Дело № 2-2424/2020
44RS0001-01-2020-002291-91
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Кострома 07 августа 2020 года
Свердловский районный суд города Костромы в составе председательствующего судьи Царёвой Т.С., при секретаре судебного заседания Макаровой С.И., с участием прокурора Андроновой Е.В., истца Лазарева О.В., представителей ответчиков Перминова Е.А., Тыщенко Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Парфеньевского района Костромской области в интересах Лазарева О.В. к департаменту по труду и социальной защите населения Костромской области и ОГКУ «Центр социальных выплат» о восстановлении в реестре ветеранов боевых действий, признании права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета,
у с т а н о в и л:
Прокурор Парфеньевского района Костромской области обратился в суд с указанным иском в интересах Лазарева О.В., мотивируя требования тем, что на основании статьи 1 Федерального закона от 27.11.2002 № 158-ФЗ «О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон «О ветеранах», вступившего в силу с <дата>, приравнен к ветеранам боевых действий в связи с выполнением специального задания в зоне военного конфликта и чрезвычайного положения на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа в период с <дата> по <дата>. Имеет удостоверение ветерана БК № от <дата>. На основании заявления от <дата> постановлением главы самоуправления Парфеньевского района от <дата> № «О распределении жилой площади» Лазарев О.В. поставлен на учет в общий список за №, и в список № - за № как работник №. В общем списке и в Реестре ветеранов боевых действий Лазарев О.В. значится как ветеран боевых действий. <дата> Лазарев О.В. обратился в ОГКУ «Центр социальных выплат» с заявлением о предоставлении социальной выплаты на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, которое было передано с документами учетного дела передано на рассмотрение Комиссии по предоставлению меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан. В протоколе от <дата> № Комиссией принято решение о направлении учетного дела Лазарева О.В. в ОГКУ «Центр социальных выплат» для внесения в Реестр сведений об изменении даты возникновения права на получение меры социальной поддержки на дату выдачи удостоверения о праве на льготы. При повторном рассмотрении в <дата> года заявления Лазарева О.В. и учетного дела Комиссией <дата>, с учетом изменений <дата>, принято решение об исключении его из Реестра ветеранов, по основанию отсутствия в материалах учетного дела сведений о постановке Лазарева О.В. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории «ветеран боевых действий» и он включен в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий общей очереди. При этом о решениях, принятых н заседании Комиссии Лазарев О.В. не уведомлялся. Вместе с тем, Лазарев О.В. имеет право на получение денежной выплаты, как ветеран боевых действий. В соответствии с действующим законодательством для включения граждан в Реестр ветеранов боевых действий в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета должны быть соблюдены условия: обратившийся должен быть участником боевых действий и должен быть вставшим на учет нуждающихся в жилье до <дата>. Оба этих условия Лазаревым О.В. соблюдены, в связи с чем он имеет право на указанную меру социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. Прокурор просил суд признать за Лазаревым О.В. право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета; обязать департамент по труду и социальной защите наседания Костромской области, ОГКУ «Центр социальных выплат» восстановить Лазарева О.В. в Реестре ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до <дата>, имеющих право на предоставление денежной выплаты.
В судебном заседании прокурор Андронова Е.В., действующая на основании поручения, исковые требования поддержала в полном объеме.
Истец Лазарев О.В. исковые требования поддержал в полном объеме. Пояснил, что он состоял в очереди нуждающихся на общих основаниях и как ветеран боевых действий. Его жилищное положение не изменилось, основания состоять на учете и в реестре ветеранов для получения выплаты на приобретение жилого помещения не отпали.
Представитель ответчика по доверенности Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области Перминов Е.А. исковые требования не признал, при этом исходил из отсутствия у Лазарева О.В. права на получение меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, поскольку такое право он получил только после получения удостоверения ветерана боевых действий <дата> и до <дата> не состоял на учете нуждающихся в получении жилых помещений в указанном выше статусе.
Представитель ответчика по доверенности ОГКУ «Центр социальных выплат» Тыщенко Д.А. исковые требования не признал.
Третье лицо администрация Парфеньевского сельского поселения Парфеньевского муниципального района Костромской области в лице главы администрации Алексеева С.Ю. направило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя и письменный отзыв об обоснованности исковых требований.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Лазарев О.В. проходил службу в зоне военного конфликта и чрезвычайного положения на территории Чеченской Республики в период с <дата> по <дата>, что подтверждается записью в его военном билете, а также в справке войсковой части № от <дата> №.
К ветеранам боевых действий относятся лица, указанные в ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
Федеральным законом от 27.11.2002 № 158-ФЗ «О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон «О ветеранах» в подп. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ и в раздел III приложения к этому Федеральному закону были внесены вступившие в силу с 01.01.2004 изменения, согласно которым боевыми действиями на территории Российской Федерации признаются выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, а также выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.
Таким образом, с 01.01.2004 в отношении лиц, принимавших участие в боевых действиях и контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации начали действовать дополнительные льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах» для ветеранов боевых действий, в том числе первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Следовательно, лица, принимавшие участие в выполнении задач в указанных условиях на территории Чеченской Республике, в том числе Лазарев О.В., имеют право на меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах» с <дата>.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2003 № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий», введена выдача удостоверения ветерана боевых действий единого образца лицам, указанным в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах».
При этом, согласно с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 19.12.2003 № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» реализация мер социальной поддержки ветеранам боевых действий осуществляется на основании удостоверения ветерана боевых действий либо на основании свидетельств (удостоверений) о праве на льготы, образцы которых утверждены до 01.01.1992.
<дата> Лазареву О.В. выдано удостоверение ветерана боевых действий нового образца БК №.
В силу положений п. 1 ч. 1 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент постановки истца на учет в органе местного самоуправления, обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов, являлось самостоятельным основанием к признанию гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Перечень категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которым жилые помещения предоставляются в первую очередь, содержался в ст. 36 ЖК РСФСР. В указанной статье отсутствовало указание на первоочередное обеспечение жильем ветеранов боевых действий, однако в ч. 2 ст. 36 ЖК РСФСР было прямо указано, что законодательством Российской Федерации возможность первоочередного получения жилого помещения может быть предоставлена и другим категориям граждан.
Подп. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», в первоначальной редакции (действовавшей и на момент постановки истца на учет нуждающихся), ветераны боевых действий имели право на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Указанная мера социальной поддержки означала наличие у ветерана боевых действий приоритета перед гражданами, состоящими в общей очереди лиц, нуждающихся в получении жилья. Расходы на обеспечение жильем ветеранов боевых действий возмещались за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (подпункт «г» подпункта 2 пункта 1 статьи 10, подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» в первоначальной редакции и в редакции Федерального закона от 02.01.2000 № 40-ФЗ).
С принятием Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» система мер социальной защиты всех категорий ветеранов подверглась существенным изменениям.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрено (в действующей на сегодняшний день редакции Федерального закона от 29.12.2004 № 199-ФЗ), что ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 01.01.2005, подлежат обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, при этом полномочия по обеспечению жильем указанных граждан переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а средства на их реализацию предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (пункты 1 и 2 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах»).
Как следует из материалов дела, истец Лазарев О.В. постановлением главы самоуправления Парфеньевского района от <дата> № «О распределении жилой площади» поставлен на учет в общий список за №, как нуждающийся в улучшении жилищных условий, т.е. до <дата>.
Из копии материалов учетного дела видно, что истец на момент постановки на учет в период действия ЖК РСФСР, являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий. В связи с чем, встал на учет по месту жительства для получения социального жилья на законных основаниях.
На момент постановки на учет, Лазарев О.В. имел статус ветерана боевых действий.
Вместе с тем, в силу вышеприведенных предписаний закона, Лазарев О.В., проходивший службу в зоне военного конфликта и чрезвычайного положения на территории Чеченской Республики, получил право на реализацию рассматриваемой меры социальной поддержки, как ветеран боевых действий данной категории, в силу закона с <дата>, то есть в период до введения в действие ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 15 Порядка учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденного постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984 № 335, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений.
Согласно ст. 7 Закона Костромской области от 22.11.2005 № 320-ЗКО «О порядке ведения органами местного самоуправления на территории Костромской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (в первоначальной редакции) предусматривала, что учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, ведется по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилого помещения в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (ч. 2).
Принятые на учет граждане включаются в Книгу учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, которая ведется по форме согласно приложению № к настоящему Закону (ч. 4).
Согласно ч. 2 ст. 7 Закона Костромской области от 22.11.2005 № 320-ЗКО, в редакции в ред. Законов Костромской области от 28.12.2012 № 322-5-ЗКО, от 06.07.2009 № 490-4-ЗКО учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, ведется по отдельным спискам граждан по следующим категориям: 1) признанным в установленном порядке малоимущими, а также принятым на учет до 1 марта 2005 года; 2) определенным федеральными законами, указами Президента Российской Федерации; 3) определенным частью 1 статьи 3 Закона Костромской области от 25 декабря 2006 года № 98-4-ЗКО «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договорам социального найма».
Принятые на учет граждане включаются в Книгу учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, которая ведется по форме согласно приложению № 3 к настоящему Закону (ч. 4).
Таким образом, в силу действовавшего Жилищного кодекса РСФСР, и современного законодательства, обязанность по надлежащему оформлению единого списка граждан, с одновременным включением в льготный список, и книги учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возлагаются на органы местного самоуправления. При этом права граждан не могут быть поставлены в зависимость от неисполнения указанными органами данных обязательств.
Согласно п. 11, 11.1 ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением администрации Костромской области от 08.07.2008 № 224-а, действовавшем на момент исключения Лазарева О.В. из Реестра ветеранов боевых действий, утверждена форма и Порядок предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Костромской области (далее – Порядок), регламентирующий механизм предоставления в Костромской области единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, в том числе, ветеранам боевых действий.
Предоставление денежных выплат гражданам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка, осуществляется однократно, по их заявлению, исходя из времени принятия граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий органом местного самоуправления (п.6 Порядка).
Гражданам, имеющим в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации право на обеспечение жилыми помещениями во внеочередном порядке, денежная выплата предоставляется вне очереди.
Для предоставления денежной выплаты граждане, указанные в пункте 1 настоящего Порядка (далее - заявитель), или их законные или уполномоченные представители (далее - представитель заявителя) обращаются в областное государственное казенное учреждение «Центр социальных выплат» (далее - ОГКУ «ЦСВ») или областное государственное казенное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению» (далее - МФЦ) (п.7).
Перечень документов, необходимых для предоставления денежной выплаты, регламентирован в п. 7 Порядка.
Документы, указанные в подпунктах 5-7 пункта 7 настоящего Порядка (учетное дело гражданина о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий; копия Книги учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, или копия решения городского (районного) исполнительного комитета Совета народных депутатов, органов местного самоуправления о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; копия решения жилищной комиссии городского (районного) исполнительного комитета Совета народных депутатов, органов местного самоуправления о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и (или) справка органа местного самоуправления, подтверждающая факт постановки гражданина на учет в соответствии со списком очередности, подписанная главой муниципального образования или главой администрации муниципального образования, - при отсутствии документов, указанных в подпункте 6 пункта 7 настоящего Порядка), запрашиваются у органов местного самоуправления муниципальных образований специалистами ОГКУ «ЦСВ» или МФЦ посредством межведомственного взаимодействия (п. 7.3).
Согласно п. 8 Порядка специалисты ОГКУ «ЦСВ»: 1) проверяют факт постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, указанных в пункте 1 настоящего Порядка; 2) формируют в хронологической последовательности, с учетом пункта 6 настоящего Порядка, Реестр ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на предоставление денежной выплаты, и Реестр ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, имеющих право на предоставление денежной выплаты (далее - Реестры граждан); 3) ежегодно, к 1 февраля, представляют сформированные Реестры граждан в департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области.
В соответствии с п. 9 Порядка Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области: 1) по мере поступления из федерального бюджета средств на предоставление денежной выплаты запрашивает у ОГКУ «ЦСВ» учетные дела граждан в соответствии с установленной очередностью и с учетом положений абзаца второго пункта 6 настоящего Порядка; 2) в течение 10 рабочих дней со дня поступления учетных дел принимает решение о предоставлении гражданину денежной выплаты и информирует об этом ОГКУ «ЦСВ».
ОГКУ «ЦСВ»: 1) в 3-дневный срок со дня получения информации из департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области уведомляет граждан о предоставлении денежных выплат; 2) в течение 5 банковских дней предоставляет денежные выплаты гражданам путем перечисления средств на счета, открытые получателями в кредитных учреждениях; 3) исключает из реестров граждан, получивших денежную выплату; 4) в 5-дневный срок со дня осуществления денежной выплаты сообщает в органы местного самоуправления муниципальных образований о предоставлении гражданам денежной выплаты и необходимости исключения граждан из списков, нуждающихся в улучшении жилищных условий (п. 10 Порядка).Территориальные органы социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области: 1) совместно с органами местного самоуправления и комплексными центрами социального обслуживания населения осуществляют мониторинг целевого использования денежных выплат (п. 10.1).
С 27.06.2020 действует новый Порядок предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Костромской области, утвержденный постановлением администрации Костромской области от 15.06.2020 № 235-а (далее – Порядок, действующий с 27.06.2020).
В соответствии с п. 7 данного Порядка для предоставления денежной выплаты граждане, указанные в пункте 1 настоящего Порядка (далее - заявитель), или их законные или уполномоченные представители (далее - представитель заявителя) обращаются в департамент по труду и социальной защите населения Костромской области (лично, почтовым способом или через МФЦ).
Перечень документов, предусмотренных Порядком, запрашивается специалистами департамента (п.9).
Согласно п. 10 Порядка департамент: 1) проверяет факт постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, наличие права на предоставление денежной выплаты, а также наличие (отсутствие) фактов совершения гражданином намеренных действий с жилыми помещениями, приведших к ухудшению его жилищных условий; 2) формирует в хронологической последовательности с учетом пункта 6 настоящего Порядка и обеспечивает поддержание в актуальном состоянии Реестр ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на предоставление денежной выплаты, Реестр ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, имеющих право на предоставление денежной выплаты, и Реестр инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, имеющих право на предоставление денежной выплаты (далее - Реестры). Ведение Реестров осуществляется в порядке, утвержденном приказом департамента; 3) ежегодно, к 1 января, на основании Реестров формирует списки граждан, имеющих право на предоставление денежных выплат, по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, и размещает их на официальном сайте департамента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - официальный сайт) с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных». В случае внесения изменений в списки граждан, имеющих право на предоставление денежных выплат, актуализированные списки граждан размещаются на официальном сайте не позднее 5 числа первого месяца каждого квартала. Решение об утверждении списка граждан, внесении в него изменений и дополнений оформляется приказом департамента; 4) в течение 30 дней со дня, следующего за днем поступления из федерального бюджета средств на предоставление денежных выплат, с учетом пункта 6 настоящего Порядка принимает решение о предоставлении денежной выплаты или об отказе в предоставлении денежной выплаты. Решение о предоставлении денежной выплаты или об отказе в предоставлении денежной выплаты оформляется приказом департамента; 5) в течение 5 дней со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении денежной выплаты или об отказе в предоставлении денежной выплаты, уведомляет заявителей о принятом решении; 6) в течение 10 банковских дней предоставляет денежные выплаты заявителям путем перечисления средств с лицевого счета, предназначенного для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя средств областного бюджета, открытого департаменту в управлении казначейства департамента финансов Костромской области, на счета, открытые заявителями в кредитных организациях. Перечисление средств осуществляется на основании представленных в управление казначейства департамента финансов Костромской области утвержденных департаментом списков граждан, которым предоставляется денежная выплата, с указанием ее размера для каждого гражданина; 7) исключает из Реестров граждан, которым предоставлена денежная выплата; 8) в течение 5 дней со дня перечисления денежной выплаты сообщает в органы местного самоуправления муниципальных образований Костромской области о предоставлении гражданам денежной выплаты и необходимости принятия решения о снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно п. 11 Порядка, действующего с 27.06.2020, решение об отказе в предоставлении денежной выплаты принимается департаментом в случае, если: 1) заявитель не относится к категориям граждан, указанным в пункте 1 настоящего Порядка; 2) заявитель, относящийся к категориям граждан, указанным в пункте 1 настоящего Порядка, не является нуждающимся в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно информации главы администрации Парфеньевского сельского поселения Парфеньевского муниципального района Костромской области А. от <дата> № и представленным документам, в администрации Парфеньевского сельского поселения Парфеньевского муниципального района Костромской области ведется общий список очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В этот список включены также ветераны боевых действий. В администрации Парфеньевского сельского поселения Парфеньевского муниципального района Костромской области ведется Книга учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, где в разделе «примечание» отражена категория нуждающихся граждан. Фактически книга представляет собой список граждан, поставленных на учет нуждающихся. В данном списке числится Лазарев О.В., постановленный на учет в 2000 году на основании постановления главы самоуправления от <дата> по п. 1 ч. 1 ст. 29 ЖК РСФСР. Напротив его фамилии в книге «списке» имеется примечание с пояснительной надписью «ветеран боевых действий».
Наряду с этим, в администрации сельского поселения ведется Реестр ветеранов и инвалидов боевых действий членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до <дата>, имеющих право на предоставление денежной выплаты в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 5-ФЗ «О ветеранах». В данном реестре значится Лазарев О.В., дата постановки на учет <дата>, что подтверждается копией соответствующего реестра.
Как указано главой администрации Парфеньевского сельского поселения Парфеньевского муниципального района Костромской области в отзыве, официальных запросов о предоставлении Реестра ветеранов боевых действий в администрацию Парфеньевского сельского поселения Парфеньевского муниципального района Костромской области в 2018 и 2019 годах не поступало.
В территориальном отделе социальной защиты населения по Парфеньевскому муниципальному району имеются списки очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» и вставших на учет в ТОСЗН по Парфеньевскому муниципальному району до <дата>, утвержденные главой администрации Парфеньевского муниципального района Костромской области, в числе которых Лазарев О.В. указан как ветеран боевых действий, что подтверждается копией соответствующего списка.
Согласно письму территориального отдела социальной защиты населения по Парфеньевскому муниципальному району списки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до <дата>, в числе которых Лазарев О.В. указан как ветеран боевых действий, направлялись в департамент социальной защиты населения Костромской области, <дата> они направлены повторно в отдел по делам ветеранов департамента социальной защиты населения Костромской области (по запросу от <дата> №).
Кроме того, Лазарев О.В. был включен ОГКУ «Центр социальных выплат» в Реестр ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до <дата>, имеющих право на предоставление социальной выплаты в соответствии с постановлением администрации Костромской области от <дата> №-а, с датой постановки на учет <дата>, что подтверждается копией соответствующего реестра.
Согласно письму департамента по труду и социальной защите населения Костромской области от <дата> №, адресованного в прокуратуру Костромской области, в 2018 году единовременными денежными выплатами обеспечивались ветераны боевых действий, вставшие на учет в 1999-2000 г.г.
Лазарев О.В. <дата> обратится в ОГКУ «Центр социальных выплат» с заявлением о предоставлении социальной выплаты на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, которое впоследствии передано вместе с документами учетного дела на рассмотрение Комиссии департамента по труду и социальной защите населения Костромской области по предоставлению меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан (Комиссия).
Протоколом заседания Комиссии от <дата> № принято решение о направлении учетного дела Лазарева О.В. в ОГКУ «Центр социальных выплат» для внесения в Реестр сведений об изменении даты возникновения права на получение меры социальной поддержки на дату выдачи удостоверения о праве на льготы.
Каких-либо изменений уполномоченным органом не вносилось.
При повторном рассмотрении <дата> учетного дела Лазарева О.В. Комиссией в протоколе заседания от <дата> № (в редакции протокола от <дата> №а) принято решение об исключении последнего из реестра ветеранов боевых действий в связи с изменениями условий, в результате чего отпали основания состоять в реестре (включен в список общей очереди, не имеется сведений о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в качестве ветерана боевых действий).
Лазарев О.В. о решениях, принятых на заседаниях Комиссий <дата> и <дата>, не уведомлялся.
Об исключении из реестра ветеранов боевых действий он узнал из ответа департамента по труду и социальной защите населения Костромской области от <дата> № на его обращение, зарегистрированное <дата> за №.
В результате анализа материалов дела, суд приходит к выводу из того, что Лазарев О.В. с <дата> состоит в администрации Парфеньевского сельского поселения Парфеньевского муниципального района в списках лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на общих основаниях.
Являясь ветераном боевых действий, с <дата> имеет право на обеспечение жильем в соответствии со ст. 16, 23.2 Закона РФ «О ветеранах» и учитывался в указанном статусе до <дата> в целях обеспечения жильем во всех предоставленных в материалы дела местных и региональных списках и реестрах, в частности в Реестре ветеранов боевых действий, куда был внесен уполномоченными на это органами.
Таким образом, довод представителя ответчика о том, что на дату исключения Лазарева О.В. из Реестра ветеранов боевых действий (<дата>), отсутствовали сведения о постановке Лазарева О.В. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в качестве ветерана боевых действий, подлежит отклонению, поскольку опровергнут совокупностью представленных истцом доказательств.
Условия, дающие право состоять в Реестре ветеранов, у Лазарева О.В. на момент его исключения из Реестра (<дата>), не изменились.
Основание, по которому Лазарев О.В. был исключен департаментом по труду и социальной защите населения Костромской области из Реестра ветеранов, такое как включение истца в список общей очереди, и отсутствие сведений о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в качестве ветерана боевых действий, постановлением администрации Костромской области от <дата> №-а, действовавшем на момент исключения Лазарева О.В. из Реестра ветеранов боевых действий, не предусмотрено. В Порядке, утвержденном названным постановлением, как и в Порядке, действующем с <дата> (приведены выше), единственным основанием для исключения гражданина из Реестра является получение им денежной выплаты. Согласно Порядка, действующего с <дата>, основанием для отказа в предоставлении денежной выплаты является установление факта того, что заявитель не относится к соответствующим категориям граждан либо не является нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Несогласие департамента с датой постановки истца на учет как ветерана боевых действий, с <дата>, также не является основанием для исключения истца из Реестра. Дата постановки на учет в установленном ответчиком порядке не оспорена, в рамках административных процедур её изменение не производилось.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец просит признать за Лазаревым О.В. право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета и восстановить его в Реестре ветеранов боевых действий.
Как отмечено выше, в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 16, ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах» ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 данного Федерального закона, предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до <дата>.
Статьей 28 Федерального закона «О ветеранах» определено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до <дата> или Правительством Российской Федерации.
Из анализа указанных положений действующего законодательства, следует, что право на меры социальной поддержки возникает при наличии двух условий, указанных в ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах»: наличие условий у лица для отнесения к соответствующей группе ветеранов боевых действий, которым положена мера социальной поддержки, постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до <дата>.
Указанные условия у Лазарева О.В. имеются. Он относится к ветеранам боевых действий, имевших место на территории Чеченской Республики, как относящийся к названной группе ветеранов, с учетом изменений Федерального закона «О ветеранах» с <дата> имеет право на меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. Имеет удостоверение ветерана боевых действий нового образца от <дата>. Также он признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет до <дата>.
Возможность реализации указанного права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Федерального закона «О ветеранах», поставлено в зависимость от следующих обстоятельств, указанных в ст. 28 данного Федерального закона: наличие удостоверения установленного образца, подтверждающего право на меры социальной поддержки, обращение в компетентные органы до <дата> с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки и с предоставлением документа (удостоверения ветерана боевых действий), подтверждающего данное право.
Возражая против удовлетворения иска, представитель ответчика департамента, указал, что до <дата> истец не обращался с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в статусе ветерана боевых действий.
Вместе с тем, принимая во внимание имеющиеся в деле данные Книги регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий администрации Парфеньевского сельского поселения Парфеньевского муниципального района Костромской области, сводных Реестров (списков) ветеранов и инвалидов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до <дата>, Лазарев О.В. на <дата> был поставлен на учет как участник боевых действий. Доказательств обратного суду не представлено. Не исключается и то, что удостоверение ветерана боевых действий предъявлено истцом в орган местного самоуправления до <дата>. Копия удостоверения ветерана боевых действий Лазарева О.В. имеется в его учетном деле, находящемся в администрации сельского поселения. Отдельное заявление истца о постановке его очередь нуждающихся, как ветерана боевых действий, в материалах дела отсутствует. Вместе с тем, во всех имеющихся в деле Списках (Реестрах) лиц, поставленных на учет до <дата>, Лазарев О.В. значится с пометкой «ветеран боевых действий» либо включен в отдельный Реестр ветеранов боевых действий, вставших на учет до 0<дата>. При таких обстоятельствах, суд полагает, что отсутствие отдельного заявления истца не являлось препятствием для его постановки на учет, как ветерана боевых действий, и само по себе не свидетельствует о нарушении процедуры постановки на учет в качестве нуждающегося в мерах социальной поддержки, связанных улучшением жилищных условий. Кроме того, обязанность по надлежащему оформлению документов о постановке на учет возложено законом на органы местного самоуправления. Права граждан не могут быть поставлены в зависимость от неисполнения указанными органами данных обязательств.
Кроме того, возражая против иска, ответчик указывает на получение истцом удостоверения ветерана боевых действий <дата>, в отсутствие такого удостоверения он не мог быть поставлен на учет, как ветеран боевых действий.
Согласно буквальному содержанию материалов дела Лазарев О.В. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участник боевых действий до <дата>. При этом в Реестрах (списка), а также в отзыве администрации Парфеньевского сельского поселения значится дата постановки на учет – <дата>. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что истец поставлен на учет как ветеран боевых действий в отсутствие удостоверения ветерана боевых действий нового образца от <дата>, но при наличии документов, подтверждающих его непосредственное участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики (военного билета, справки войсковой части). Вместе с тем, отсутствие у истца на момент его постановки на учет удостоверения ветерана боевых действий само по себе не свидетельствует об отсутствии у него условий для отнесения к категории ветеранов боевых действий и приобретения соответствующих прав. В данном случае, наличие удостоверения лишь подтверждает наличие соответствующего статуса для непосредственной реализации соответствующего права на получение мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом «О ветеранах» для определенной категории ветеранов боевых действий.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от <дата> №-О, для наделения статусом ветерана боевых действий необходимо два основных условия: во-первых, принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в Федеральном законе «О ветеранах», и, во-вторых, их непосредственное участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании названного Перечня. При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий, а, следовательно, и право на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки.
То обстоятельство, что датой выдачи истцу удостоверения ветерана боевых действий является <дата> не влечет лишения его права на получение предусмотренных законодательством о ветеранах мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, поскольку право на их получение приобретено им в установленном законом порядке до <дата>.
Учитывая, что у Лазарева Л.О. имеется право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, оснований для исключения Лазарева О.В. из регионального Реестра ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, у Комиссии департамента по труду и социальной защите наседания Костромской области не имелось, а восстановление прав Лазарева О.В. возможно только путем восстановления его в Реестре с момента исключения для последующего предоставления социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
При этом, обязанность восстановить Лазарева О.В. в Реестре ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005, имеющих право на предоставление денежной выплаты, следует возложить на департамент по труду и социальной защите наседания Костромской области, который исключил истца из Реестра и в чей компетенции находится ведение Реестра, в соответствии с Порядком предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Костромской области, утвержденным постановлением администрации Костромской области от 15.06.2020 № 235-а, действующим на момент рассмотрения дела.
Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ 01.01.2005, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 14.08.2020.