Решение по делу № 2-2735/2016 от 16.05.2016

РЕШЕНИЕ

<данные изъяты>

ИФИО1

    

11 августа 2016 года             <адрес>

<адрес> суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи                      ФИО8

при секретаре                     ФИО2

С участием

Помощника прокурора ФИО4,

лица, в интересах которого заявлен иск ФИО7

представителя ответчика Администрации городского округа ФИО3 Голенцова

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2735 по иску Домодедовского городского прокурора <адрес>, в интересах ФИО7 к Администрации городского округа <адрес> о признании недействительным (незаконным) и отмене постановления администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
6406 «Об утверждении протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации городского округа <адрес> от 23.12.2014» в части утверждения п. 11.1 протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; признии незаконными действий администрации городского округа <адрес>, выразившихся в принятии постановления от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации городского округа <адрес> от 23.12.2014» в части утверждения п. 11.1 протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; обязании администрацию городского округа <адрес> восстановить ФИО7 в списке граждан, указанных в ч. 2 ст. 1
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», сохранив ранее сложившуюся очередность.

УСТАНОВИЛ:

Домодедовский городской прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах ФИО7 к Администрации городского округа <адрес> и просил суд признать недействительным (незаконным) и отменить постановление администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
6406 «Об утверждении протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации городского округа <адрес> от
23.12.2014» в части утверждения п. 11.1 протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; признать незаконными действия администрации городского округа <адрес>, выразившиеся в принятии постановления от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации городского округа <адрес> от 23.12.2014» в части утверждения п. 11.1 протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ; обязать администрацию городского округа <адрес> восстановить ФИО7 в списке граждан, указанных в ч. 2 ст. 1
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», сохранив ранее сложившуюся очередность. Требования мотивированы тем, что прокуратурой города проведена проверка по обращению ФИО7 по факту нарушения администрацией городского округа <адрес> ее жилищных прав при принятии решения об исключении из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по льготной категории «инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов».

В судебном заседании помощник прокурора ФИО4, действующая в интересах ФИО7, ФИО7. исковые требования поддержали в полном объеме, настаивали на их удовлетворении. ФИО7 дополнительно пояснила суду, что никаких уведомлений о недостающих документов и о ее исключении из списка очередников она не получала.

В судебном заседании представитель ответчика - администрации городского округа <адрес>ФИО5, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, просил в иске отказать, дополнительно пояснил суду, что корреспонденция в адрес ФИО7 отправлялась обычной почтой без уведомления о получении, поэтому ни сроки получения ни факт получения писем подтвердить не может.

Суд, выслушав явившихся участников процесса, помощника Домодедовского городского прокурора ФИО4 полагавшего требования основанными на законе исследовав письменные доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность и достаточность доказательств в совокупности и каждого в отдельности, оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства, доводы сторон по правилам ст. 67 ГПК РФ в совокупности с иными представленными доказательствами, проанализировав действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения, приходит к следующему выводу.

В силу ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии со ст.ст. 3,4 Гражданского процессуального кодекса РФ
(далее - ГПК РФ) заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по заявлению которого суд возбуждает гражданское дело.

Согласно ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды рассматривают и разрешают исковые
дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из жилищных правоотношений.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенного права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.

Судом установлено, что городской прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО7 о нарушении её жилищных прав. В ходе проверки установлено, что постановлением администрации г.о. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации г.о. Домодедово от 23.12.2014» утвержден 11.1 протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации г.о. Домодедово от ДД.ММ.ГГГГ, которым ФИО7 инвалид, состав семьи 4 человека (сын, две внучки), зачислены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях ДД.ММ.ГГГГ исключена из списка граждан, указанных в ч. 2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» с оставлением в списке граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании акта проверки в г.о. Домодедово организации мероприятий по исполнению органами местного самоуправления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий инвалидов и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Федеральным законом от
ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной Министерством строительного комплекса <адрес>.

В обоснование принятого решения указано, что постановка названного лица в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий произведена не в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» или Федеральный законом от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», документы, подтверждающие право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета не представлены, в связи с чем оно исключено из названного списка в связи с несоответствием представленных документов требованиям законодательства РФ и Московской
области.

В силу ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской
Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Исходя из ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющее детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных
условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Согласно ст. 28.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ФИО1 передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении. жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, указанных в части первой настоящей статьи.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Закон о ветеранах) с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда. К ветеранам боевых действий, согласно ст. 3 Закона о ветеранах, относятся в том числе, военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов, военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых
действий, лица (включая членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выполнявших полеты в Афганистан в период ведения там боевых действий), обслуживавшие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения там боевых действий, получившие в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденные орденами или медалями СССР либо Российской Федерации за участие в обеспечении указанных боевых действий; лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам.

Пунктом 3 ч. I ст. 13 Закона о ветеранах предусмотрена мера социальной поддержки ветеранов - предоставление жилых помещений.

Согласно ч. 1 ст. 16 Закона ветеранам боевых действий из числа лиц,
указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи. 3 Закона о ветеранах, предоставляется мера социальной поддержки - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Закона о ветеранах.

В соответствии с ч. 1, 2, 11.1 и 12 ст. 23.2 Закона о ветеранах ФИО1
ФИО1 передает органам государственной власти субъектов Российской
Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 1 4,
16 и 21 Закона о ветеранах категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в пункте 1 настоящей статьи.

Исходя из положений ч. 2 и ч. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
«Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств
федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей,
имеющих детей-инвалидов», устанавливающего порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, постоянно проживающих на территории <адрес>, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» для обеспечения жилыми помещениями следующих категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и принятых на учет до ДД.ММ.ГГГГ: ветераны боевых действий; инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, объем средств, предусматриваемый бюджетам муниципальных образований <адрес>, определяется исходя из числа указанных лиц, общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости I квадратного метра общей площади жилья по <адрес>, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Частью I ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов» предусмотрено, что органы местного самоуправления формируют списки граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета:

Исходя из положений ч. 1 и ч. 2 ст. 4.<адрес> от
ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями, переданными Российской Федерацией Московской <адрес>, по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в частях I и 2 статьи I настоящего Закона (далее - государственные полномочия) на неограниченный срок.

В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее Вводный закон) граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части. Указанный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Так, частью 1 ст. 56 ЖК РФ определено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. По смыслу указанных положений, названные граждане, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, могли быть сняты с учета по основаниям, указанным в п.п. 1,3-6 части 1 ст. 56 ЖК РФ, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до ДД.ММ.ГГГГ давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Указанные основания были предусмотрены ст. 32 ЖК РСФСР, согласно
которой граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных
условий в случаях:

1) улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения;

2) выезда на другое постоянное место жительства;

3) выявления в представленных документах не соответствующих
действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных
действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет;

4) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением,
организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную
должность. Не могут быть сняты с учета нуждающихся в улучшении
жилищных условий семьи, потерявшие кормильца, состоявшего на учете.

Вместе с тем, таких оснований из материалов учетного дела
ФИО7, снятой с учета в связи с «несоответствием представленных
документов требованиям законодательства РФ и <адрес>», граждан не усматривается.

Из акта проверки в г.о. Домодедово организации мероприятий по
исполнению органами местного самоуправления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий инвалидов и ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной Министерством строительного комплекса <адрес>, послужившим одним из оснований для принятия названного постановления, следует, что указанными гражданами не представлены заявления о принятии их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета, а также копия решения органа местного самоуправления о постановке нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета.

Частью 4 ст. I <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета
отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов» установлено, что учет граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в порядке, предусмотренном <адрес> «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», с предъявлением документа, подтверждающего право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета. Для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан, указанных в части 1 настоящей статьи, признание их малоимущими не требуется, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

В части 3 ст. <адрес> «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» указан перечень документов, необходимый для принятия гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении:

1) решение органа местного самоуправления о признании заявителя и
членов его семьи малоимущими;

2) акт проверки жилищных условий заявителя;

3) выписка из домовой книги;

4) копия финансового лицевого счета;

5) копии документов, подтверждающих право пользования жилым
помещением, занимаемым заявителем и членами его семьи (договор, ордер или
решение о предоставлении жилого помещения, свидетельство о праве
собственности на жилое помещение и т.п.);

6) технический паспорт на жилое помещение;

7) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах гражданина и (или) членов его семьи на
имеющиеся у них объекты недвижимого имущества;

8) копии документов,-подтверждающих семейные отношения заявителя
(свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака, свидетельство о
расторжении брака, судебное решение о признании членом семьи и др.);

9) копии документов, удостоверяющих личность заявителя и личность каждого из членов его семьи (паспорт или иной документ, его заменяющий);

10) медицинское заключение о тяжелой форме хронического заболевания заявителя, дающей право на предоставление ему жилого помещения общей
площадью, превышающей норму на одного человека;

11) документы, подтверждающие несоответствие жилого помещения
установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;

12) документы, подтверждающие право заявителя на дополнительную
площадь по основаниям, установленным законодательством Российской
Федерации и законодательством <адрес>.

Между тем, в названном перечне не указано, что для принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении должно прилагаться заявление о гражданина о принятии его на учет в качестве нуждающегося в улучшении
жилищных условий за счет средств федерального бюджета, а также копия
решения органа местного самоуправления о постановке нуждающихся в
улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета.
Согласно ст. <адрес> «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» за гражданами, принятыми на учет до ДД.ММ.ГГГГ, в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма сохраняется право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

При таких обстоятельствах постановление администрации г.о. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации г.о. Домодедово от 23.12.2014» в части утверждения п. 11.1 протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации г.о. Домодедово от ДД.ММ.ГГГГ, нельзя признать законным, так как оно противоречит требованиям действующего жилищного законодательства и нарушает жилищные права ФИО7

На основании подп. 2 п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности могут возникать из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения данных прав и обязанностей, а применительно к подл. 8 п. 1 указанной статьи - вследствие действий должностных лиц этих органов.

К законам, рассматривающим акты органов государственной власти, органов местного самоуправления и действия должностных лиц этих органов в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей, относится, в частности. Жилищный кодекс Российской Федерации.

Одновременно в ст. 11 ЖК РФ закреплено положение о том, что защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, путем: восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения. Защита гражданских прав, основанных на акте (действии) органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, а также защита гражданских прав, нарушенных актом, действием
(бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или
должностного лица должна осуществляться, соответственно, способами и в сроки, которые установлены гражданским законодательством, и в процедуре, установленной процессуальным законом для разрешения споров о гражданских правах и обязанностях.

В соответствии с абзацем шестым ст. 12 и ст. 13 ГК РФ признание судом акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным является одним из способов защиты гражданских прав. Общий срок для защиты гражданских прав по иску лица, право которого нарушено (исковая давность), составляет три года (ст. 195, п. 1 ст. 200 ГК РФ).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, из права на судебную защиту не следует возможность выбора лицом по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются исходя из Конституции Российской Федерации федеральным законом.

Соответственно, и суд для обеспечения права на судебную защиту граждан и организаций не вправе произвольно выбирать для себя порядок судопроизводства, а обязан действовать по правилам процедуры, установленной законодательством для данного вида судопроизводства. В актах, разрешающих дело по существу, суд определяет действительное материально-правовое положение сторон, то есть применяет нормы права к тому или иному конкретному случаю в споре о праве (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П, постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П, постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П и другие). Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд.

Из приведенных выше положений закона, конституционно-правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и разъяснении Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что предусмотренный КАС РФ порядок рассмотрения заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, Органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных муниципальных служащих, а соответственно, и предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ срок для обращения в суд не подлежат применению в тех случаях, когда имеет место обращение в суд за защитой нарушенных или оспоренных гражданских прав. По данному делу прокурор обращается в суд в защиту нарушенного субъективного жилищного права ФИО7 Требование о признании недействительными постановления главы местной администрации является предусмотренным ст. 12 ГК РФ способом защиты гражданского права и заявляется истцом наряду с другими исковыми требованиями в отношении предмета спора.

В соответствии со статьей 195 ГК РФ исковой давностью признается срок
для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Исходя из указанной нормы под правом лица, подлежащим защите судом, следует понимать субъективное гражданское право конкретного лица. Если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).

По смыслу пункта 1 статьи 200 ГК РФ при обращении в суд прокурора с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право ему предоставлено законом (часть 1 статьи 45 ГПК РФ) начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.

В силу п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ. При таких обстоятельствах, ввиду того, что о нарушении своих прав ФИО7 узнала не ранее апреля 2016 года, кроме того оспариваемое постановление принято в декабре 2014 года, срок исковой давности по заявленным требованиям не пропущен.

С учетом изложенного нарушенное жилищное право ФИО7 подлежит восстановлению путем признания недействительным (незаконным) постановления администрации г.о. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации г.о. Домодедово от 23.12.2014» в части утверждения п. 11.1 протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации г.о. Домодедово от ДД.ММ.ГГГГ и его отмене, признания действий администрации г.о. <адрес>, выразившихся в принятии постановления от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации г.о. Домодедово от 23.12.2014» в части утверждения п. 11.1 протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации г.о. Домодедово от ДД.ММ.ГГГГ незаконными, обязании администрации г.о. <адрес> восстановить ФИО7 в списке граждан, указанных в ч. 2 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», сохранив ранее сложившуюся очередность.

В соответствие со ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина. В соответствие с приведенной нормой суд обязал ответчика восстановить истца в очереди с момента постановки на учет.

Ответчик совершил действия по снятию истца с учета, что подтверждается уведомлением в его адрес. Ответчику в силу ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995г. переданы государственные полномочия по обеспечению жильем инвалидов, на что суд указал в решении.

В соответствии со ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.

Применительно к положениям ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины (ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации), поэтому судебные расходы по оплате госпошлины подлежат отнесению за счет государства.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по делу подлежат отнесению на счет федерального бюджета, поскольку в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истец при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины, так и ответчик освобожден от ее уплаты в силу закона.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Домодедовского городского прокурора <адрес>, в интересах ФИО7 удовлетворить.

Признать незаконным и отмеить постановления администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ
6406 «Об утверждении протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации городского округа <адрес> от 23.12.2014» в части утверждения п. 11.1 протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Признии незаконными действия администрации городского округа <адрес>, выразившиеся в принятии постановления от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации городского округа <адрес> от 23.12.2014» в части утверждения п. 11.1 протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать администрацию городского округа <адрес> восстановить ФИО7 в списке граждан, указанных в ч. 2 ст. 1
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», сохранив ранее сложившуюся очередность.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Московский областной суд через Домодедовский городской суд.

Председательствующий судья                 ФИО9

2-2735/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Домодедовский городской прокурор
Новикова А.Г.
Ответчики
Администраци г/о Домодедово
Суд
Домодедовский городской суд Московской области
Дело на странице суда
domodedovo.mo.sudrf.ru
17.05.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.05.2016Передача материалов судье
18.05.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.05.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.06.2016Подготовка дела (собеседование)
21.06.2016Подготовка дела (собеседование)
21.06.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.07.2016Судебное заседание
11.08.2016Судебное заседание
11.08.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее