Решение по делу № 33-9537/2021 от 17.09.2021

91RS0022-01-2021-000757-93

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело № 33-9537/2021 председательствующий судья суда первой инстанции Тимохина Е.В.

2-947/2021 судья-докладчик суда апелляционной инстанции Подлесная И.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 октября 2021 года гор. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи:

Подлесной И.А.

судей:

Синани А.М., Чистяковой Т.И.

при секретаре:

Калиниченко В.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску Красюн Анастасии Сергеевны к Муниципальному казенному учреждению «Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Феодосии Республики Крым», Министерству труда и социальной защиты Республики Крым о признании решения незаконным, обязаннии совершить определенные действия, третье лицо: Красюн Дмитрий Владимирович, по апелляционной жалобе Муниципального казенного учреждения «Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Феодосии Республики Крым» на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 16 июня 2021 года,

УСТАНОВИЛА:

Красюн А.С. предъявила к МКУ Департамент труда и социальной защиты населения администрации гор. Феодосии Республики Крым иск о признании незаконным решения ответчика об отказе в предоставлении предусмотренных региональным законодательством дополнительных мер социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей (протокол от ДД.ММ.ГГГГ); о возложении на МКУ ДТСЗН обязанности повторно рассмотреть заявление о предоставлении указанных мер социальной поддержки и принять решение о выдаче сертификата на улучшение жилищных условий.

Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 16 июня 2021 года Исковые требования Красюн Анастасии Сергеевны удовлетворены. Признано незаконным решение Муниципального казенного учреждения «Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Феодосии Республики Крым» (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) об отказе в доставлении государственной услуги по выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий.

Обязано Муниципальное казенное учреждение «Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Феодосии Республики Крым» повторно рассмотреть заявление Красюн Анастасии Сергеевны от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении государственной услуги по выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий, с учетом положений Закона Республики Крым от 14.08.2019 года № 631 - 5РК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым», в редакции от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязано Муниципальное казенное учреждение «Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Феодосии Республики Крым» принять решение о выдаче Красюн Анастасии Сергеевне сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий.

В апелляционной жалобе МКУ Департамент труда и социальной защиты населения администрации г.Феодосии РК просит решение суда первой инстанции отменить и постановить новое решение об отказе в иске. Полагает, что суд неправильно применил нормы материального права и дал им неверное толкование. Пункт 10 статьи 3, пункт 4 Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от 16.10.2020 года № 659, предусматривают, что указанные меры предоставляются при условии как совместного проживания, так и совместной регистрации родителей по одному адресу. Заявителем это требование не соблюдено, что послужило основанием для отказа в предоставлении мер соцподдержки.

В возражениях на апелляционную жалобу Красюн А.С. указала, что суд первой инстанции, разрешая спор, обоснованно принял во внимание факт совместного проживания ее и супруга Красюн Д.В. в одном жилом помещении, а не сведения о регистрации их места жительства.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представитель ответчика Филоненко М.С. в заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить. Истец Красюн А.С. возражала против доводов апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в переделах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить.

Судом установлено, что Красюн А.С. и Красюн Д.В., состоящие в зарегистрированном браке, являются родителями Красюн В.Д., родившейся ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Департамента труда и социальной защиты населения администрации гор. Феодосии от ДД.ММ.ГГГГ года Красюн А.С. было отказано по результатам рассмотрения ее заявления от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении дополнительных мер социальной поддержки для улучшения жилищных условий; причина отказа: отсутствуют документы, подтверждающие совместную регистрацию супругов по месту жительства.

В возражениях на иск ответчик указал, что в соответствии с п. 4 ст. 3 Порядка, право на дополнительную меру социальной поддержки имеет один из родителей при рождении в семье после ДД.ММ.ГГГГ ребенка, гражданина Российской Федерации, в случае регистрации его рождения в государственных органах записи гражданского состояния на территории Республики Крым, при условии их совместного проживания и регистрации родителей по месту жительства по одному адресу. Между тем, Красюн А.С. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировала место постоянного проживания в <адрес>; постоянное место жительства Красюн Д.В. зарегистрировано с ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> В договоре социального найма данного жилого помещения, заключенного ДД.ММ.ГГГГ с ФИО11, Красюн Д.В. указан в качестве члена семьи (сын). При этом, по месту жительства Красюн А.С., по адресу <адрес> Красюн Д.В. зарегистрировал лишь место своего временного пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В региональный Закон Республики Крым N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" неоднократно вносились изменения.

По мнению заявителя, ее право на получение дополнительных мер социальной поддержки, должно определяться с учетом той редакции регионального закона, которая действовала на момент подачи заявления о предоставлении жилищного сертификата и улучшает ее положение.

Законом Республики Крым от 23.09.2020 N 110-ЗРК/2020 в Закон Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" были внесены изменения, в частности статья 2 дополнена пунктом 5 следующего содержания: для целей настоящего Закона используются следующие понятия - члены семьи заявителя – это проживающие и зарегистрированные совместно с ним супруг (супруга), их дети (в том числе дети каждого из родителей от предыдущего брака) и родители, а в случаях признания в судебном порядке членами семьи - также другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы, проживающие и зарегистрированные совместно с заявителем.

Законом Республики Крым от 23.09.2020 N 110-ЗРК/2020 также внесены изменения в статью 3 Закона Республики Крым от 14.08.2019 N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым". После внесение изменений, статья 3 названного закона предусматривала, что право на дополнительную меру социальной поддержки имеет один из родителей (одинокий родитель) при рождении в семье после 31 декабря 2018 года ребенка, гражданина Российской Федерации, в случае регистрации его рождения в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Республики Крым при условии их совместного проживания и регистрации родителей по месту жительства (за исключением одиноких родителей) по одному адресу.

Изменения, внесенные Законом Республики Крым от 23.09.2020 N 110-ЗРК/2020, вступили в силу через 10 дней после официального опубликования, то есть с 10.10.2020. В Законе не указано, что он имеет обратную силу.

До внесения указанных изменений, ст. 3, Закона Республики Крым от 14.08.2019 N 631-ЗРК/2019 действовала в следующей редакции: право на дополнительную меру социальной поддержки имеет один из родителей (одинокий родитель) при рождении в семье после 31 декабря 2018 года ребенка, гражданина Российской Федерации, в случае регистрации его рождения в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Республики Крым при условии их совместного проживания.

Таким образом, ЗРК от 14.08.2019 года №631 – ЗРК/2019, для возникновения права на дополнительную меру социальной поддержки, не было предусмотрено условие совместной регистрации всех членов семьи, а было условие - совместного проживание. Законом РК от 23.09.2020 года изменена редакция ст. 2.3 ЗРК №631, и членами семьи (для целей применения данного Закона) стали признаваться лица проживающие и зарегистрированные совместно с заявителем.

Законом Республики Крым от 14.10.2020 N 116-ЗРК/2020 "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" приостановлено до 1 января 2024 года действие Закона Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым". Согласно 2 названного закона, порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" до вступления в силу настоящего Закона, устанавливается Советом министров Республики Крым.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 16.10.2020 N 659 утвержден «Порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" до вступления в силу Закона Республики Крым от 14 октября 2020 года N 116-ЗРК/2020 "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым"

Согласно пункта 1 Порядка, данный нормативный акт разработан в целях организации работы органов труда и социальной защиты населения муниципальных образований Республики Крым (далее - органы труда и социальной защиты населения) по предоставлению дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, обратившимся за получением сертификата на единовременную выплату в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" (далее - Закон Республики Крым N 631-ЗРК/2019) до дня вступления в силу Закона Республики Крым "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" от 14 октября 2020 года N 116-ЗРК/2020

Порядок определяет механизм предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, обратившимся в орган труда и социальной защиты населения за ее получением до вступления в силу Закона Республики Крым N 116-ЗРК/2020.

Согласно п. 3 Порядка, по заявлениям о выдаче сертификата, принятым органами труда и социальной защиты населения до вступления в силу Закона Республики Крым N 116-ЗРК/2020, выдача сертификатов осуществляется органами труда и социальной защиты населения с учетом требований, изложенных в настоящем Порядке.

В соответствии с п. 4 Порядка, право на дополнительную меру социальной поддержки имеет один из родителей (одинокий родитель) при рождении в семье после 31 декабря 2018 года ребенка, гражданина Российской Федерации, в случае регистрации его рождения в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Республики Крым при условии их совместного проживания и регистрации родителей по месту жительства (за исключением одиноких родителей) по одному адресу.

В соответствии с ч. 1 пункта 10 статьи 3 Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" до вступления в силу Закона Республики Крым от 14 октября 2020 года N 116-ЗРК/2020 "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" решение об отказе в выдаче сертификата принимается органом труда и социальной защиты населения в случаях:1) отсутствия права на меру социальной поддержки в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка; Согласно пункта 4 Постановления Совета министров Республики Крым от 16.10.2020 N 659 "Об утверждении Порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019 "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" до вступления в силу Закона Республики Крым от 14 октября 2020 года N 116-ЗРК/2020 "О приостановлении действия Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым". Право на дополнительную меру социальной поддержки имеет один из родителей (одинокий родитель) при рождении в семье после 31 декабря 2018 года ребенка, гражданина Российской Федерации, в случае регистрации его рождения в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Республики Крым при условии их совместного проживания и регистрации родителей по месту жительства (за исключением одиноких родителей) по одному адресу (п. 4 приведен в редакции постановлений Совета министров Республики Крым от 16.10.2020 №659 и 09.12.2020 N 774).

Таким образом, независимо от различных редакций ЗРК от 14.08.2019 года №631 –ЗРК/2019 года, после приостановления этого закона, для лиц, обратившихся с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки, был разработан Порядок предоставления дополнительных мер социальной поддержки для улучшения жилищных условий, которым предусмотрено единое (одинаковое для всех заявителей, независимо от срока обращения) условие их предоставления: совместное проживание и регистрация родителей по месту жительства.

С учетом того, что региональный законодатель определил как условие предоставления мер социальной поддержки необходимость не только совместного проживания, но и совместной регистрации родителей по одному адресу, суждения суда первой инстанции о праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства, не указывают на отсутствие у ответчика оснований для отказа в удовлетворении заявления истца о предоставлении дополнительных мер социальной поддержки для улучшения жилищных условий. Выводы суда о том, что поскольку Красюн А.С. обратилась с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки 14.07.2020 года, к ней не могут применяться Правила, утвержденные Постановлением Совета Министров Республики Крым от 16.10.2020 года № 659, судебная коллегия также полагает ошибочными, поскольку Закон, приостанавливающий действие ЗРК № 631, отнес к полномочиям Совета министров Республики Крым установление порядка предоставления дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым, право которых возникло в соответствии с Законом Республики Крым от 14 августа 2019 года N 631-ЗРК/2019.

Кроме того, на момент обращения с заявлением о выдаче жилищного сертификата, то есть 7.09..2020 года, ЗРК от 14.08.2019 года №631-ЗРК /2019 года действовал в редакции ЗРК от 17.04.2020 года № 65-ЗРК/2020, и предусматривал условие совместного проживания заявителя и членов его семьи.

Истец не предоставила суду какие-либо доказательства, подтверждающие подачу в орган социальной защиты документов, бесспорно указывающих на совместное проживание супругов по одному адресу.

Согласно ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

В статье 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" дано понятие регистрации места жительства и регистрации места пребывания: регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания – это постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания; регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства – это постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства;

В соответствии со ст. 5 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-,регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится в срок, не превышающий 90 дней со дня прибытия гражданина в жилое помещение. Регистрация по месту пребывания производится без снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства. Гражданин Российской Федерации вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, если жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства, находится в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Красюн Д.В. сохранял место своего постоянного проживания в муниципальном жилом помещении, предоставленном на условиях социального найма. На период обращения Красюн А.С. с заявлением о выдаче жилищного сертификата, Красюн Д.В. зарегистрировал место пребывания в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ

Таким образом, член семьи истца – Красюн Д.В. выразил волеизъявление сохранять место своего постоянного проживания в ином помещении – <адрес> что подтвердил регистрацией по месту жительства супруги Красюн А.С. лишь свое временное пребывание.

При этом, из содержания вышеприведенных норм материального права следует, что как на момент обращения Красюн А.С. с заявлением о выдаче сертификата, так и на момент вынесения ДТСЗН решения, региональным законодателем было определено, что для предоставления дополнительных мер социальной поддержки и выдачи жилищного сертификата учитывается факт совместного проживания заявителя и членов его семьи, подтвержденный официальной регистрацией. Поскольку региональное законодательство предусматривает в качестве условия выдачи сертификата, финансируемого за счет регионального бюджета, не только факт совместного проживания супругов, а совокупность двух юридических фактов - место регистрации (административный аспект) и совпадающее с ним место постоянного проживания (гражданско – правовой аспект), и как следствие, вышеназванное региональное законодательство не предусмотрело порядок (перечень документов) для подтверждения заявителем фактического проживания (только этот юридический факт не порождает правых последствий в виде права на получение сертификата); нормативно – правовые акты не признавались незаконными; то выводы суда первой инстанции о праве истца на получение сертификата, в отсутствии каких – либо доказательств соблюдения всех необходимых условий, в частности совместного проживания супругов, нельзя признать достаточно обоснованными.

Кроме того, возлагая на МКУ «ДТСЗН администрации гор. Феодосии РК» обязанность принять решение о выдаче Красюн А.С. сертификат на единовременную выплату для улучшения жилищных условий, суд первой инстанции не обратил внимание, что решение данного вопроса является компетенцией органа социальной защиты; гражданин вправе обжаловать законность принятого решения в судебном порядке.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 328, статьями 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 16 июня 2021 года – отменить. В иске Красюн Анастасие Сергеевне – отказать.

Председательствующий:

Судьи:

33-9537/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Красюн Анастасия Сергеевна
Ответчики
Департамент труда и социальной защиты населения Администрации г. Феодосии РК
Министерство труда и социальной защиты Республики Крым
Другие
Красюн Дмитрий Владимирович
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Подлесная Ирина Анатольевна
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
17.09.2021Передача дела судье
05.10.2021Судебное заседание
19.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.10.2021Передано в экспедицию
05.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее