Дело №а-1241/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
13 декабря 2021 года <адрес>, ЧР
Заводской районный суд <адрес> Республики в составе:
председательствующего судьи Дедиева И.Г.,
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-1241/2021 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Чеченской Республики ФИО2, о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории РФ запрещено,
установил:
Заместитель прокурора Чеченской Республики, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением и просит признать информацию, размещенную на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» https://xxxbab.com/ на котором размещены порнографические материалы, доступ к которым имеет любой пользователь сети «Интернет», в том числе несовершеннолетние.
Извещенные о месте и времени судебного заседания административный истец и представитель заинтересованного лица в суд не явились, о причинах неявки не известили, отложить судебное заседание на другой срок не просили.
С учетом не установлением административного ответчика – лица, действия которого послужили поводом к обращению прокурора в суд, при отсутствии ходатайств об отложении судебного разбирательства в целях обеспечения личного участия представителей сторон в судебном заседании, суд считает возможным рассмотреть дело по существу при данной явке.
Исследовав доводы административного истца, изложенные в административном иске, письменные доказательства, представленные в дело, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Часть 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединения соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» органы государственной власти принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
Согласно п. 7 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в Российской Федерации к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация порнографического характера, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения.
Между тем на странице в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://xxxbab.com/ размещены материалы порнографического характера, в том числе пропагандирующие нетрадиционные сексуальные отношения. При этом за распространение, публичную демонстрацию или рекламирование порнографических материалов или предметов, в том числе с использованием сети «Интернет», предусмотрена уголовная ответственность по ст. 242 УК РФ.
Согласно ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» средствах массовой информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ), информационно-телекоммуникационная сеть предназначена для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ).
Пунктом 1 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ определено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
В соответствии с п. 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу п. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона Лг« 149-ФЗ, в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ основаниями для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Единый реестр) является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Как следует из ч. 3-5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы (далее - Правила).
Пунктом 5 названных Правил предусмотрены следующие основания для включения в Единый реестр указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих запрещенную информацию, а именно:
- решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, к которым отнесены: МВД РФ - в части информации об обороте наркотиков; Роспотребнадзор - о способах совершения самоубийства; Роскомнадзор - о порнографии несовершеннолетних; обороте наркотиков; информации, решение о запрете которой принято уполномоченными органами или судом; ФНС - по азартным играм; Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка - по дистанционной продаже алкогольной продукции; Федеральное агентство по делам молодежи - по склонению несовершеннолетних к совершению противоправных действий;
- вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией;
- постановление судебного пристава-исполнителя об ограничении доступа к информации, порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина.
При этом названные Правила возможность включения в единый реестр информации, которая может способствовать совершению преступлений, связанных с распространением, публичной демонстрацией или рекламированием порнографических материалов или предметов с использованием сети «Интернет», на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или постановления судебного пристава-исполнителя не предусматривают.
Таким образом, досудебное урегулирование настоящего административного спора законодательством не предусмотрено, поскольку указанные в Правилах уполномоченные органы или судебный пристав- исполнитель не правомочны принимать решения (постановления) о включении названной информации в Единый реестр.
Указанные обстоятельства подтверждаются также письмом управления Роскомнадзора по Чеченской Республике от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому для внесения в Единый реестр запрещенной информации сетевых ресурсов, отличных от перечисленных в пункте 5 Правил, необходимо решение суда о признании информации запрещенной для распространения на территории всей Российской Федерации.
Размещение порнографических материалов на интернет-сайте нарушает установленные законом ограничения, основы конституционного строя, права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, оказывает негативное влияние на правосознание граждан, способствует совершению правонарушений и преступлений, в силу чего является незаконным и подлежит запрещению к распространению на территории Российской Федерации.
Доступ на страницу с адресом: https://xxxbab.com/ свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, сгенерированных модераторами. Ознакомиться с содержанием указанной страницы может любой пользователь сети «Интернет» с устройства, имеющего доступ в сеть, Информация на интернет-сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, как и отсутствует ограничение на передачу, распространение и копирование информации, указанной на сайте.
Изложенное подтверждается актом осмотра сайта, составленного в прокуратуре республики в присутствии двух участвующих лиц, скриншотами Интернет-ресурса и рапортом о его обнаружении,
На момент проверки указатель сайта с адресом https://xxxbab.com/ в Едином реестре отсутствует.
В соответствии с п, 1 ч. 2 ст. 265.2 КАС РФ в административном исковом заявлении о признании информации запрещенной должны быть указаны сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 9 части 2 статьи 125 КАС РФ, а также в случае установления лица, действия которого послужили поводом для подачи указанного административного искового заявления, административного ответчика сведения, предусмотренные пунктом 3 части 2 статьи 125 КАС РФ, то есть наименование административного ответчика. Между тем принятыми прокуратурой республики мерами установить лицо, действия которого послужили поводом для подачи настоящего административного искового заявления, то есть административного ответчика, не представилось возможным. В этой связи сведения об административном ответчике в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 265.2 КАС РФ в настоящем исковом заявлении не указаны.
В соответствии с п. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и ч. 1 ст, 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации.
В силу ст. 265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах как неопределенного круга лиц, так и Российской Федерации в защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений.
Поскольку принятыми прокуратурой мерами установить лицо, действия которого послужили поводом для подачи указанного административного искового заявления не представилось возможным, заявление прокурора подается в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 265.2 КАС РФ без указания административного ответчика - владельца данного Интернет-ресурса.
При этом Управление Роскомнадзора по Чеченской Республике не является распространителем указанной в административном иске информации, не обрабатывает ее, не хранит, не предоставляет вычислительные мощности владельцу ресурса, в связи: с чем имеет процессуальный статус заинтересованного лица (ст. 47 КАС РФ).
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 126 КАС РФ, если иное не установлено КАС РФ, к заявлению прилагаются документы, подтверждающие соблюдение истцом досудебного порядка урегулирования споров, если данный порядок установлен федеральным законом, или документы, содержащие сведения о жалобе, поданной в порядке подчиненности, и результатах ее рассмотрения, при условии, что такая жалоба подавалась.
С учетом особого правового статуса прокурора в административном судопроизводстве Кодекс административного судопроизводства РФ определил для него отдельный порядок предъявления заявления, отличающийся от общего для всех иных участников процесса.
Так, частью 6 ст. 125 КА.С РФ определено, что заявление, которое подается прокурором должно соответствовать лишь требованиям, предусмотренным п. 1 - 5, 8 и 9 ч. 2 КАС РФ. Названной нормой обязанность по соблюдению досудебного порядка урегулирования спора и приложению соответствующего документа (п, 6 ч. 1 ст. 126 КАС РФ) на прокурора не возложена.
В соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Согласно акта осмотра сайта от ДД.ММ.ГГГГ, старшим помощником прокурора Чеченской Республики ФИО3, в помещении кабинета № прокуратуры республики по адресу: <адрес>, в присутствии понятых, с применением персонального компьютера проведён осмотр интернет страницы https://xxxbab.com/ и обнаружена страница, на котором размещены материалы, связанные с информацией порнографического характера, в том числе пропагандирующие нетрадиционные сексуальные отношения.
Достоверность изложенных в акте осмотра от ДД.ММ.ГГГГ обстоятельств и законность оформленного прокурором акта по делу никем не оспаривается.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения заявленных административным истцом – заместителем прокурора республики в интересах неопределенного круга лиц и РФ требований, поскольку доступ пользователей сети «Интернет» к указанной информации противоречит положениям федерального законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь ст.175, 179,180, 227, 228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление заместителя прокурора Чеченской Республики ФИО2,- удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» https://xxxbab.com/ информацией, распространение которой территории Российской Федерации запрещено.
Обязать Управление федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Чеченской Республике ограничить доступ к указанной странице.
Об исполнении решения по административному делу сообщить в Заводской районный суд <адрес> и прокурору республики в течение 10 дней со дня истечения месячного срока.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чеченской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Заводской районный суд <адрес>.
Председательствующий судья И.<адрес>
Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ
Мотивированное решение судом изготовлено ДД.ММ.ГГГГ