Дело № 5-649/2017
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Биробиджан 06 октября 2017 года
Судья Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области Пермина В.А., рассмотрев материалы дела в отношении юридического лица – областного государственного казенного учреждения здравоохранения «Противотуберкулезный диспансер», юридический адрес: ЕАО, <адрес>, ИНН №, КПП №, ОГРН № от 02 декабря 2002 года,
- об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
15 сентября 2017 года в 15 часов 30 минут по результатам выездной плановой проверки областного государственного казенного учреждения здравоохранения «Противотуберкулезный диспансер» (далее - ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер», учреждение, лицензиат), осуществляющего свою деятельность по адресу: ЕАО, <адрес>, Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по <адрес> и <адрес> (далее-Территориальный орган), выявлено несоблюдение лицензиатом при осуществлении им медицинской деятельности порядков оказания медицинской помощи, что является грубым нарушением Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской федерации», пп. а п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности.
В судебном заседании представитель ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер» Андрияшкин С.Г., действующий на основании доверенности, с привлечением юридического лица к административному правонарушению по данному правонарушению не согласилась, пояснил, что установленные проверкой нарушения следствие недостаточного финансирования.
Выслушав пояснения представителя юридического лица, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ наступает за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Согласно примечанию к ст. 19.20 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Пунктом 6 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года № 291 (далее – Положение о лицензировании медицинской деятельности), установлено, что под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами «а», «б» и «в.1» пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Положениями ч. 11 ст.19 этого же Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Таким образом, грубым нарушением лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности будет являться нарушение лицензионных требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами «а», «б» и «в.1» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, повлекшее за собой причинение вреда жизни либо здоровью граждан, а также угроза причинения такого вреда.
Подпунктом «б» пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности определено, что лицензионным требованием, предъявляемым к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности является наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или на ином законном основании медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в установленном порядке.
При этом положениями ст. 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определено, что медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Подпунктом «ж» пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности установлено, что лицензионным требованием, предъявляемым к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности является соответствие структуры и штатного расписания соискателя лицензии - юридического лица, входящего в государственную или муниципальную систему здравоохранения, общим требованиям, установленным для соответствующих медицинских организаций.
Подпунктом «и» пункта 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности установлено, что лицензионным требованием, предъявляемым к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности, является наличие внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
В соответствии с п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, в том числе:
а) соблюдение порядков оказания медицинской помощи;
б) соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
При таких обстоятельствах, нарушение перечисленных норм Положения о лицензировании медицинской деятельности, повлекшее за собой, в том числе причинение вреда граждан, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, либо угрозе возникновения данных обстоятельств, будет образовывать объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Согласно ст. 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» с 01 января 2013 года медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.
Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включают в себя:
- этапы оказания медицинской помощи;
- правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача);
- стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений;
- рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений;
- иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи.
Из выписки из Единого реестра лицензий следует, что ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер» осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии № ЛО-79-01-0003 00, предоставленной управлением здравоохранения правительства ЕАО от 26 сентября 2014 года, срок действия - бессрочно.
В период времени с 21 августа 2017 года по 15 сентября 2017 года Территориальным органом на основании приказа от 04 августа 2017 года № в рамках государственного контроля за соблюдением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи проведена плановая выездная проверка в ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер», по адресу: ЕАО, Биробиджан, <адрес>, по результатам которой составлен акт № от 15 сентября 2017 года.
Согласно указанному акту установлено несоответствие оснащения учреждения стандарту, утвержденному Приказом Минздрава России от 15 ноября 2012 года №н (приложение № к Порядку оказания медицинской помощи больным туберкулезом), а именно:
1) диагностическое отделение (кабинет) не оснащено передвижным палатным рентгеновским аппаратом с возможностью производства цифровых снимков (должно быть не менее 1) и автоматическим шприцом-инжектором (должно быть не менее 1).
2) кабинет ультразвуковой диагностики не оснащен переносным ультразвуковым аппаратом с комплектом датчиков для исследований (должно быть не менее 1, предусмотрено для противотуберкулезного диспансера, в структуру которого входит отделение для больных туберкулезом органов дыхания. В структуре ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер» имеется отделение для больных туберкулезом органов дыхания на 100 коек).
3) отделение (кабинет) функциональной диагностики не оснащено электронным пневмотахометром с регистрацией петли поток-объем (должно быть не менее 1);
4) бактериологическая лаборатория не оснащена вакуумным аспиратором медицинским с колбой-ловушкой (должно быть не менее 1).
5) отделение (кабинет) эндоскопии не оснащено аргон-плазменным коагулятором (должно быть не менее 1), системой для подачи кислорода (должно быть не менее 1).
Установлено несоответствие штатного расписания нормативам штатной укомплектованности, установленным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 года № 932н (приложение № 2 к Порядку оказания медицинской помощи больным туберкулезом), а именно:
Приложением № 2 Порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом рекомендованы, в том числе, следующие штатные нормативы стационарного отделения (отделения для больных туберкулезом органов дыхания) в противотуберкулезных диспансерах:
заведующий врач-фтизиатр - 1 ед., врач-фтизиатр - 1 на 30 коек (для больных без бактериовыделения); 1 на 20 коек (для больных с бактериовыделением); 4,75 на 30 коек (для обеспечения круглосуточной работы).
Комиссией Территориального органа установлено, по состоянию на момент проверки, лимит коечного фонда учреждения (количество коек для лечения пациентов) составляет 130 коек, в том числе: отделение для больных туберкулезом органов дыхания на 100 коек, отделение для больных с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя на 30 коек.
С учетом указанного, штатная численность врачей-фтизиатров должна составлять 34 ед., из них:
- в отделении для больных туберкулезом органов дыхания (с бактериовыделением и без бактериовыделения) на 100 коек: заведующий врач-фтизиатр - 1 ед.; врач-фтизиатр - 9,30 ед.; врач-фтизиатр (для обеспечения круглосуточной работы) - 15,80 ед.;
- в отделении для больных с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя на 30 коек: заведующий врач-фтизиатр - 1 ед.; врач-фтизиатр - 2 ед.; врач-фтизиатр (для обеспечения круглосуточной работы) - 4,75 ед.
Однако, в соответствии с действующим штатным расписанием ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер», согласованным с управлением здравоохранения правительства ЕАО, количество врачей-фтизиатров в стационарных отделениях установлено в количестве 12,25 ед. ставок, что на 22 ед. меньше установленных действующими нормами, что свидетельствует о нарушении Порядка оказания медицинской помощи больным туберкулезом, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 года № 932н, в части несоблюдения штатных нормативов стационарного отделения (отделения для больных туберкулезом органов дыхания).
Таким образом, факт осуществления медицинской деятельности ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер» с нарушениями порядков оказания медицинской помощи, включающими в себя, в том числе, стандарты оснащения и рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений, и являющийся обязательными для исполнения на территории РФ всеми медицинскими организациями, нашел свое подтверждение.
15 сентября 2017 года Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Хабаровскому краю и ЕАО составлен протокол о привлечении ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер» к административной ответственности по ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ.
Приведенные доказательства получены в соответствии с законом, их совокупность является достаточной для рассмотрения дела по существу.
Несоблюдение ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер» стандартов оснащения является грубым нарушением лицензионных требований, поскольку при возникновении чрезвычайной ситуации, в которой может возникнуть потребность в специальном медицинском оборудовании, его отсутствие, может повлечь за собой причинение вреда жизни либо здоровью граждан, либо угрозу причинения такого вреда.
Несоблюдения требований к штатному расписанию не являются грубым нарушением лицензионных требований, поскольку штатные нормативы, установленные приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 года № 932н носят рекомендательный характер и не способны повлечь за собой причинение указанных последствий.
При этом, обязанность надлежащим образом осуществлять медицинскую деятельность возложена на лицензиата действующим законодательством, вне зависимости от каких-либо условий.
Вина юридического лица ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер» подтверждается: приказом о проведении проверки от 04 августа 2017 года № 54, актом проверки от 15 сентября 2017 года № 54 с его приложениями, протоколом об административном правонарушении от 15 сентября 2017 года № 24ЛТУ, выпиской из Единого реестра лицензий, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, и другими материалами дела.
Оценив все доказательства в совокупности, считаю, что вина юридического лица ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер» в административном правонарушении доказана и его действия надлежит квалифицировать по ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Доводы представителя ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер» об отсутствии финансовых средств на приобретение необходимого оборудования, суд считает необоснованным.
Недостаточное бюджетное финансирование не может служить основанием для освобождения медицинского учреждения от исполнения обязанностей, возложенных на него в силу закона, в том числе с учетом характера и степени общественной опасности вмененного административного правонарушения. Невыполнение учреждением лицензионных требований может повлечь негативные последствия, способствует возникновению фактов некачественного оказания медицинских услуг.
Кроме того, п. 3 ст. 161 БК РФ, а также п. 2 ст. 24 ФЗ «О некоммерческих организациях» установлено, что казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Данное право закреплено в Уставе ОГКУЗ «Противотуберкулезный диспансер».
Таким образом, полагаю, что учреждение здравоохранения, имея возможности для соблюдения действующего законодательства, всех мер по соблюдению данных требований своевременно не приняло.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено.
При назначении административного наказания, учитывая характер совершенного административного правонарушения, отсутствие наступивших отягчающих обстоятельств по делу, социальную значимость медицинского учреждения, его финансовое положение, считаю необходимым назначить наказание в виде административного штрафа.
Учитывая положения частей 3.2, 3.3, ст. 4.1 КоАП РФ, нахожу что имеются обстоятельства, позволяющие назначить медицинскому учреждению, финансируемому из бюджета субъекта Российской Федерации, наказание ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, но не менее половины минимального размера, то есть в размере 50 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 4.1, 19.20 29.10 КоАП РФ, судья,
П О С Т А Н О В И Л:
Признать областное государственное казенное учреждение здравоохранения «Противотуберкулезный диспансер», виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административных штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Административный штраф подлежит уплате в течение 60 дней со дня вступления постановления в законную силу, путем перечисления по следующим реквизитам:
УФК по Хабаровскому краю (территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Хабаровскому краю и ЕАО), КБК №, ИНН №, КПП № Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Хабаровскому краю г. Хабаровска, расчетный счет №, БИК №, ОКТМО №, назначение платежа «Денежные взыскания (штрафы)».
Постановление может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления через Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области.
Судья В.А. Пермина
Постановление вступило в законную силу: