Дело №
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Судья <адрес> районного суда <адрес> ФИО7 с участием ФИО1 по доверенности Росприроднадзора ФИО3, защитников ООО «<адрес>» по доверенности ФИО6, ФИО4, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ, в отношении юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «<адрес>», юридический адрес: <адрес>, <адрес>, д. <адрес>, <адрес>, ИНН №,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ при проведении внеплановой выездной проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения ВрИО руководителя ФИО1 службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес> (далее - ФИО1) ФИО5 о проведении внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ № соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды Обществом с ограниченной ответственностью «<адрес>», должностным лицом ФИО1 ФИО8 непосредственно обнаружено, что Общество осуществляет деятельность по транспортированию, обезвреживанию (обеззараживанию) и утилизации (использование для производства органического удобрения) отхода III класса опасности - «помет куриный свежий», код отхода по ФИО1 классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - ФККО) 11251001333, класс опасности III и отхода «отходы подстилки из древесных опилок при содержании птиц», код отхода по ФККО 11279101334, класс опасности IV, в отсутствие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, на производственных, расположенных близ <адрес>, <адрес>.
Факт образования отходов «помет куриный свежий» и «отходы подстилки из древесных опилок при содержании птиц» подтверждается журналами учета отходов, оформленными по форме приложения № к Порядку учета в области обращения с отходами, утвержденному приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № ча № года; протоколами отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от ДД.ММ.ГГГГ, заключением по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний №-Э-17 от ДД.ММ.ГГГГ филиала ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному ФИО1 <адрес>» - «Центр лабораторного анализа и технических измерений по <адрес>».
Факт утилизации (использования для производства органического удобрения) и обезвреживания отходов «помет куриный свежий» и «отходы подстилки из древесных опилок при содержании птиц» подтверждается протоколом испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ, справками Общества о количестве накопленных отходов на производственных территориях. Факт отсутствия у ООО «<адрес>» лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подтверждается учетными данными ФИО1 в части выдачи указанного документа.
Материалы дела в отношении ООО «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ переданы на рассмотрение в <адрес> районный суд.
При рассмотрении дела об административном правонарушении защитники ООО «<адрес>» ФИО6 и ФИО4 дали пояснения о том, что Общество принимает меры к получению необходимых документов, просили прекратить дело по ст.4.5 КоАП РФ, поскольку лицензирование осуществляется с ДД.ММ.ГГГГ, а протокол составлен ДД.ММ.ГГГГ, т.е. по истечении одного года, полагают, что нет необходимости лицензировать то, что не является отходами.
ФИО1 службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес> ФИО3 пояснила, что факт допущенного ООО «<адрес>» нарушения подтвержден доказательствами, полученными в ходе проведения проверки юридического лица.
Изучив письменные материалы дела об административном правонарушении, выслушав защитников ООО «<адрес>», ФИО1 службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес>, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьей 16 ФИО1 закона "Об охране окружающей среды" от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), (с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) определено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы и особенности взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются данным ФИО1 законом, иными ФИО1 законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ), сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ), хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4.1 ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными ФИО1 органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
На основании ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 458-ФЗ «О внесении изменений в ФИО1 закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений зaконодательных актов) Российской Федерации» (далее - Закон № 458-ФЗ), согласно которым с ДД.ММ.ГГГГ вступили в силу отдельные положения, лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
ФИО1 законом от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее - Закон №203-ФЗ) статья 23 Закона № 458-ФЗ дополнена частью 3.1 следующего содержания: юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности обязаны получить лицензию на ее осуществление до ДД.ММ.ГГГГ».
В силу ст. 7 ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 404-ФЗ «О внесении изменений в ФИО1 закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в первом и втором предложениях части 3.1 статьи 23 Закона № 458-ФЗ слова «1 января» заменены словами «1 июля». Таким образом, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I - IV классов опасности, представлен переходный период до ДД.ММ.ГГГГ для получения лицензии. После ДД.ММ.ГГГГ осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
ООО «<адрес>» в нарушение требований природоохранного законодательства осуществляет деятельность по транспортированию, обработке, утилизации 3 класса опасности – помет куриный, свежий, код отхода по ФИО1 классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - ФККО) 11251001333, класс опасности III и отхода «отходы подстилки из древесных опилок при содержании птиц», код отхода по ФККО 11279101334, класс опасности IV, в отсутствие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Предметом судебного разбирательства является административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется ФИО1 законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения - лицензии.
В силу ч. 1 ст. 30 ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (ред. от ДД.ММ.ГГГГ с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию.
На основании ч. 3 ст. 2 ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (ред. от ДД.ММ.ГГГГ с изм. и доп., вступ. в силу с ДД.ММ.ГГГГ) лицензированию подлежит деятельность, осуществление которой может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, а также деятельность, регулирование которой не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
В соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 данного Закона деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 1 ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрено, что транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
Согласно ст. 20 данного Закона куриный помет свежий и отходы подстилки из древесных опилок при содержании птиц соответственно: умеренно опасные отходы и малоопасные отнесены государственным кадастром по ФИО1 классификационному каталогу отходов к отходам 3 и 4 классов опасности 11251001333 и 11279101334.
Факт административного правонарушения, совершенного юридическим лицом - ООО «<адрес>» в судебном заседании подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, материалами проверки - распоряжения ВрИО руководителя ФИО1 службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес> (далее - ФИО1) ФИО5 о проведении внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ № соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды Обществом с ограниченной ответственностью «<адрес>», Уставом ООО «<адрес>», сведениями о юридическом лице, журналами учета отходов, заключением по результатам проведения лабораторных исследований, протоколом испытаний № от ДД.ММ.ГГГГ, письмом Общества от ДД.ММ.ГГГГ № о транспортировании Обществом помета куриного техникой.
Факт отсутствия у ООО «<адрес>» лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подтверждается учетными данными ФИО1 в части выдачи указанного документа.
Оценив собранные и исследованные в судебном заседании доказательства, суд установил, что разрешение (лицензия) на осуществление транспортирования отходов 1-4 класса опасности у ООО «<адрес>» отсутствует.
Следовательно, совершенное ООО «<адрес>» деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.
Доводы защитников ООО «<адрес>» правового значения для дела не имеют.
При назначении административного наказания судья учитывает требования ст. ст. 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ, и характер правонарушения, направленного на нарушение требований законодательства, обеспечивающих права каждого на благоприятную окружающую среду.
Смягчающим обстоятельством признается совершение подобного административного правонарушения впервые, принятие мер, направленных на устранение нарушений.
Отягчающих обстоятельств не установлено.
Учитывая установленные в статьях 1.2, 3.1 КоАП РФ задачи законодательства об административных правонарушениях (защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, общественного порядка и общественной безопасности), а также цели применения административного наказания, судья приходит к выводу о необходимости назначения административного наказания в виде административного штрафа, поскольку административное приостановление деятельности является исключительной мерой административной ответственности, применяемой только в том случае, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
С учетом того, что ООО «<адрес>» предпринимает меры к устранению нарушения, а также с учетом обстоятельств, связанных с характером совершенного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением, судья на основании частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ приходит к выводу о назначении минимального размера административного штрафа, предусмотренного статьей ч.1 ст.19.20 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.7 - 29.11 КоАП РФ, судья
постановил:
Признать ООО «<адрес>» юридический адрес: <адрес> ИНН №, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить юридическому лицу административное наказание в виде административного штрафа в сумме № рублей.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Реквизиты для уплаты штрафа: ФИО1 казначейства по <адрес> (ФИО1 службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес>), р/с 40№ в Отделение <адрес> <адрес>, БИК №
Постановление может быть обжаловано в <адрес> областной суд через <адрес> районный суд или непосредственно в <адрес> областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: ФИО9