П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о назначении административного наказания
Город Саянск 23 ноября 2021 года
Дело № 5-147/2021
Судья Саянского городского суда Иркутской области Даутмерзаева Н.В., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Некрасовой Д. В., <данные изъяты>
установила:
Некрасова Д.В. не выполнила правила поведения при введённом режиме повышенной готовности на территории Иркутской области, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а именно: 12 октября 2021 года в 10 часов 40 минут Некрасова Д.В. находилась в пассажирском автобусе маршрута № 5 на остановке «Саянская городская больница», расположенной по адресу г. Саянск микрорайон Благовещенский, при этом не использовала средства индивидуальной защиты органов дыхания (медицинскую или гигиеническую маску и т.п.), нарушив тем самым п.1 Правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории Иркутской области, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
По данному факту УУП ОУУП и ПДН ОП МО МВД России «Зиминский» Х. в отношении Некрасовой Д.В. 12.10.2021г составлен протокол об административном правонарушении <номер изъят> по ч 1 ст.20.6.1 КоАП РФ.
Административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, предусмотрена ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности Некрасова Д.В. надлежаще извещенная о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляла. От нее поступило ходатайство о рассмотрении дела с ее участием, дала добровольное согласие на извещение посредством смс-сообщения.
В соответствии с ч 2 ст 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Учитывая, что Некрасова Д.В. надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявляла, судья находит необходимым рассмотреть дело в отсутствие лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении.
Согласно ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.
Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ, в редакции от 1 апреля 2020 года, "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Такие Правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года N 417.
Указанные Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 3, подпункты "в" и "г" пункта 4 Правил N 417).
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" пункта "а" статьи 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1, пункты "а", "у", "ф" части 1 статьи 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 "О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих", коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих".
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан.
Согласно статье 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина). Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Согласно Указу Президента РФ от 2 апреля 2020 года N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений данного Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, необходимо обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь: определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - соответствующая территория), в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации; установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.
В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в Иркутской области приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с Указами Губернатора Иркутской области от 18 марта 2020 года N 59-уг "О введении режима функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и от 12.10.2020 N 279-уг (ред. от 30.12.2020) "О режиме функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" на территории Иркутской области с 20-00 часов 18 марта 2020 года введен режим функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, установлены Правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории Иркутской области, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (Порядок передвижения на территории Иркутской области лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки).
Из текста данного Указа следует, что он подписан в связи с угрозой возникновения чрезвычайной ситуации связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории Российской Федерации, в целях обеспечения предотвращения завоза и распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV на территории Иркутской области, в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 года № 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", статьей 59 Устава Иркутской области.
Согласно пункта 1 Правил (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Некрасовой Д.В. к административной ответственности) лицам, находящимся на территории Иркутской области, при посещении магазинов и других помещений организаций, деятельность которых не приостановлена, совершении поездок в общественном транспорте и такси, при нахождении на парковках, в подъездах многоквартирных жилых домов, лифтах использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания в соответствии с Методическими рекомендациями "МР 3.1.0140-18. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Неспецифическая профилактика гриппа и других острых респираторных инфекций. Методические рекомендации" (утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 10.12.2018) либо их аналоги (далее - медицинские или гигиенические маски и т.п.), если иное не установлено рекомендациями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
В соответствии с пунктом 1 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.10.2020 N 31 "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом" следует, что лицам, находящимся на территории Российской Федерации необходимо обеспечить ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах.
За нарушение требований, введенных в связи с коронавирусной инфекцией (COVID-19), к находящимся на территории Иркутской области гражданам применяются меры ответственности в соответствии с законодательством.
Исследовав материалы дела, судья приходит к выводу, что вина Некрасовой Д.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью исследованных доказательств, в том числе:
-протоколом об административном правонарушении <номер изъят> от 12.10.2021г, из которого следует, что Некрасова Д.В. нарушила пункт 1 Правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а именно, 12 октября 2021 года в 10 часов 40 минут Некрасова Д.В. находилась в пассажирском автобусе маршрута № 5 на остановке «Саянская городская больница», расположенной по адресу г. Саянск микрорайон Благовещенский, при этом не использовала средства индивидуальной защиты органов дыхания (медицинскую или гигиеническую маску и т.п.). Протокол составлен уполномоченным должностным лицом в присутствии Некрасовой Д.В., содержит все необходимые сведения, установленные статьей 28.2 КоАП РФ: место, время, событие административного правонарушения. Процедура составления протокола об административном правонарушении соблюдена, положения статей 51 Конституции РФ и 25.1 КоАП РФ Некрасовой Д.В. разъяснены, в помощи защитника не нуждалась.
- объяснениями Некрасовой Д.В. от 12.10.2021г, из которых следует, что согласно ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение предусмотренных законодательством правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, но ЧС на территории РФ не введен и она не обязана надевать средства индивидуальной защиты. Также она попросила кондуктора бесплатно предоставить маску, но ей отказали, пояснив, что у них нет бесплатных средств индивидуальной защиты и она может приобрести маску за 5 рублей у кондуктора.
- рапортом об обнаружении признака административного правонарушения, составленным УУП ОУУП и ПДН ОП МО МВД России «Зиминский» Х. 12.10.2021г, согласно которому поступило сообщение о том, что на остановке «Благовещенский храм» пассажир автобуса отказывается надеть маску в общественном транспорте в нарушение п.1 правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории Иркутской области;
-фотографией, приобщенной к протоколу об административном правонарушении, на которой гражданка Некрасова Д.В. запечатлена без медицинской маски.
- объяснениями Б. от 12.10.2021г, из которых суд установил, что она работает <данные изъяты>. На остановке ОГБУЗ СГБ в автобус сели пассажиры. Одна из девушек была без маски. Она предложила надеть маску, но та пояснила, что маски у нее нет. Тогда на предложила девушке купить маску за 5 рублей, но та отказалась покупать маску. Они проехали одна остановку, девушка маску не надевала, поэтому они остановили автобус и вызвали полицию.
Исследованные в суде доказательства получены в соответствии с требованиями КоАП РФ, последовательны, непротиворечивы, согласуются между собой и в своей совокупности являются достаточными для признания Некрасовой Д.В. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ -невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Возражения Некрасовой Д.В. полностью опровергаются установленными по делу обстоятельствами:
Указ Губернатора Иркутской области от 12.20.2020г № 279 -уг принят в соответствии с имеющимися полномочиями, не противоречит законодательству РФ;
Заявление Некрасовой Д.В. о том, что кондуктор должен обеспечить ее маской не соответствует требованиям закона, т.к. предписанное гражданам требование к пользованию гигиенической маской во всех помещениях объектов розничной торговли, транспорта и т.п. не обусловлено предоставлением указанных средств индивидуальной защиты юридическим лицом.
В соответствии с п.п. 14.1 п 7 Правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории Иркутской области, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на территории Иркутской области обязаны:
исключить обслуживание граждан без минимальных средств индивидуальной защиты органов дыхания (медицинских или гигиенических масок и т.п.), создав возможные условия для ношения масок (разъяснения для граждан, продажа масок по ценам не выше рыночных, по возможности вручение масок бесплатно отдельным категориям граждан и т.п.);
В соответствии с приложением 7 к МР 3.1.0140-18 самыми простыми и доступными для массового применения средствами предотвращения передачи возбудителей ОРИ воздушно-капельным путем, могут служить одноразовые медицинские маски промышленного производства (процедурные, хирургические и т.д.), применение медицинских масок снижает риск передачи инфекции в двух направлениях - при использовании больным маска предотвращает выброс возбудителей в окружающую среду, а применение маски здоровым при контакте с больным защищает его от крупных частиц аэрозоля, образующихся при чихании и кашле больного;
Административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, установлена федеральным законом- ст 20.6.1 КоАП РФ;
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Исходя из толкования приведенных выше норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане, подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как за нарушение правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
При решении вопроса о назначении административного наказания, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ, судья учитывает характер совершенного Некрасовой Д.В. административного правонарушения, личность виновной, ее имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность Некрасовой Д.В., в силу ст. 4.2 КоАП РФ учитывается совершение ею административного правонарушения впервые.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, из представленных материалов дела не усматривается.
Оснований для прекращения производства по делу не установлено.
Срок давности привлечения Некрасовой Д.В. к административной ответственности, установленный ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек.
С учетом принципов пропорциональности, справедливости и соразмерности необходимо назначить Некрасовой Д.В. наказание в виде штрафа в размере 2000 рублей, который отвечает достижению задач административного производства и целям административного наказания.
Руководствуясь статьями 4.1, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
Некрасову Д. В. признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 2000 (две тысячи) рублей с его уплатой по реквизитам: УФК по Иркутской области (ОП по г. Саянск Иркутской области, КПП 380801001; ИНН 3808171041; КОД ОКТМО 25610000; номер счета получателя платежа 03100643000000013400; в отделении Иркутск банка России//УФК по Иркутской области г. Иркутск, БИК 012520101, кор/счет 40102810145370000026, КБК 18811601201010601140, УИН 18880438210551648482.
Разъяснить Некрасовой Д. В., что в соответствии со статьями 32.2, 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, неуплата административного штрафа не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: Н.В. Даутмерзаева