Решение по делу № 33-12041/2019 от 04.10.2019

Дело № 2-3270/2019

Судья Оплетина Е.С.

Дело № 33-12041/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе председательствующего Варовой Л.Н., судей Смирновой М.А., Кириенко Е.В. при секретаре Емельяновой А.С. рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 06 ноября 2019 года дело по апелляционной жалобе Департамента земельных отношений администрации г. Перми на решение Ленинского районного суда города Перми от 22 июля 2019 года, которым постановлено:

Признать право Воронина Владимира Валентиновича на первоочередное предоставление земельного участка в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Возложить обязанность на департамент земельных отношений администрации г. Перми предоставить Воронину Владимиру Валентиновичу, ** года рождения, земельный участок, расположенный в границах муниципального образования «Город Пермь» в аренду для строительства индивидуального жилого дома в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в первоочередном порядке без проведения торгов на срок 20 лет.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Смирновой М.А., пояснения представителя истца Меньшикова А.И., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Воронин В.В. обратился в суд с иском к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании права на первоочередное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства как инвалида II группы, возложении обязанности предоставить ему земельный участок, расположенный в границах муниципального образования «Город Пермь» в аренду для строительства индивидуального жилого дома в соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в первоочередном порядке без проведения торгов на срок 20 лет.

В обоснование исковых требований указано, что истец является инвалидом ** группы. Решением Департамента земельных отношений администрации г. Перми от 30.04.2019 истцу отказано в предоставлении в аренду земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов. Основанием отказа ДЗО администрации г. Перми указал п. 2.11.1 административного регламента, поскольку истец не состоит на жилищном учете. Ссылаясь на положения Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» истец полагает отказ незаконным. В связи с тем, что истец проживает в помещении, расположенном на садовом участке, иных помещений ни в пользовании, ни в собственности не имеет, решением Орджоникидзевского районного суда г. Перми установлен факт его постоянного проживания в г. Перми с октября 2013 года, в настоящее время он нуждается в жилом помещении.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Департамент земельных отношений администрации г. Перми просит об отмене решения суда, считая оспариваемый отказ соответствующим требованиям земельного законодательства. К заявлению о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером ** площадью 1400 кв.м. по адресу: ****, для индивидуального жилищного строительства истцом приложена только справка, подтверждающая факт установления инвалидности. Однако инвалиды вправе претендовать на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства при установлении нуждаемости в улучшении жилищных условий. На учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий истец не состоит. Испрашиваемый земельный участок снят с кадастрового учета 01.06.2018г. В силу ст. 52 ЖК РФ инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляет право на первоочередное получение земельных участков для ИЖС по месту регистрации. Истец зарегистрирован по адресу: ****.

В суде апелляционной инстанции представитель истца возражал против отмены решения по изложенным в апелляционной жалобе основаниям.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены, об отложении дела не просили. С учетом требований статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Судебная коллегия, обсудив доводы участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для его отмены.

Конституция РФ (ст. 7), провозглашая РФ социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К числу таких гарантий относятся и обозначенные положения ч. 14 ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

В соответствии с подп. 14 п. 2 ст. 36.9 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Удовлетворяя требования Воронина В.В. и возлагая на Департамент земельных отношений администрации г. Перми обязанность предоставить ему земельный участок в соответствии с требованиями пункта 14 статьи 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», суд первой инстанции исходил из того, что истец, будучи инвалидом, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вправе претендовать на получение меры социальной поддержки в виде предоставления в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

Коллегия считает возможным согласиться с выводами суда, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения (статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Постановления Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года № 901 «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов», а также ст. 36.9 Земельного кодекса Российской Федерации.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отмену решения не влекут, поскольку выводы суда не опровергают.

Доводы апеллянта о том, что Воронин В.В. не является нуждающимся в улучшении жилищных условий, судебной коллегией отклоняется, поскольку отсутствие данных о постановке инвалида на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий не является безусловным основанием для отказа в предоставлении земельного участка.

Право инвалида претендовать на меру социальной поддержки в виде предоставления земельного участка для жилищного строительства может быть реализовано им и в отсутствие постановки на жилищный учет. В таком случае исследование нуждаемости лица в улучшении жилищных условий может быть осуществлено как органом местного самоуправления при решении вопроса о предоставлении земельного участка, так и судом в рамках рассмотрения дела.

Как правильно указал суд первой инстанции, при определении понятия «нуждающийся в улучшении жилищных условий» следует руководствоваться положениями ст. 51 ЖК РФ.

Из материалов дела следует, что Ворони В.В. в собственности жилых помещений, не имеет. Истец зарегистрирован по адресу: Пермский край, Ильинский район, г. Чермоз, ул. Заводская, 11-13. Указанный жилой дом включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, что свидетельствует о невозможности пользования жилым помещением по указанному адресу ввиду аварийности жилого дома. Решением Департамента социальной политики № 362-О от 25.10.2019г. семья Воронина В.В. признана малоимущей в целях признания нуждающейся в получении жилого помещения муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договору социального найма.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что истец является нуждающимся в предоставлении жилого помещения, а соответственно, праве претендовать на меру социальной поддержки в виде предоставления земельного участка для жилищного строительства.

Ссылка апеллянта то, что испрашиваемый Ворониным В.В. земельный участок с кадастровым номером ** снят с кадастрового учета, также не состоятельна, поскольку обязанность предоставить истцу конкретный земельный участок на ответчика судебным постановлением не возложена.

Доводы апеллянта о том, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется в соответствии со ст. 52 ЖК РФ органом местного самоуправления по месту жительства гражданина, следовательно, право на первоочередное получение земельного участков для индивидуального жилищного строительства предоставлено инвалиду также по месту регистрации, в связи с отсутствием регистрации на территории г. Перми истец не может реализовать свое право путем передачи ему по договору аренды земельного участка не по месту регистрации, судебной коллегией отклоняются в связи со следующим.

Частью 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.

Согласно статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В силу статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Статьей 2 названного Закона Российской Федерации и Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, определено, что местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома. Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает.

По смыслу приведенных норм в их взаимосвязи действующее законодательство связывает постоянное место жительства гражданина с наличием у него регистрации в жилом помещении, однако не исключает возможность признания местом жительства гражданина иного жилого помещения, занимаемого им на законных основаниях.

Решением Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 25.04.2019 установлен факт постоянного проживания Воронина В.В. в период с октября 2013 года по настоящее время на территории г. Перми.

В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основаниями для отмены решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда города Перми от 22 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента земельных отношений администрации г. Перми – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-12041/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Воронин Владимир Валентинович
Ответчики
Департамент земельных отношений администрации г. Перми
Другие
Администрация г. Перми
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Смирнова Марина Анатольевна
Дело на сайте суда
oblsud.perm.sudrf.ru
29.01.2020Передача дела судье
29.01.2020Судебное заседание
13.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.01.2020Передано в экспедицию
27.08.2020Передача дела судье
27.08.2020Судебное заседание
06.11.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее