельности, контроль за его исполнением, осуществление финансового обеспечения выполнения муниципального задания Учреждением.

Главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета в Бюджетном кодексе Российской Федерации; абз. 36 ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации) является орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено Бюджетным кодексом.

Поскольку деятельность образовательного учреждения как юридического лица финансируется собственником имущества –администрацией Лужский муниципальный район <адрес>, на основании ст. 210 ГК РФ, обязанность по финансированию оснащения замками безопасности оконных блоков здания образовательной организации должна быть возложена на администрацию Лужского муниципального района как на исполнительно-распорядительный орган, решающий вопрос о выделении денежных средств. Отсутствие в бюджете финансовых средств для оснащения оконных блоков замками безопасности здания образовательной организации, не может служить основанием для освобождения ответчика от выполнения предусмотренных законом обязанностей.

Руководствуясь приведенными выше нормами, суд приходит к выводу о наличии оснований для возложения на администрацию Лужский муниципальный район <адрес> как учредителя МОУ «Торошковская средняя общеобразовательная школа» обязанности обеспечить финансирование расходов для оборудования оконных блоков замками безопасности в соответствии с требованиями ГОСТ 23166-2021 в пределах полномочий, указанных в Уставе МОУ.

Согласно ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Достаточным сроком для администрации Лужский муниципальный <адрес>, по мнению суда, будет шесть месяцев со дня вступления решения в законную силу, и три месяца с момента выделения денежных средств для МОУ для установки замков на оконных блоках.

В связи с изложенным, суд находит, требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст.45 ГПК РФ, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 195-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Лужского городского прокурора действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Лужского муниципального района <адрес>, МОУ «Торошковская средняя общеобразовательная школа» об обязании обеспечить финансирование, о возложении обязанности по оборудованию замками безопасности оконных блоков здания образовательной организации, удовлетворить.

Обязать МОУ «Торошковская средняя общеобразовательная школа» обеспечить оборудование оконных блоков замками безопасности помещений учебных классов здания образовательной организации, расположенной по адресу: <адрес>, пер. Школьный, <адрес>, в срок не позднее 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию Лужского муниципального района <адрес> обеспечить финансирование расходов МОУ «Торошковская средняя общеобразовательная школа» для оборудования оконных блоков замками безопасности в соответствии с требованиями ГОСТ 23166-2021 «Конструкции оконные и балконные светопрозрачные ограждающие» в срок не позднее 3 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградском областном суде в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Лужский городской суд <адрес>.

Председательствующий подпись

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий подпись

Копия верна

Судья Лужского городского суда Л.В. Скопинская

Секретарь ФИО

Подлинный документ подшит в материалах гражданского дела а-9ДД.ММ.ГГГГ год Лужского городского суда.

Решение вступило в законную силу «____» ____________ 2024 года

Судья Лужского городского суда Л.В. Скопинская

Секретарь ФИО

2-91/2024 (2-1494/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Лужский городской прокурор
Ответчики
МОУ "Торошковская средняя общеобразовательная школа"
Администрация Лужского муниципального района
Суд
Лужский городской суд Ленинградской области
Судья
Скопинская Людмила Владимировна
Дело на сайте суда
lugasud.lo.sudrf.ru
21.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.06.2023Передача материалов судье
28.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.08.2023Подготовка дела (собеседование)
03.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.10.2023Судебное заседание
06.12.2023Судебное заседание
24.01.2024Судебное заседание
20.03.2024Судебное заседание
27.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее