УИД - 11RS0002-01-2022-004298-15
ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-19181/2023
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Санкт-Петербург 18 октября 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г.,
судей Смирновой О.В., Шлопак С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-330/2023 по иску Лобанова Сергея Владимировича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми о включении периодов работы во время отбывания наказания в общий страховой стаж, перерасчёте страховой пенсии по старости по кассационной жалобе Лобанова С.В. на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 2 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 18 мая 2023 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Смирновой О.В., судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Лобанов С.В. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми, просил включить период работы во время отбывания наказания с 26 ноября 1980 г. по 26 ноября 1987 г. в общий страховой стаж, произвести перерасчёт страховой пенсии по старости.
Решением Воркутинского городского суда Республики Коми от 2 февраля 2023 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 18 мая 2023 г., в удовлетворении исковых требований Лобанова С.В. отказано.
В кассационной жалобе Лобанова С.В. ставится вопрос об отмене судебных постановлений.
Дело рассмотрено в соответствии с частью 5 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский процессуальный кодекс) в отсутствие не явившихся лиц, извещённых надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, возражения на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений, предусмотренных статьёй 3797 Гражданского процессуального кодекса.
Судом при рассмотрении дела установлено, что с 18 октября 2021 г. Лобанов С.В. является получателем страховой пенсии по старости на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Согласно таблице данных о стаже период работы с 26 ноября 1980 г. по 26 ноября 1987 г. в страховой стаж не включен.
Согласно объяснениям истца в спорный период он отбывал наказание в воспитательной колонии Вологодской области, в ОС34/19 г. Ухты, где работал на строительных объектах.
Данные обстоятельства подтвердили свидетели Рыжов А.Ф. и Ларин B.А., которые сообщили суду, что отбывали наказание с Лобановым C.В., в период отбывания наказания все осужденные работали, в том числе Лобанов С.В., за работу получали заработную плату.
Согласно сообщению УФСИН России по Вологодской области Лобанов С.В. прибыл 27 мая 1981 г. из СИ-3 г. Воркуты, выбыл 13 января 1984 г. в ИТК-19 г. Ухты. Предоставить сведения об учёте проработанного времени в период отбывания наказания Лобановым С.В. не представляется возможным, поскольку архивные данные по учёту стажа работы и лицевые счета по заработной плате ведутся с 1 сентября 1992 г.
По сведениям МВД по Республике Коми в лицевых счетах осужденных за 1980–1987 годы данных о трудовой деятельности Лобанова С.В. не обнаружено.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь частью 6 статьи 38 Исправительно-трудового кодекса РСФСР, постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 12 июня 1992 г № 2989-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации от 12 июня 1992 г. № 2988-1 «О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» (далее – постановление Верховного Совета Российской Федерации от 12 июня 1992 г № 2989-1), Законом Российской Федерации от 12 июня 1992 г. № 2988-1 «О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» (далее – Закон Российской Федерации от 12 июня 1992 г. № 2988-1), исходил из того, что положения исправительно-трудового законодательства, регламентирующие включение времени работы осужденных в период отбывания наказания в виде лишения свободы в общий трудовой стаж для назначения пенсии вступили в силу с 1 сентября 1992 г. и обратной силы не имеют.
Принимая во внимание положения пункта 2.2 Указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 2 ноября 1992 г. № 1-94-У «О порядке учёта времени работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в общий трудовой стаж» (далее – Указание от 2 ноября 1992 г. № 1-94-У), не предусматривающего подтверждение показаниями свидетелей время работы осужденных в местах лишения свободы, суд первой инстанции пришёл к выводу, что спорный период работы осужденного в местах лишения свободы не подлежит зачёту в общий трудовой стаж.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми указала на отсутствие правовых оснований для включения в общий трудовой стаж период работы Лобанова С.В. с 26 ноября 1980 г. по 26 ноября 1987 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, с учётом правовой позиции, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2005 года, утверждённого постановлениями Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 4 мая 2005 г., 11 мая 2005 г., 18 мая 2005 г.
Впервые положения части 6 статьи 38 Исправительно-трудового кодекса РСФСР, согласно которой время работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы засчитывается в общий трудовой стаж для назначения пенсий, приняты на основании Закона Российской Федерации от 12 июня 1992 г. № 2988-1.
Время работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы засчитывается в общий трудовой стаж для назначения пенсии, если этот период работы имел место после 1 сентября 1992 г.
Согласно постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 12 июня 1992 г. № 2988-1, принятая Законом Российской Федерации от 12 июня 1992 г. № 2988-1 в новой редакции часть 6 статьи 38 Исправительно-трудового кодекса РСФСР вступает в силу с 1 сентября 1992 г. Обратной силы данная норма не имеет.
В связи с внесением изменения в часть 6 статьи 38 Исправительно-трудового кодекса РСФСР, норма которой соответствует норме части 3 статьи 104 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, действующего в настоящее время, Указанием от 2 ноября 1992 г. № 1-94-У принята Инструкция «О порядке учета времени работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы, засчитываемого в общий трудовой стаж», в пункте 1.1 которой также указано о том, что положение части 6 статьи 38 Исправительно-трудового кодекса РСФСР вступает в силу только с 1 сентября 1992 г.
После внесения изменений в часть 6 статьи 38 Исправительно-трудового кодекса РСФСР время работы осужденных в период отбывания ими наказания в виде лишения свободы стало учитываться в порядке, определённом названной Инструкцией с 1 сентября 1992 г.
Довод кассационной жалобы о подтверждении работы истца свидетельскими показаниями Рыжова А.О., Ларина В.А., не опровергнутыми ответчиком, является несостоятельным.
Согласно пункту 2.2 Указания от 2 ноября 1992 г. № 1-94-У время работы осужденных в местах лишения свободы свидетельскими показаниями не подтверждаются.
В силу правила, которое устанавливалось частью 6 статьи 38 Исправительно-трудового кодекса РСФСР, действовавшего в спорный период, время работы осужденных в период отбывания наказания в виде лишения свободы в трудовой стаж не засчитывалось, в связи с чем включение в общий трудовой стаж спорного периода работы в местах лишения свободы противоречило бы действующему законодательству.
Приведённые в кассационной жалобе доводы о незаконном отказе во включении периодов работы в общий страховой стаж ввиду недобросовестного ведения администрацией исправительной колонии учёта осужденных допущенных к труду сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 2 февраля 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 18 мая 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Лобанова Сергея Владимировича – без удовлетворения.
Председательствующий
судьи