РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 2-494/2018
19 декабря 2018 года с. Бея
Бейский районный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Трофимчук М.В.,
при секретаре Филипповой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Бейского района Республики Хакасия в интересах Углева Олега Андреевича к Управлению образования администрации Бейского района Республики Хакасия об обязании включить в список лиц из числа детей - сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, по договору социального найма специализированного жилищного фонда за счет средств бюджета Республики Хакасия, при участии:
от истца помощника прокурора Бейского района - Сандан-оол А.Ш.,
истец Углев О.А. - отсутствует,
от ответчика Управления образования администрации Бейского района Республики Хакасия представитель - отсутствует,
от третьего лица администрации Бейского района Республики Хакасия представитель - отсутствует,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Бейского района в интересах Углева О.А. обратился в суд с иском к Управлению образования администрации Бейского района Республики Хакасия об обязании включить в список лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма специализированного жилищного фонда за счет средств бюджета Республики Хакасия, мотивируя исковые требования тем, что он относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать О.Л. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец А.А. записан в справке о рождении со слов матери. Согласно информации Управления образования администрации Бейского района Республики Хакасия по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Углев О.А. в списке детей-сирот, нуждающихся в получении жилья и состоящих на учете в администрации муниципального образования Бейский район не числится, вместе с тем по состоянию на 01.04.2006 г. Углев О.А. в указанном списке состоял под №. В настоящее время Углеву О.А. в связи с достижением возраста 23 лет отказано во включении в список лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. В настоящее время Углев О.А. жилья не имеет. Просят суд обязать Управление образования администрации Бейского района включить Углева О.А. в список из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договору социального найма специализированного жилищного фонда за счет средств бюджета Республики Хакасия.
От истца помощник прокурора Бейского района Республики Хакасия Сандан-оол А.Ш. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Истец Углев О.А. для участия в судебном заседании не явился, о дате, времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
От ответчика Управления образования администрации Бейского района Республики Хакасия представитель по доверенности Гончарук О.Г. для участия в судебном заседании не явился, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, представил заявление о признании исковых требований в полном объеме, указав, что последствия признания исковых требований разъяснены и понятны, также просил рассмотреть гражданское дело в их отсутствие.
От третьего лица администрации Бейского района Республики Хакасия представитель для участия в судебном заседании не явился, о дате, времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, при этом указав, что в случае достаточных оснований для включения в список Углева О.А. против исковых требований не возражают.
Выслушав помощника прокурора Бейского района, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
Согласно повторному свидетельству о рождении серии № выданному ДД.ММ.ГГГГ, родителями Углева О.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются А.А., О.Л.
Из записи акта о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ Углева О.А. судом установлено, что сведения об отце - А.А. внесены на основании заявления матери.
Из записи акта о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ судом установлено, что Б.Г. и О.Л. заключили брак ДД.ММ.ГГГГ, жене присвоена фамилия Бриндукова.
Брак между Г.В. и О.Л. расторгнут ДД.ММ.ГГГГ на основании решения суда Бейского района Красноярского края, что подтверждается актовой записью о расторжении брака № от ДД.ММ.ГГГГ.
Мать истца О.Л. умерла ДД.ММ.ГГГГ (запись акта о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ)
Разрешая спор по существу, суд исходит из следующего.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены п. п. «ж» и «к» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем на основании Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Так, статья 109.1 ЖК РФ устанавливает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяются общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
В силу ст. 8 указанного Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Таким образом, федеральное законодательство, помимо порядка предоставления жилья детям-сиротам, определяет еще и минимальный размер предоставляемого жилого помещения (не ниже установленных социальных норм).
Наряду с федеральным законодательством, аналогичные положения по обеспечению жилой площадью лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилья, также закреплены и в законодательстве субъекта Российской Федерации.
Так, Законом Республики Хакасия от 10.12.2012 г. № 107-ЗРХ «О предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» закреплен порядок предоставления жилых помещений в Республике Хакасия детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 1 указанного Закона Республики Хакасия от 10.12.2012 г. № 107-ЗРХ право на предоставление жилого помещения в соответствии с настоящим Законом имеют: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Положениями ч. 1 ст. 2 Закона Республики Хакасия от 10.12.2012 г. № 107-ЗРХ определен порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, согласно которому граждане, указанные в ст. 1 настоящего Закона и постоянно проживающие на территории Республики Хакасия, включаются органом, созданным в муниципальном образовании Республики Хакасия и осуществляющим государственные полномочия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, если их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано (далее - уполномоченный орган муниципального района (городского округа) Республики Хакасия), в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список), который ведется по форме согласно приложению 1 к настоящему Закону.
Законом Республики Хакасия от 03.07.2014 г. № 63-ЗРХ статья 4 Закона Республики Хакасия от 10.12.2012 г. № 107-ЗРХ дополнена частью 3(1), в силу которой право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Договоры найма специализированного жилого помещения заключаются сроком на пять лет и являются основанием для вселения граждан, указанных в статье 1 настоящего Закона, в предоставленные жилые помещения (ч. 4 ст. 4).
Жилые помещения, в том числе предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после достижения ими 23 лет, если они состояли в очереди на получение жилых помещений и их право на получение жилых помещений не было своевременно реализовано.
Таким образом, законодательством определено, что граждане из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются жилой площадью на условиях найма специализированного жилого помещения. Жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.
Как указывалось выше, Углев О.А. в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей.
В силу положений ч. 1 ст. 20 Конвенции «О правах ребенка», ратифицированной Постановлением ВС СССР от 13.06.1990 г. № 1559-1, истец, как ребенок, лишенный семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые ему государством, в том числе, в силу гарантий социальной защиты и поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и право на обеспечение его жильем.
Судом установлено, что Углев О.А. обращался в Управление образования администрации Бейского района с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, как указано в письме от 07.11.2018 г. № Углеву О.А. было отказано поскольку он достиг возраста 23 лет.
Как установлено из материалов дела Углев О.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения согласно имеющегося списка детей-сирот, нуждающихся в получении жилья и состоящих на учете в администрации муниципального образования Бейский район по состоянию на 01.04.2006 г. числится под №.
Администрацией Бейского района Постановлением от 12.03.2013 г. № 175 определено Управление образования уполномоченным органом осуществляющим ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем проводилась приемка-передача из сельских поселений учетных дел сирот, состоящих на учете и нуждающихся в обеспечнии жилыми помещениями. Учетное дело Углева О.А. в данный переходный период в Управление образования администрации Бейского района передано не было, в связи с чем он не был включен в указанный список (письмо от 14.12.2018 г. № 1948).
За защитой нарушенных жилищных прав Углев О.А. обратился в прокуратуру Бейского района.
Углев О.А. согласно данных книги похозяйствеенного учета № 4 за 2017 г. – 2018 г. лицевой счет № домовладение по <адрес>, состоит на балансе администрации Новотроицкого сельсовета, Углев О.А. зарегистрирован в указанном жилом помещении с 18.07.2012 г., фактически не проживает (выписка от 28.11.2018 г. № 41).
Фактически О.Г. проживает по <адрес>, согласно выписке из похозяйственной книги № за 2017 г. -2021 г. указанное домовладение принадлежит на праве собственности С.Г., умершему ДД.ММ.ГГГГ, по указанному адресу зарегистрирован и проживает также сын умершего Н.С. (выписка от 28.11.2018 г. №).
Таким образом, на основании имеющихся в деле доказательств достоверно установлено, что Углев О.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся из попечения родителей, на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не состоит, жилое помещение за ним не закреплено, по состоянию на 01.04.2006 г. состоял в списке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, был поставлена на учет в льготную очередь на получение жилого помещения, следовательно имел место факт обращения Углева О.А. в компетентный орган для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Неисполнение должностными лицами органов местного самоуправления своих должностных обязанностей, выразившееся в отсутствии сформированного учетного дела Углева О.А. и ненадлежащее исполнение обязанностей опекуном не должно быть препятствием к реализации законных прав истца.
На основании положений Закона Республики Хакасия от 05.12.2005 г. № 85-ЗРХ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия наделены государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на неограниченный срок. На осуществление переданных государственных полномочий органам местного самоуправления предоставляются субвенции из республиканского бюджета Республики Хакасия.
В силу вышеприведенных норм права дети - сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на получение жилья, непосредственная обязанность по обеспечению которым возложена на органы местного самоуправления.
Согласно положениям главы 3 раздела 3.2.1. пункт 40 Положения об Управлении образования администрации Бейского района, утвержденного Постановлением администрации Бейского района Республики Хакасия № 959 от 05.12.2017 г., Управление образования администрации Бейского района осуществляет полномочия и функции, в том числе по формированию реестра детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилых помещений, в порядке, установленном Правительством Республики Хакасия.
Следовательно, Управление образования администрации Бейского района обязано включить Углева О.А. в список лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск, если это не противоречит закону, и не нарушает права и законные интересы других лиц.
При этом, при признании ответчиком иска и принятии его судом в силу ч. 3 ст. 173 ГПК РФ принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом (ч. 4 ст. 198 ГПК РФ).
Учитывая, что признание представителем ответчика Управления образования администрации Бейского района Республики Хакасия Гончаруком О.Г. исковых требований прокурора Бейского района Республики Хакасия в интересах Углева О.А. к Управлению образования администрации Бейского района Республики Хакасия не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав и охраняемых законом интересов, суд полагает возможным принять признание ответчиком исковых требований.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Бейского района Республики Хакасия в интересах Углева О.А. к Управлению образования администрации Бейского района Республики Хакасия подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ 19.12.2018 ░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 24.12.2018 ░.