Решение по делу № 2-5990/2016 от 14.10.2016

№...

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 декабря 2016 года г. Межгорье

    Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Сафина Р.Р.,

при секретаре Ишимовой Л.Г.,

с участием заместителя прокурора ЗАТО г. Межгорье Папышевой Е.С.,

представителя ответчика администрации ГО ЗАТО г. Межгорье Кокушкиной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора ЗАТО г. Межгорье в интересах Казанцева В. А. к Администрации ГО ЗАТО г. Межгорье о предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор ЗАТО г. Межгорье, в интересах Казанцева В.А., обратился в суд с иском к Администрации городского округа ЗАТО город Межгорье, в котором просит обязать ответчика предоставить Казанцеву В.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения в границах городского округа Межгорье РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. В обоснование иска указывает, что Казанцев В.А. относится к лицам из числа детей-сирот и его проживание в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: г. Межгорье, ..., ..., в установленном порядке признано невозможным, собственником объектов недвижимости он не является. Мать Казанцева В.А. - Раздумина (Казанцева) И.А., единственный родитель, умерла ..., сведения об отце внесены в запись акта о рождении Казанцева В.А. на основании заявления матери ребенка. Казанцев В.А. в соответствии с постановлением главы Администрации ГО ЗАТО г. Межгорье №... от ... состоит на регистрационном учете в качестве нуждающейся в однократном предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений. Субвенции из бюджета Республики Башкортостан на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставленные бюджету ЗАТО г. Межгорье в текущем году, в полном объеме использованы по целевому назначению; приобретено две квартиры, которые предоставлены лицам из указанной категории во исполнение решений суда от .... В силу ч.1 ст.1 Закона Республики Башкортостан от 28.12.2005 № 260-3 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан», органы местного самоуправления муниципальных образований наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан, в том числе, по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Истец утверждает, что непосредственная обязанность по предоставлению жилого помещения возлагается на Администрацию городского округа ЗАТО г. Межгорье, в свою очередь финансовое обеспечение исполнения указанной обязанности возлагается на органы государственной власти Республики Башкортостан. До настоящего времени Казанцев В.А. жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений не обеспечен.

Прокурор Папышева Е.С. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Истец Казанцев В.А. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, от него в суд поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика администрации ГО ЗАТО г. Межгорье Кокушкина Н.В. исковые требования прокурора не признала, просила отказать в их удовлетворении. Указала, что в муниципальном жилищном фонде ЗАТО г. Межгорье РБ отсутствуют свободные жилые помещения, более того, даже в случае их высвобождения они в первую очередь предназначены для малоимущих граждан, состоящих в Администрации ЗАТО г. Межгорье РБ на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Если, на исполнительный орган государственной власти Республики Башкортостан не будет возложена обязанность выделить ответчику необходимый размер субвенций, это фактически приведет в заранее неисполнимому решению суда. Утверждает, что в целях эффективной защиты прав детей-сирот следует привлекать в суд в качестве ответчика не только орган местного самоуправления в порядке переданных ему государственных полномочий, но и исполнительный орган субъекта Российской Федерации, в данном случае Правительство Республики Башкортостан, который в силу закона должен нести субсидиарную ответственность.

Представитель третьего лица – Государственного комитета РБ по строительству и архитектуре, в судебное заседание не явился, от него в суд поступил отзыв на исковое заявление, в котором он просил рассмотреть дело в его отсутствие и указал, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда отнесено к компетенции органов местного самоуправления, при этом объем финансовых средств на исполнение данных полномочий предусматривается законом о бюджете Республики Башкортостан.

Представители третьих лиц – Правительства РБ, Министерства финансов РБ, Министерства образования РБ, КУМС ЗАТО Межгорье, будучи извещенными надлежащим образом о дне, времени и месте рассмотрения дела, на судебное заседание не явились, о причине своей неявки в суд своевременно не сообщили, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в их отсутствие в соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав в судебном заседании и оценив в совокупности все доказательства, имеющие юридическую силу, заслушав лиц, участвующих в деле, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище.

Согласно ст. 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 ФЗ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются указанным лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

Содержащееся в ст. 8 ФЗ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. ст. 1, 2 Закона РБ N 260-з "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан", органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан, в частности, по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

Согласно п. п. 8.1 - 8.5 Постановления Правительства РБ от 06 сентября 2013 года N 407 "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда РБ", жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - жилые помещения для детей-сирот), по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений; детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Порядком, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Жилые помещения для детей-сирот предоставляются указанным лицам на основании списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Жилые помещения для детей-сирот предоставляются по месту их жительства в муниципальном образовании Республики Башкортостан, на территории которого эти лица включены в список.

Жилое помещение для детей-сирот, предоставляемое по договору найма специализированных жилых помещений, должно соответствовать требованиям благоустроенности применительно к условиям соответствующего населенного пункта, а именно: общая площадь жилого помещения должна соответствовать норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления муниципального образования Республики Башкортостан, на территории которого предоставляется жилое помещение; жилое помещение должно соответствовать требованиям жилищного законодательства, санитарным, техническим и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым гражданам для постоянного проживания.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

В судебном заседании установлено, что мать Казанцева В.А.Раздумина И.А. умерла ... (свидетельство о смерти серии №... №..., выданное ... отделом ЗАГС администрации ... и ... РБ).

Согласно свидетельства о рождении серии №... №..., выданному .... ... ... РБ, справки о рождении №... от ..., матерью Казанцева В.А. является Казанцева И.А.

Из свидетельства о регистрации брака №... №..., выданному ... отделом ЗАГС администрации г. Межгорье, следует, что Казанцевой И.А. после заключения брака с Раздуминым С.В. присвоена фамилия ....

Постановлением главы Администрации ГО ЗАТО г. Межгорье №... от ..., признан факт невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении Казанцева В.А., зарегистрированного по месту жительства в однокомнатной квартире, общей площадью ... кв.м. по адресу: РБ, г. Межгорье, ..., ..., в которой зарегистрировано по месту жительства ... человека.

Согласно постановлению главы Администрации ГО ЗАТО г. Межгорье №... от ... Казанцев В.А. принят на учет и включен в список нуждающихся в однократном предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Казанцев В.А. собственником объектов недвижимости не является, что подтверждается Уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за №... от ....

Из изложенных обстоятельств следует, что Казанцев В.А., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящий на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, имеет право на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

Пунктом 7 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года № 260-з (в редакции Закона РБ от 04.12.2012 N 609-з) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), кроме полномочий по содержанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в государственных образовательных учреждениях и государственных учреждениях здравоохранения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возлагается на органы местного самоуправления, т.е. в данном случае на Администрацию городского округа ЗАТО г. Межгорье.

Суд, дав оценку представленным доказательствам в силу ст. 59,60 ГПК РФ приходит к выводу, что Казанцев В.А. в силу статьи 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на обеспечение его жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, поэтому на Администрацию городского округа ЗАТО город Межгорье РБ необходимо возложить обязанность предоставить истцу в границах городского округа ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма Администрацией городского округа ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан в пределах социальной нормы представления площади жилого помещения.

Доводы представителя ответчика Кокушкиной Н.В. о том, что Казанцев В.А. как лицо, относящееся к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей до настоящего времени не обеспечен жилым помещением в связи с тем, что переданные ответчику государственные полномочия не обеспечены Правительством Республики Башкортостан соответствующим финансированием в виде субвенции, а при удовлетворении судом иска будут нарушены права и интересы Администрации ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан, так как полномочия им осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора, так как действующим законодательством предусмотрено, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора ЗАТО г. Межгорье, действующего в интересах Казанцева В. А. к Администрации городского округа ЗАТО город Межгорье Республики Башкортостан о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, заключить договор найма специализированного жилого помещения удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа ЗАТО город Межгорье Республики Башкортостан предоставить Казанцеву В. А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства в границах городского округа ЗАТО г. Межгорье, отвечающее санитарным, техническим, противопожарным требованиям, не менее установленной нормы предоставления площади жилого помещения.

Обязать Администрацию городского округа ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан заключить с Казанцевым В. А. договор найма специализированного жилого помещения на предоставленное жилье.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан Постоянное судебное присутствие в ЗАТО г. Межгорье РБ в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено 27 декабря 2016 года.

Судья                  Р.Р. Сафин

2-5990/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель проурора ЗАТО г Межгорье Папышева Е. С.
Ответчики
Администрация ГО ЗАТО Межгорье
Другие
Казанцев В.А.
Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре
Министерство финансов Республики Башкортостан
Правительство Республики Башкортостан
Министерство образования Республики Башкортостан
Суд
Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан
Дело на сайте суда
belorecky.bkr.sudrf.ru
14.10.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.10.2016Передача материалов судье
17.10.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.10.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.10.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.11.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.12.2016Судебное заседание
22.12.2016Судебное заседание
27.12.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее