Дело № 2a-199/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июля 2020 года г. Невель
Невельский районный суд Псковской области
в составе председательствующего судьи Смирновой Л.Е.,
при секретаре Ещенко Н.В.,
с участием представителя административного истца – Администрации СП «Ивановская волость» Невельского района Псковской области, Чукиной О.В.,
административного ответчика - судебного пристава-исполнителя ОСП Невельского и Усвятского районов Бугай Н.А.,
представителя административного ответчика – УФССП по Псковской области, Кандратьевой М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации сельского поселения «Ивановская волость» к УФССП по Псковской области и судебному приставу-исполнителю ОСП Невельского и Усвятского районов Бугай Н.А. об освобождении от исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация СП «Ивановская волость» обратилась в суд с уточненным административным исковым заявлением к УФССП России по Псковской области и судебному приставу-исполнителю ОСП Невельского и Усвятского районов Бугай Н.А., в котором просит освободить Администрацию СП «Ивановская волость» от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства ** от ДД.ММ.ГГГГ.
Требования обоснованы тем, что административный истец является должником в исполнительном производстве ** от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденном постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Невельского и Усвятского районов Бугай Н.А. на основании исполнительного листа серии ** от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Невельским районным судом. Администрация СП «Ивановская волость» в пятидневный срок с момента получения постановления судебного пристава-исполнителя не исполнила решение Невельского районного суда от 19 ноября 2018 года, которым была обязана поставить на кадастровый учет земельный участок, площадью 0,50 га, на котором расположено «гражданское захоронение» в <адрес> и сообщить об исполнении решения в Невельский районный суд и Невельскому межрайонному прокурору в течение одного месяца со дня исполнения. В установленный для добровольного исполнения срок в адрес ОСП Невельского и Усвятского районов направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ исх.**, в котором изложены все меры, предпринятые Администрацией СП «Ивановская волость» и обстоятельства, препятствующие исполнению решения в указанный срок. Однако ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем было принято постановление о взыскании с Администрации СП «Ивановская волость» исполнительского сбора в размере 50 000 рублей на основании того, что исполнительный документ должником в установленный для добровольного исполнения срок, не исполнен. Администрация СП «Ивановская волость» считает незаконным и необоснованным взыскание с должника исполнительского сбора, поскольку были приняты все меры для надлежащего исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, полагает, что вины должника в неисполнении решения не имеется.
Административный истец - представитель Администрации СП «Ивановская волость», Чукина О.В. поддержала административное исковое заявление по изложенным в иске основаниям, пояснив, что определением Невельского районного суда Псковской области от ДД.ММ.ГГГГ администрации СП «Ивановская волость» предоставлена отсрочка исполнения решения Невельского районного суда от 19 ноября 2018 года по делу №2а-336/2018 до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель административного ответчика – УФССП России по Псковской области, Кондратьева М.Н. и административный ответчик – судебный пристав-исполнитель ОСП Невельского и Усвятского районов Бугай Н.А. считают данное административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по тем основаниям, что должником в установленный для добровольного исполнения срок, требования исполнительного документа исполнены не были, сведения, подтверждающие наличие обстоятельств, затрудняющих исполнение исполнительного документа судебному-приставу представлены не были, а также должником не представлены доказательства того, что исполнение невозможно вследствие непреодолимой силы. Постановление судебного пристава о взыскании исполнительского сбора вынесено с соблюдением срока, - после истечения срока, установленного для исполнения требований исполнительного документа в добровольном порядке, оно соответствует требованиям, установленным в ст.14 Федерального закона №229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве». Указанные административным истцом доводы не могут свидетельствовать о наличии уважительных причин, с которыми закон связывает невозможность исполнения требований исполнительного документа в установленный срок, поэтому не исключает виновность должника вне исполнения требований исполнительного документа и не может служить основанием освобождения его от уплаты исполнительского сбора.
Невельский межрайонный прокурор – в суд не явился, представлено заявление о рассмотрении дела без его участия.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.
Исполнительский сбор согласно ч.1 ст.112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Согласно ч 2 ст.112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Согласно ч 3 ст.112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с положениями ч.7 ст.112 Закона об исполнительном производстве суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, содержащейся в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Таким образом, из анализа приведенных норм и разъяснений следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат установлению при рассмотрении судом требований должника об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Невельского районного суда Псковской области от 19.11.2018 (дело № 2а-336/2018) административные исковые требования Невельского межрайонного прокурора удовлетворены, на администрацию СП «Ивановская волость» возложена обязанность поставить на кадастровый учет и зарегистрировать право муниципальной собственности на земельный участок площадью 0,50 га, на котором расположено «гражданское захоронение» в дер.Песок Невельского района Псковской области, а также сообщить об исполнении решения в суд и Невельскому Межрайонному прокурору Псковской области в течение одного месяца со дня исполнения.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП Невельского и Усвятского районов возбуждено исполнительное производство **.
После возбуждения исполнительного производства администрация СП «Ивановская волость» обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации СП «Ивановская волость» судебным приставом-исполнителем ОСП Невельского и Усвятского районов Бугай Н.А. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, в связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.
Во исполнение решения суда Администрацией СП «Ивановская волость» в ДД.ММ.ГГГГ года в КУГИ был направлен пакет документов для утверждения схемы расположения земельных участков, занятых гражданскими захоронениями, в том числе и в д.<адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в адрес Администрации СП «Ивановская волость» поступил отказ в согласовании схем ввиду отсутствия соответствующих полномочий.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки СП «Ивановская волость», утвержденными решением Собрания депутатов СП «Ивановская волость» от ДД.ММ.ГГГГ **, минимальная площадь земельных участков предоставляемых в зоне кладбищ составляет 1,0 га. Площадь указанного в судебном решении земельного участка 0,50 га, то есть менее 1,0 га, в связи с чем Администрацией СП «Ивановская волость» было произведено межевание трех гражданских захоронений, расположенных в д.<адрес>, д.<адрес>, одним многоконтурным земельным участком, площадью 1,0134 га. ДД.ММ.ГГГГ межевой план вместе с необходимыми документами были направлены в Управление Росреестра по Псковской области для постановки на кадастровый учет земельного участка, занятого под гражданскими кладбищами.
Из Уведомления №КУВД-001/2019-11935461/1 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что государственная регистрация постановки на кадастровый учет указанного земельного участка приостановлена в связи с нарушением положений статьи 11.9 Земельного кодекса РФ (пересечение границ земельных участков с границами населенных пунктов).
Согласно п.1 ст.11.9 Земельного Кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В силу ч.2 ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты.
В соответствии с ч.6 ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются, в том числе: виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Согласно ст.48.20. «Градостроительный регламент зоны кладбищ (С-1)» Правил землепользования и застройки СП «Ивановская волость», утвержденных решением Собрания депутатов СП «Ивановская волость» от ДД.ММ.ГГГГ **, установлены предельные размеры земельных участков: минимальная площадь земельного участка – 1,0 га.
11.10.2019 года исх. №471 в КУГИ Псковской области Администрацией СП «Ивановская волость» направлено письмо о внесении изменений в «Градостроительный регламент зоны кладбищ» Правил землепользования и застройки СП «Ивановская волость» об уменьшении минимальной площади земельного участка с 1,0 га до 0,1 га.
Согласно пп.1 п.2 ст.2 Закона Псковской области от 26.12.2014 №1469-ОЗ (ред. от 08.02.2019) «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Псковской области и органами государственной власти Псковской области» к полномочиям органа исполнительной власти области, уполномоченного в области градостроительной деятельности (территориального планирования, градостроительного зонирования), относятся полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности: подготовка и утверждение правил землепользования и застройки приграничных поселений, межселенных территорий, внесение в них изменений.
В соответствии со ст.1 данного Закона Невельский район относится к приграничным территориям.
В п.1.1 Положения о Комитете по управлению государственным имуществом Псковской области, утвержденного постановлением Администрации Псковской области от 17.08.2009 №306 (в ред. от 29.12.2018) предусмотрено, что Комитет по управлению государственным имуществом Псковской области является органом исполнительной власти области, осуществляющим государственно-властные полномочия исполнительно-распорядительного характера в сфере имущественных отношений, использования земельных ресурсов на территории области и в сфере градостроительной деятельности (развития территорий на основе территориального планирования, градостроительного зонирования).
Согласно ответу КУГИ №1/7-174774 от 07.11.2019 года, вопрос об уменьшении минимальной площади земельного участка рассмотрен на заседании комиссии по подготовке проектов документов территориального планирования и градостроительного зонирования городских, сельских, межселенных территорий, муниципальных районов Псковской области, расположенных на приграничных территориях. По результатам заседания комиссии рекомендовано удовлетворить предложение.
01.11.2019 года КУГИ Псковской области издан приказ ** «О подготовке проекта о внесении изменений в статью 48.20 Правил землепользования и застройки сельского поселения «Ивановская волость» Невельского района Псковской области».
Из протокола публичных слушаний по проекту приказа « О внесении изменения в статью 48.20 правил землепользования и застройки сельского поселения «ивановская волость» Невельского района Псковской области» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в Администрации СП «Ивановская волость» состоялись публичные слушания по обсуждению проекта указанного выше Приказа, по результатам которых подготовлен Проект, изготовлено Заключение, которым в том числе Проект приказа рекомендован к утверждению.
Приказом №1691от 16.04.2020 КУГИ Псковской области внесены изменения в статью 48.20 Правил землепользования и застройки сельского поселения «Ивановская волость» Невельского района Псковской области в части установления для территорий зоны С-1 «Зона кладбищ» минимальной площади земельного участка в значении «не подлежит установлению».
Согласно п.4 ч.2 ст.14 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ (ред. от 25.05.2020) «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией СП «Ивановская волость» и ООО «**» заключен договор подряда ** о подготовке схемы и межевого плана земельного участка, на котором расположено гражданское кладбище в д.<адрес>
Постановлением Администрации СП «Ивановская волость» ** от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения указанного земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «**» подготовлен межевой план.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией СП «Ивановская волость» подана заявка в Управление Росреестра по Псковской области для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка, занятого под гражданское кладбище в д.<адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Псковской области постановка на кадастровый учет указанного участка приостановлена в связи с тем, что Невельский район является приграничной территорией, схемы расположения земельного участка утверждаются КУГИ Псковской области, однако в представленной схеме расположения земельного участка не указан Приказ Комитета по имущественным отношениям Псковской области. Для устранения причины приостановления рекомендовано доработать межевой план в соответствии с выявленными замечаниями. (В ДД.ММ.ГГГГ году поставлены на кадастровый учет и зарегистрировано право собственности на земельные участки под гражданскими кладбищами в д.<адрес>, д.<адрес>).
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией СП «Ивановская волость» в КУГИ Псковской области направлено письмо о разъяснении порядка утверждения схемы расположения земельного участка, являющегося муниципальной собственностью и расположенного на пограничной территории.
Следовательно, Администрации СП «Ивановская волость», чтобы поставить указанный земельный участок на кадастровый учет, необходимо провести работы по устранению разногласий между государственными органами в части полномочий органов местного самоуправления по утверждению схем земельных участков.
Таким образом, имеются обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Данные обстоятельства судом установлены, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии вины администрации СП «Ивановская волость», ею приняты все меры для надлежащего исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 363 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Администрации СП «Ивановская волость» Невельского района Псковской области к УФССП по Псковской области и судебному приставу-исполнителю ОСП Невельского и Усвятского районов Бугай Н.А. об освобождении от исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить Администрацию СП «Ивановская волость» от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству ** от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденному постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Невельского и Усвятского районов Бугай Н.А. на основании исполнительного листа серии ** от 07.05.2020, выданного Невельским районным судом Псковской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Невельский районный суд Псковской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 21 июля 2020 года.
Судья Л.Е.Смирнова