Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 февраля 2016 года <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Штукиной Н.В.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО2 к Казенному учреждению <адрес> «Управление социальной защиты <адрес>» об обязании восстановления права на получение ежегодной компенсации на оздоровление и выплаты компенсации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд иском к Казенному учреждению <адрес> «Управление социальной защиты <адрес>» об обязании восстановления права на получение ежегодной компенсации на оздоровление и выплаты компенсации.
В обоснование заявленных требований указал, что является гражданином, выехавшим добровольно из зоны проживания с правом на отселение <адрес>, подвергнувшемуся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, что подтверждается удостоверением серии АИ №, выданным 26.06.2014г. Департаментом социальной защиты <адрес>.
Истец считает, что в силу положений п.13 ст. 17 Закона РФ от 15.05.1991г. № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», имеет право на получение ежегодной компенсации на оздоровление в размере 100 рублей.
В апреле 2004 года истец обратился с заявлением в Управление социальной защиты населения <адрес> о выплате ему ежегодной компенсации на оздоровление, предоставив справку о том, что данная компенсацию за 2012, 2013, 2014 гг. не выплачивалась. Однако в выплате ему было отказано.
12.02.2015г. истец обратился с аналогичным заявлением в Департамент социальной защиты <адрес>.
В ответе от 01.04.2015г. Департамент рекомендовал ему обратиться с заявлением в КУВО «УСЗН <адрес>».
06.04.2015г. истец направил по почте заявление в КУВО «УСЗН <адрес>».
Однако, согласно ответу № от 22.04.2015г. в получении компенсации истцу было отказано.
Считая свои права нарушенными, истец обратился в суд и просит обязать Управление социальной защиты населения <адрес> восстановить нарушенное право ФИО2 на выплату ежегодной компенсации на оздоровление в размере 100 рублей (с учетом индексации), выплатить данную компенсацию за 2012, 2013, 2014, 2015 годы и выплачивать в последующие годы.
В судебное заседание истец не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Представитель истца по доверенности ФИО4 исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика КУВО «УСЗН <адрес>» по доверенности ФИО5 иск не признала, просила отказать.
Представитель третьего лица Департамент социальной защиты <адрес> по доверенности ФИО6 также возражала против заявленных требований, просила в иске отказать.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив в совокупности предоставленные доказательства, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином, выехавшим добровольно из зоны проживания с правом на отселение <адрес>, подвергнувшемуся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, что подтверждается удостоверением серии АИ №, выданным 26.06.2014г. Департаментом социальной защиты <адрес> (л.д.9).
Как указано в удостоверении, период проживания истцом в данной зоне - с ДД.ММ.ГГГГ по 30.01.2001г.
12.02.2015г. истец обратился с заявлением в Департамент социальной защиты <адрес> за разрешением на выплату ежегодной компенсации на оздоровление в размере 100 рублей. Согласно ответу Департамента социальной защиты <адрес> от 01.04.2015г. истцу было рекомендовано обратиться с заявлением в КУВО «УСЗН <адрес>».
06.04.2015г. истец направил по почте аналогичное заявление в КУВО «УСЗН <адрес>».Согласно ответу № от 22.04.2015г. в получении компенсации истцу было отказано.
В соответствии со справкой № от 17.03.2014г., выданной ООО «АПР-Сити/ТВД», ФИО2 ежегодная денежная компенсация на оздоровление в размере 100 рублей за 2012, 2013, 2014 годы не начислялась, не выплачивалась и выплачиваться не будет.
Истец считает, что в силу положений п.13 ст. 17 Закона РФ от 15.05.1991г. № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», он имеет право на получение ежегодной компенсации на оздоровление в размере 100 рублей.
Однако суд не может согласиться с указанной позицией истца и считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства (статья 2). Применительно к праву каждого на охрану здоровья и праву на благоприятную окружающую среду (статьи 41 и 42 Конституции Российской Федерации) данная обязанность государства предполагает, в том числе, обеспечение экологического благополучия путем охраны окружающей среды, предотвращения экологически опасной деятельности, предупреждения и ликвидации последствий техногенных аварий и катастроф, включая радиационные.
Вместе с тем, ориентируя в соответствии с целями социального государства органы публичной власти на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7), Конституция Российской Федерации не закрепляет конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, в том числе в случаях, когда причинение ущерба вызвано деятельностью государства в сфере освоения и использования ядерной энергии. Решение этих вопросов относится к компетенции законодательной власти, обладающей достаточной дискрецией в определении соответствующих мер социальной защиты и регламентации условий их предоставления (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 18-П и от ДД.ММ.ГГГГ N 11-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2636-О и N 2671-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 1007-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 135-О и др.).
Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гарантирует гражданам Российской Федерации, оказавшимся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС ДД.ММ.ГГГГ, либо принимавшим участие в ликвидации ее последствий, возмещение вреда, причиненного вследствие этой катастрофы их здоровью и имуществу, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки (статьи 1 и 3).
При этом названный Закон устанавливает дифференциацию мер социальной защиты и условий их предоставления в зависимости от характера и степени вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы (статьи 13-22).
Исходя из положений статей 10, 13, 22, 15 Закона Российской Федерации от 15.05.1991г. №, а также Постановления Правительства РФ от 25.12.1992г. «О режиме территории, подвергшихся радиоактивному заражению вследствие катастрофы на ЧАЭС», граждане, проживающее в зоне с правом на отселение, принимают самостоятельное решение о переселении на другое место жительства. Граждане, принявшие решение о выезде на другое место жительства, имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом.
Система социальной защиты граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, предусмотренная Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", включает в себя различные виды денежных выплат и устанавливаемых в дополнение к ним мер социальной поддержки, которые направлены на создание для пострадавших граждан наиболее благоприятных (льготных) условий реализации конкретных прав и доступа к социально значимым благам и услугам в сфере медицинского, транспортного, жилищно-коммунального и социального обслуживания, лекарственного обеспечения, содействия занятости и получения образования с тем, чтобы сделать для них последствия чернобыльской катастрофы менее ощутимыми (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 17-П и от ДД.ММ.ГГГГ N 3-П).
Согласно положению части 2 статьи 22 Закона Российской Федерации от 15.05.1991г. № «О социальной защите граждан, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, переселившимся в период с ДД.ММ.ГГГГ на постоянное место жительства в зону проживания с правом на отселение, в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства, меры социальной поддержки, предусмотренные статье 17 указанного закона, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие Чернобыльской катастрофы.
В соответствии со статьей 33 Закона Российской Федерации, указанные граждане приобретают право на назначение пенсии по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", исходя из срока проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение.
По смыслу изложенных положений Закона Российской Федерации предоставление меры социальной поддержки гражданам, переселившимся в период с ДД.ММ.ГГГГ на постоянное место жительства в зону проживания с правом на отселение, может осуществляться только после достижения ими пенсионного возраста с учетом его уменьшения в соответствии со статьей 33 Закона Российской Федерации.
Законность установления такой нормы проверялась в Конституционном Суде Российской Федерации.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 235-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО1 на нарушение ее конституционных прав положениями пункта 11 части первой статьи 13 и статьи 22 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 17 Закона Российской Федерации, гражданин приобретает при наличии у него права выхода на пенсию со снижением пенсионного возраста с учетом степени радиационного воздействия, определяемой исходя из времени и продолжительности периода проживания в зонах радиоактивного загрязнения вследствие Чернобыльской катастрофы, то есть, после достижения пенсионного возраста с учетом проживания в указанных зонах.
Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, регулируется разделом IV Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Согласно статье 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", устанавливающей условия назначения пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, и членам их семей, пенсия по старости гражданам, переселенным (переселяемым) из зоны отселения, назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (абзац четвертый пункта 2).
Кроме того, порядок получения ежегодной компенсации на оздоровление в размере 100 руб. регламентирован Правилами выплаты гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 907.
Применительно к содержанию вышеназванных Правил, реализация права на получение ежегодной компенсации на оздоровление носит заявительный характер.
Между тем из материалов дела видно, что истец обратился к ответчику с заявлением о выплате указанной компенсации только в апреле 2015 года.
Доводы представителя истца о получении истцом ранее ежемесячных денежных выплат суд не принимает во внимание, поскольку ЕДВ ФИО2 выплачивались на основании пункта 9 части 1 статьи 27.1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в соответствии с которым право на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) имеют дети и подростки в возрасте до 18 лет, проживающие в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение, эвакуированные и переселенные из зон отчуждения, отселения, проживания с правом на отселение, включая тех, которые на день эвакуации находились во внутриутробном состоянии, а также дети первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части 1 статьи 13 настоящего Закона, родившиеся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей.
При вышеизложенных обстоятельствах требования ФИО2 об обязании Управления социальной защиты населения <адрес> восстановить его нарушенное право на выплату ежегодной компенсации на оздоровление в размере 100 рублей (с учетом индексации), выплате данной компенсации за 2012, 2013, 2014, 2015 годы и в последующие годы, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
ФИО2 в иске к Казенному учреждению <адрес> «Управление социальной защиты <адрес>» об обязании восстановления права на получение ежегодной компенсации на оздоровление и выплаты компенсации за 2012-2015 годы и в последующие годы отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца.
Судья Н.В. Штукина
Решение в окончательной форме
изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.