Дело №
№
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 мая 2021 года пгт Кумены
Куменский районный суд Кировской области в составе
председательствующего судьи Бушуева Ю.Н.,
при секретаре Стяжкиной С.В.,
с участием ст. помощника прокурора Шиляева О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу министерства финансов Кировской области на решение мирового судьи судебного участка № 21 Куменского судебного района Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ по иску прокурора Куменского района Кировской области, действующего в интересах Головиной Елены Анатольевны, к министерству финансов Кировской области о взыскании затрат, понесенных медицинским работником по оплате коммунальных услуг, которым постановлено:
взыскать с министерства финансов Кировской области за счет средств казны субъекта Российской Федерации – «Кировская область» в пользу Головиной Елены Анатольевны возмещение расходов, понесенных медицинским работником по оплате теплоснабжения и электроснабжения жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 18906,55 руб.,
установил:
Прокурор Куменского района в соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов Головиной Е.А. обратился к мировому судье с иском к министерству финансов Кировской области о взыскании затрат по оплате коммунальных услуг - тепло и электроснабжению, указав в обоснование исковых требований, что Головина Е.А. проживающая в поселке городского типа <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работающая в должности медицинской сестры по массажу КОГБУЗ «Куменская ЦРБ», своего права на получение бесплатного жилья с отоплением и освещением в полной мере не реализовала.
До ДД.ММ.ГГГГ она пользовалась правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, а с 2005 года ей выплачивается частичная компенсация по оплате жилищно-коммунальных услуг. Всего за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она получила частичную компенсацию коммунальных платежей за счет средств областного бюджета в размере 15072 руб., при этом расходы по оплате отопления и освещения составили 42474,26 руб.
Просил взыскать с учетом уточнений, внесенных истцом, некомпенсированные затраты, понесенные по оплате коммунальных услуг, с министерства финансов Кировской области за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 18906,55 руб.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
С решением мирового судьи не согласно министерство финансов Кировской области, в апелляционной жалобе просит решение мирового судьи от 04.03.2022 отменить, отказав в удовлетворении исковых требований. Указывает, что Законом Кировской области от 03.11.2004 № 267-30 установлены меры социальной поддержки отдельным категориям специалистов в виде частичной компенсации расходов за наем жилого помещения, теплоснабжение и электроснабжение за счет средств областного бюджета.
Согласно ст. 4 Закона Кировской области № 267-30 от 03.11.2004 размер частичной компенсации истице выплачивался ежемесячно, таким образом, обязательства субъекта РФ - Кировской области перед ней выполнены в полном объеме.
Установление мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения не является обязательством субъекта РФ – «Кировская область», дополнительная мера социальной поддержки фармацевтических и медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, которая введена в действие с 01.01.2005.
Таким образом, если работник стал получать дополнительную социальную поддержку в виде частичной компенсации за счет средств областного бюджета с 01.01.2005, то это не означает, что он имеет право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в объеме, который был установлен федеральными законами до 01.01.2005.
Право на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в прежнем объеме после 01.01.2005 сохраняют только те лица, которые пользовались данными коммунальными льготами до 01.01.2005 (т.е. одновременно: работали и проживали в сельской местности, пользовались льготами).
Пользование льготами должно подтверждаться документально.
Кроме того, работникам, работающим и проживающим в сельской местности, пользовавшимся льготами до 01.01.2005, льготы должны быть предоставлены за счет средств федерального бюджета. На субъект «Кировская область» в лице министерства финансов Кировской области не возложена обязанность как федеральным, так и областным законодательством по ежемесячной 100% компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг для данной категории лиц.
Прокурор Шиляев О.В. в судебном заседании просит решение мирового судьи оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Истец Головина Е.А.., представитель ответчика министерства финансов Кировской области Э.И. Зейналова, представитель третьего лица КОГБУЗ «Куменская ЦРБ» в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела без их участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72, ст. 55 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
Согласно ч. 2 ст. 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1 (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) предусматривалось право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей, на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
С 01.01.2005 в соответствии с ч. 5, 6 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (в ред. ФЗ РФ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения, находящиеся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
При этом п. 2 ст. 153 Федерального закона РФ от 22.08.2004 № 122-ФЗ предусмотрено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов, должны быть соблюдены следующие условия:
вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31.12.2004;
при изменении после 31.12.2004 порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
В соответствии с Законом Кировской области от 03.11.2004 № 267-ЗО с 01.01.2005 медицинским работникам учреждений здравоохранения, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа предоставляется частичная компенсация их расходов за оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты, размер которой ежегодно устанавливается Законом области об областном бюджете. Размер частичной компенсации в Кировской области составил с 01.01.2020 по 31.12.2021 – 628 руб. в месяц.
Бюджет субъекта РФ и федеральный бюджет не существуют изолированно, а являются составной частью финансовой системы РФ, в связи с чем, обязанность по обеспечению льготами законодательно перенесена на нижестоящие уровни публичной власти. Обеспечение социальных прав, которые ранее до 31.12.2004 были предоставлены медицинским работникам, и продолжающим после указанной даты до настоящего времени работать в учреждениях здравоохранения и проживать в сельской местности или поселках городского типа, не должны ставиться в зависимость от наличия и достаточности собственных доходных источников на уровне субъектов РФ.
Судом установлено, что Головина Е.А. имеет диплом медицинской сестры, ДД.ММ.ГГГГ была принята на должность медсестры хирургического отделения стационара Куменской центральной районной больницы, которая с ДД.ММ.ГГГГ реорганизована в форме слияния в МЛПУ «Куменская центральная районная больница», в настоящее время – КОГБУЗ «Куменская центральная районная больница», с ДД.ММ.ГГГГ переведена медсестрой по массажу, где работает по настоящее время, проживает по адресу: <адрес>, имеет право на льготу за жилье, теплоснабжение и электроснабжение.
Обоснованность заявленных исковых требований подтверждена имеющимися в материалах дела и исследованными мировым судьей доказательствами: копией диплома, копией трудовой книжки истца, выписками из лицевых счетов, квитанциями, справкой КОГБУЗ «Куменская ЦРБ», справкой КОГКУ «Управление социальной защиты населения в Куменском районе», решением мирового судьи судебного участка № Куменского судебного района Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ по иску прокурора Куменского района Кировской области, действующего в интересах Головиной Е.А., к Министерству финансов Кировской области о взыскании затрат, понесенных медицинским работником по оплате коммунальных услуг, и апелляционным определением Куменского районного суда Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возложении обязанности компенсировать Головиной Е.А. как медицинскому работнику областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения, находящегося в ведении субъекта РФ, проживающему и работающему в поселке городского типа, понесенные расходы по оплате коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на министерство финансов Кировской области за счет средств казны субъекта Российской Федерации – «Кировская область».
Расчет и размер понесенных Головиной Е.А. расходов по оплате жилого помещения с отоплением и освещением судом апелляционной инстанции проверен и признан верным.
Выводы мирового судьи соответствуют установленным обстоятельствам, имелись все основания для удовлетворения исковых требований, каких-либо нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права мировым судьей при рассмотрении дела не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, поскольку они не опровергают выводы суда и содержат лишь субъективную оценку установленным по делу обстоятельствам, а также направлены на переоценку, имеющихся в деле доказательств.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение мирового судьи подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба ответчика – без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, суд
определил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 21 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ - ░.░. ░░░░░░