Дело № 2-1359/2015
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации16 ноября 2015 год п. Поназырево
Шарьинский районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Баранова А.В., при секретаре Воронцовой Э.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Поназыревского района в интересах неопределенного круга лиц к МКДОУ «Поназыревский детский сад № 2 Поназыревского муниципального района Костромской области» об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,
установил:
Прокурор Поназыревского района обратился в суд с исковым заявлением к МКДОУ «Поназыревский детский сад № 2» об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
Мотивируя исковые требования тем, что прокуратурой района проведена проверка готовности образовательных организаций района к новому учебному году (2015-2016) соблюдения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних. В нарушение данных требований в образовательной организации умывальная зона туалетного помещения старшей группы не оборудована душевым поддоном; в зоне игровой территории не выделена отдельная физкультурная площадка; не представлены результаты замеров детской мебели соответственно росту детей 2-й младшей группы; туалетные помещения групп не оборудованы санитарными приборами для детей (умывальными раковинами, унитазами) согласно списочному составу детей; образовательная организация не подключена к системам централизованного водоснабжения и канализации; в туалетном помещении 1-й младшей группы вместо слива для обработки горшков установлен унитаз, из трех установленных умывальных раковин одна раковина краном-смесителем не установлена; в приемной 1-й младшей группы в окне имеется составное стекло. Допущенные нарушения создают реальную угрозу здоровья детей. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района 04.09.2015 директору школы внесено представление. Вместе с тем, до настоящего времени нарушения не устранены. Просит обязать муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Поназыревский детский сад № 2» устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства по адресу: _________: умывальную зону туалетного помещения старшей группы оборудовать душевым поддоном; в зоне игровой территории выделить отдельную физкультурную площадку; туалетные помещения групп оборудовать санитарными приборами для детей (умывальными раковинами, унитазами) согласно списочному составу детей; обеспечить подключение образовательной организации к системам централизованного водоснабжения и канализации; в туалетном помещении 1-й младшей группы обеспечить сливом для обработки горшков, в срок до 15 августа 2016 года.
В судебном заседании заместитель прокурора Михеев Е.Е.. на удовлетворении заявленных исковых требований настаивал в полном объёме, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика МКДОУ «Поназыревский детский сад № 2» заведующая Кикоть О.А. исковые требования признала, суду пояснила, что у них частично устранено, полагает, что в установлены срок оставшиеся нарушения устранят.
Представитель третьего лица - администрации Поназыревского муниципального района в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора Поназыревского района в интересах неопределенного круга лиц к МКДОУ «Поназыревский детский сад № 2», подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 28 ФЗ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Согласно статье 41 данного закона охрана здоровья обучающихся включает в себя и обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно пункту 15 части 3 статьи 28 вышеуказанного закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится также создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии со ст.8 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу ст. 11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Согласно ч. 1 ст. 28 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны выполняться требования санитарного законодательства.
Пунктом 2 ч. 6 ст. 28 ФЗ № 273 предусмотрена обязанность образовательной организации создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п. 3.6. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» от 15 мая 2013 г. зона игровой территории включает в себя групповые площадки - индивидуальные для каждой группы (рекомендуемая площадь из расчета не менее 7,0 кв. м на 1 ребенка для детей младенческого и раннего возраста (до 3-х лет) и не менее 9,0 кв. м на 1 ребенка дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет)) и физкультурную площадку (одну или несколько).
В пункте 4.38. СанПиН 2.4.1.3049-13 указано, что при организации работы групп кратковременного пребывания детей должны предусматриваться помещения: - детская туалетная (с умывальной) для детей. Детская туалетная должна быть обеспечена персональными горшками для каждого ребенка, фактически находящегося в группе, дошкольной образовательной организации, а для детей в возрасте 5 - 7 лет персональными сидениями на унитаз, изготовленными из материалов, безвредных для здоровья детей, допускающих их обработку моющими и дезинфекционными средствами, или одноразовыми сиденьями на унитаз.
Согласно п. 6.16. СанПиН 2.4.1.3049-13 туалетные помещения делят на умывальную зону и зону санитарных узлов. В умывальной зоне размещаются детские умывальники и душевой поддон. В зоне санитарных узлов размещаются унитазы. В ранее построенных зданиях дошкольных образовательных организаций допускается использовать помещение туалетной в соответствии с проектом.
Из пункта 6.16.1. СанПиН 2.4.1.3049-13 следует, что туалетную для детей раннего возраста оборудуют в одном помещении, где устанавливают 3 умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей, 1 умывальную раковину для персонала, шкаф (стеллаж) с ячейками для хранения индивидуальных горшков и слив для их обработки, детскую ванну, хозяйственный шкаф. Горшки должны быть промаркированы. В туалетных к умывальным раковинам обеспечивается подводка горячей и холодной воды, подача воды осуществляется через смеситель.
В туалетной младшей дошкольной и средней группы в умывальной зоне устанавливаются 4 умывальные раковины для детей и 1 умывальную раковину для взрослых, 4 детских унитаза (пункт 6.16.2.).
В туалетных старшей и подготовительной групп в умывальной зоне устанавливаются умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей из расчета 1 раковина на 5 детей, 1 умывальная раковина для взрослых, детские унитазы или из расчета 1 унитаз на 5 детей. Детские унитазы рекомендуется устанавливать в закрывающихся кабинах, высота ограждения кабины - 1,2 м (от пола), не доходящая до уровня пола на 0,15 м. (пункт 6.16.3.)
В соответствии с п. 9.1. СанПиН 2.4.1.3049-13 Здания дошкольных образовательных организаций оборудуются системами холодного и горячего водоснабжения, канализацией.
Как следует из материалов дела, МКДОУ «Поназыревский детский сад № 2 Поназыревского муниципального района Костромской области» является муниципальным казенным общеобразовательным учреждением, которое осуществляет образовательную деятельность в зданиях по адресу: _________. Учредителем и собственником имущества школы является муниципальное образование Поназыревский муниципальный район Костромской области (л.д. 9).
12 августа 2015 года проведена проверка готовности обоих зданий МКДОУ «Поназыревский детский сад № 2 Поназыревского муниципального района Костромской области» к новому 2015-2016 году, о чем были оставлены соответствующие акты.
В здании МКДОУ «Поназыревский детский сад № 2 Поназыревского муниципального района Костромской области» имеются следующие нарушения вышеприведенных норм СанПиН: умывальная зона туалетного помещения старшей группы не оборудована душевым поддоном; в зоне игровой территории не выделена отдельная физкультурная площадка; не представлены результаты замеров детской мебели соответственно росту детей 2-й младшей группы; туалетные помещения групп не оборудованы санитарными приборами для детей (умывальными раковинами, унитазами) согласно списочному составу детей; образовательная организация не подключена к системам централизованного водоснабжения и канализации; в туалетном помещении 1-й младшей группы вместо слива для обработки горшков установлен унитаз, из трех установленных умывальных раковин одна раковина краном-смесителем не установлена; в приемной 1-й младшей группы в окне имеется составное стекло.
Данные обстоятельства подтверждаются имеющимся в деле приложением к акту приемки, составленному 25 августа 2015 года специалистом-экспертом территориальным отделом в Шарьинском районе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Костромской области.
Прокуратурой Поназыревского района Костромской области 04.09.2015г. директору МКДОУ «Поназыревский детский сад № 2» направлено представление об устранении нарушений законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних.
Из информации, предоставленной заведующей МКДОУ «Поназыревский детский сад № 2» от 25 сентября 2015 года следует, что выявленные нарушения частично устранены, представлены результаты замеров детской мебели соответственно росту детей 2-й младшей группы, в приемной 1-й младшей группы заменено составное окно
Сведений об устранении нарушений суду не представлено.
В связи, с чем необходимо возложить на МКДОУ «Поназыревский детский сад № 2» обязанность по устранению данных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
В соответствии с п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Требования СанПиН 2.4.1.3049-13, как это следует из содержащегося в них 1.4, распространяются не только на проектируемые, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные организации, но и на действующие.
Аналогичные нормы предусмотрены и СанПиН 2.4.1.2660-10.
Это означает, что поскольку приведенными выше актами не предусмотрено иное, содержащиеся в них требования, касающиеся текущей эксплуатации зданий образовательных учреждений, носят обязательный характер независимо от времени возведения таких зданий.
Таким образом, для разрешения настоящего дела имеет значение, какие требования обозначенных СанПиН затрагивают вопросы проектирования, строительства и реконструкции зданий образовательных учреждений, а какие - их текущей эксплуатации.
Положения СанПиН 2.4.1.3049-13 в этой части относятся к текущей эксплуатации помещений образовательного учреждения, их невыполнение образовательным учреждением обусловлено исключительно отсутствием финансирования.
В силу п. 1 ст. 28 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
По смыслу п. 2 ст. 120, ст. 220 ГК РФ собственник имущества казенного учреждения несет бремя содержания данного имущества; при недостаточности средств учреждения несет субсидиарную ответственность по его обязательствам.
Отсутствие у МКДОУ «Поназыревский детский сад № 2 Поназыревского муниципального района Костромской области» самостоятельной финансовой возможности устранить выявленные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства не освобождает учреждение от обязанности их устранения и осуществления деятельности в соответствии с требованиями ст.11 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно п.5 ч. 1 ст. 9 названного Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Таким образом, обязанность по финансированию устранения нарушений в образовательном учреждении требований СанПиН в случае недостаточности у МКДОУ «Поназыревский детский сад № 2 Поназыревского муниципального района Костромской области» денежных средств для осуществления указанных в решении действий возложена на администрацию муниципального образования «Поназыревский муниципальный район Костромской области».
То обстоятельство, что необходимость финансирования требуемых работ не учтена в муниципальном бюджете, не освобождает учредителя от обязанности по надлежащему содержанию имущества муниципального учреждения.
В соответствии со статьей 185 Бюджетного кодекса Российской Федерации проект решения о местном бюджете должен быть внесен в представительный орган местного самоуправления в срок не позднее 15 ноября. При этом бюджет на следующий год принимается не позднее декабря прошедшего года.
Поскольку в бюджета на 2015 год не были заложены денежные средства для проведения указанных выше работ, а также принимая во внимание необходимость проведения предварительных работ по заключению соответствующих договоров, составлению проектов, суд считает необходимым установить разумный срок для исполнения решения суда, в срок до 15 августа 2016 года.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Поназыревского района в интересах неопределенного круга лиц к МКДОУ «Поназыревский детский сад № 2 Поназыревского муниципального района Костромской области» об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства - удовлетворить.
Обязатьмуниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Поназыревский детский сад № 2» устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства по адресу: _________: умывальную зону туалетного помещения старшей группы оборудовать душевым поддоном; в зоне игровой территории выделить отдельную физкультурную площадку; туалетные помещения групп оборудовать санитарными приборами для детей (умывальными раковинами, унитазами) согласно списочному составу детей; обеспечить подключение образовательной организации к системам централизованного водоснабжения и канализации; в туалетном помещении 1-й младшей группы обеспечить сливом для обработки горшков, в срок до 15 августа 2016 года.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Шарьинский районный суд Костромской области в течении месяца, со дня принятия мотивированного решения.
Судья А.В. Баранов